Внедрение результатов исследования системы организационного управления

Системный анализ является прикладной наукой, конечная цель которого – изменить существующую ситуацию в соответствии с поставленными целями. При этом важно учесть, что эффект от внедрения результатов исследования системы зависит не только от того, насколько обоснованы методы СА, но и от того, насколько правильно реализованы полученные рекомендации.

В последние годы в системном анализе выделяют самостоятельный раздел, получивший, по предложению Р.Акоффа, название «теория практики», задачей которого является исследование условий эффективности претворения в жизнь результатов системного анализа.

По мнению Р.Акоффа, системная практика прежде всего является познавательным процессом не только для клиентов, но и для самих аналитиков.

«Если они ничему не учатся в ходе работы с другими, то они не практикуют, а консультируют, делясь тем, что они знали заранее. Скажем иначе: целью практики является поднять уровень развития системы клиента, всех ее заинтересованных сторон и самих аналитиков, вовлеченных в работу».

Понятие развития играет в «теории практики» Акоффа важную роль. Развитие есть увеличение желания и способности организации удовлетворять свои собственные и чужые нужды и оправданные желания. Желания, в свою очередь, называются «оправданными», если их удовлетворение ради одних не скажется отрицательно на развитии других. Нужд – это то, что необходимо для выживания. Важно при этом различать понятия «развитие» и «рост». Это не одно и то же, и даже не обязательно одно связано с другим.

Развитие связано не столько с наличными ресурсами, сколько с умением их использовать. Недостаток ресурсов может ограничивать рост, но не развитие. По мере развития система все менее зависима от наличных ресурсов и все более способна добывать или производить недостающие ресурсы. Организационные системы могут значительно вырасти, но предела их развитию не существует.

Развитие связано с обучением, а обучаться за других невозможно, поэтому невозможно и развивать другого человека или систему извне. Единственный способ развития – саморазвитие. Поэтому следует считать абсолютно необходимым участие заинтересованных сторон в системной практике, а самой важной чертой этого участия – его добровольность, исходя из утверждения, что участие не может быть эффективным, если оно является недобровольным.

Заинтересованные лица наиболее склонны участвовать в попытках эффективного разрешения проблем, когда они уверены, что выполнены следующие три условия:

1) их участие действительно повлияет на полученные результаты;

2) участие должно возбуждать интерес;

3) результаты действительно могут быть внедрены.

Первое условие наиболее полно реализуется, если каждая из сторон чувствует себя равноправной в принятии решений. Например, если решения принимаются большинством голосов и таким большинством обладает одна из заинтересованных сторон, то остальные стороны вряд ли добровольно будут участвовать в работе. Выход часто можно найти в консенсусе, т.е. принципе единогласного принятия решения.

Второе условие добровольного участия можно обеспечить несколькими способами. По опыту Акоффа, эффективным приемом является предложение участникам анализа начать с «идеального перепроектирования» рассматриваемой системы, т.е. проектирования такой системы, которой, будь на то их воля, они немедленно заменили бы существующую. Составление такого проекта обычно вызывает оживленный интерес, поскольку содержит элементы творческой игры и забавы, но по мере его выполнения участникам становится все более ясно, что, во-первых, с наиболее важными проблемами и возможностями, стоящими перед организацией, они зачастую осознанно сталкиваются впервые, и во-вторых, несмотря на не очень реалистичные предположения, спроектированная ими системам обычно может быть реально аппроксимирована довольно близко.

Третье условие выполняется лишь тогда, когда лица, принимающие решения, проявляют готовность участвовать в системном исследовании и во внедрении его результатов. В отечественной литературе это требование известно как «принцип первого лица». Акофф излагает его довольно категорично: «Лично я не стану участвовать в проекте, в котором не хотят принять участия ответственные лица, и я не стану тратить на него больше времени, чем они. Проблемы их, а не мои; и если они считают, что эти проблемы не стоят их времени, почему я должен считать иначе?»

Однако сам руководитель нуждается в уверенности, что его собственные интересы не будут нарушены в процессе внедрения, и дружеские отношения с аналитиком дают такие гарантии. По наблюдениям Р.Акоффа, установление таких отношений облегчается при следующих условиях:

1) обе стороны могут отказаться от продолжения работы в любой момент и по любой причине; ни одна из них не обязана продолжать работу в случае неудовлетворения ее ходом;

2) системный аналитик уделяет достаточное количество времени обучению персонала организации, с тем чтобы впоследствии работу организация могла выполнять и без него;

3) системный аналитик не стремится присвоить себе заслуги в получении положительных результатов, наоборот, он всячески подчеркивает заслуги других участников (это, кстати, быстрее приводит к росту его авторитета);

4) системный аналитик предъявляет профессиональны требования не только к качеству своей работы, но и к условиям, создаваемым ему для работы (в частности, если последние не отвечают профессиональным стандартам, например, в отношении полного доступа к нужным лицам и информации, работа должна прекращаться);

5) системный аналитик должен открыто и искренне проявлять уважение к интеллекту ответственного лица, принимающего решения.

Соблюдение трех условий, при которых заинтересованные лица охотно принимают участие в необходимых мероприятиях по проектированию и развитию системы, обеспечивают успешное внедрение результатов системного анализа в практику.

5.5. Тестовые задания

1. От чего, прежде всего, зависит выбор типа организационной структуры управления?

a) от времени функционирования системы управления

b) от субъективных пожеланий менеджера

c) от объекта и целей управления

d) от государственного воздействия

2. Какая из организационных структур управления обладает преимуществом универсальности, разнообразия организационных форм для управления любой сложности?

a) линейно-штабная

b) наиболее полная функциональная

c) строго линейная

d) линейно-функциональная

3. Какой тип организационной структуры управления лучше всего применять в фирмах, где требуется СА производства, его прогноз, решение правовых вопросов и т.?

e) линейно-штабная

f) наиболее полная функциональная

g) строго линейная

h) линейно-функциональная

4. В чем заключается постановка оптимизационной задачи?

a) определение целевой функции

b) определение варьируемых (искомых) параметров и известных (заданных) показателей

c) определение системы ограничений

d) всё вышеперечисленное

5. На каком этапе системного анализа определяются уровни иерархии?

a) прогноз и анализ будущих условий

b) анализ структуры системы

c) диагноз существующей системы

d) анализ проблемы

6. К какой группе методов относятся метод деревьев целей, матричные методы, сетевые методы?

a) неформальные методы

b) количественные методы

c) графические методы

d) методы моделирования

7. Как называется раздел системного анализа, задачей которого является исследование условий эффективности претворения в жизнь результатов СА?

a) теория практики

b) теория игр

c) теория множеств

d) теория хаоса

8. Кто является основоположником раздела системного анализа, указанного в вопросе 7?

a) С.Л.Оптнер

b) Р.Акофф

c) Л. фон Берталанфи

d) У.Р.Эшби

9. Являются ли развитие и рост организационных систем управления ограниченными?

a) да, их рост и развитие ограничены

b) нет, ни рост, ни развитие таких систем не ограничены

c) организационные системы могут значительно вырасти, но предела их развитию не существует

d) существует предел развитию системы при отсутствии ограничений на рост

10. Отметьте, пожалуйста, неверное утверждение об условиях работы системного аналитика при проведении исследования?

a) системный аналитик уделяет достаточное количество времени обучению персонала организации

b) системный аналитик стремится присвоить себе заслуги в получении положительных результатов

c) системный аналитик предъявляет профессиональны требования не только к качеству своей работы, но и к условиям, создаваемым ему для работы

d) обе стороны могут отказаться от продолжения работы в любой момент и по любой причине

Верные ответы на тестовые задания подчеркнуты.


Наши рекомендации