Тема 1 Гражданское общество, гражданственность, самоуправление

Образовательные технологии, используемые при различных видах учебной работы

1. Дискуссия– форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме,заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике.

2. Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его. Изучение кейсов – это исследование событий или ситуаций (обычно взятых из реальной жизни), нацеленное на обучение с помощью анализа материала и определения способов решения изложенных в кейсе проблем. Более краткие версии кейсов называют «эпизодами» или «критическими инцидентами». Материал для кейсов обычно предоставляется в письменной форме и может иметь объем от нескольких абзацев, предназначенных для короткой неформальной дискуссии, до очень сложных описаний кейсов на нескольких страницах, дополненных расчетами или статистической информацией для более детального анализа. Если у студентов есть возможность изучить кейс заранее, то его анализ может породить массу идей и мнений, а, значит, обучающая ценность такого кейса очень велика.

3. Тестирование– контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора.

4. Т-группы– это короткие, не более двух часов, регулярные занятия. Они не предполагают жесткой программы и обычно не структурированы, поскольку считается, что процесс здесь важнее содержания. Задача Т-группы – вызвать у участников замешательство и дискомфорт, чтобы стимулировать самоанализ и формирование новых убеждений и поведенческих навыков. Т-группы часто используют как катализатор для более серьезных программ организационного развития. В букве «Т» нет ничего таинственного – она означает просто «тренинг».

5. Рассказывание историй. Понимание важности и эффективности методов, основанных на рассказывании историй, сегодня возрастает. Суть технологии – ввести истории в содержание курса, ведь общеизвестен факт лучшего восприятия людьми информации, если она представлена в виде историй, притч, басен или рассказов. Их могут рассказывать и сам преподаватель, и участники. Более сложные технологии рассказывания историй предполагают обучение менеджеров умению включать истории в собственный арсенал методов управления. Если тренер неумело использует эту технологию, то рискует оттолкнуть некоторых учащихся, особенно прагматиков, но большинству менеджеров нравится такой неформальный подход, и они с удовольствием рассказывают истории из своего опыта.

6. Метод Дельфиосуществляется с помощью письменного опроса группы студентов, которые выступают в качестве экспертов по обсуждаемой проблеме. Для проведения опроса подготавливается анкета с вопросами, позволяющими дать сравнимые по заранее заданной шкале ответы. Опрос проводится в несколько этапов. На первом этапе каждый слушатель-эксперт дает письменные ответы на вопросы анкеты без каких-либо комментариев. Ответы обрабатываются, и в результате выделяются два экспериментальных подхода и один усредненный, о чем сообщается экспертам перед вторым этапом опроса. На этом этапе эксперты подтверждают или изменяют свое мнение и дают объяснение своим действиям. Если на следующем этапе мнения экспертов перестают меняться в зависимости от обобщенных результатов, то опрос прекращается. Главное в этом методе не сам процесс опроса, а обработка его результатов, в которой тоже активно участвуют обучающиеся студенты.

7. Мозговой штурм представляет специальную процедуру обсуждения и решения поставленной проблемы двумя группами обучающихся, когда одна группа является генератором идей, а другая – группой оценки и анализа. Во время мозгового штурма генерируются идеи, но без оценки, что позволяет рассмотреть максимальное количество возможностей и только после этого оценить их. Обычно тренер объясняет группе задание, участники высказывают свои идеи, а тренер без комментариев записывает их на флип-чарте или на доске. Только после того как высказаны и записаны все возможные идеи, группа переходит к их критике и оценке. Такая технология способствует участию в обсуждении замкнутых в себе участников, позволяет создать творческую атмосферу, помогает тренеру оценить уровень знаний менеджеров.

8. Творческий диалог. Преподаватель передает контроль над дискуссией группе. Перед студентами ставятся какие-то вопросы или делаются спорные утверждения, но не дается никаких инструкций о том, что делать дальше, кроме как «обсуждать». Часто группе нужно дать некоторые вводные параметры, например определенное время на обсуждение, или ее нужно разбить на небольшие подгруппы. Эта технология стимулирует открытое и творческое обсуждение, а студенты берут на себя больше ответственности. Она особенно полезна на тренингах по развитию лидерских навыков и созданию команды. Потенциальный недостаток: обсуждение может просто уйти в сторону и ни к чему не привести.

9. Анализ критических инцидентов. В основе данной технологии лежит предположение, что более глубокое понимание всех обстоятельств или последовательности событий можно получить с помощью подробного анализа одного определенного аспекта ситуации, так называемого критического инцидента. Подобный инструмент решения проблем широко распространен в некоторых сферах бизнеса и может использоваться при изучении кейса группой студентов. Вариант: студентов просят рассказать «критические инциденты» их собственного опыта, а затем обсуждают их. Иногда используется так называемый проясняющий анализ инцидента, то есть визуальное представление инцидента – например, студентов можно попросить изобразить случай из их опыта на флип-чарте.

10. Направленная беседа. Проводится, когда студенты чувствуют себя расслабленно и спокойно, возможно, или непосредственно перед началом занятия. Или сразу же после его формального окончания, или во время перерыва, но когда присутствует вся группа. Эта технология возникла из традиционного неформального общения учащихся с преподавателем после занятия. Такое общение подчас превращается в живые искренние обсуждения. Успех технологии зависит от того, насколько умело преподаватель руководит беседой – чем она менее формальна, тем выше шансы возникновения полезной дискуссии.

11. Упражнение «Аквариум». В этом упражнении группа делится на две части. В одной подгруппе проводится дискуссия или, возможно, какое-то иное упражнение, а другая подгруппа наблюдает за первой со стороны, как за рыбками в аквариуме. Затем проводится общее обсуждение, где рассматриваются различия в восприятии участников дискуссии и наблюдателей. Нужно иметь в виду, что такое обсуждение может быть достаточно горячим.

12. Деловая игра –метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения.

13. Коллоквиум –собеседование.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы для проведения текущего контроля

В современной России

Задание: Подготовить ответы на вопросы:

Общая характеристика факторов, тормозящих развитие самоуправления в современной России.

Институциональные факторы, тормозящие развитие самоуправления в современной России.

Экономические е факторы, тормозящие развитие самоуправления в современной России.

Политические факторы, тормозящие развитие самоуправления в современной России.

Форма контроля: дискуссия

В Российской Федерации

Задание: Подготовить ответы на вопросы:

Факторы, влияющие на становление местного самоуправления, (экономи­ческий подъем, рост, малого бизнеса, формирование политической культуры активистскоготипа, адаптация муниципальной системы, усиление автономии муниципалитетов, стимулирование развития территорий и др.).

Наличие у органов ТОС не только Уставов и планов работы, но и долгосрочных программ действий по развитию своих территорий как фактор, влияющий на становление местного самоуправления.

Взаимодействие органов ТОС и предприятий жилищно-коммунального хозяйства как фактор, влияющий на становление местного самоуправления.

Форма контроля: дискуссия

Темы курсовых работ по дисциплине «Территориальное общественное самоуправление»

1. Гражданское общество, гражданственность, самоуправление.

2. Конституционные основы местного самоуправления.

3. Гражданское общество и демократия. Трудности демократизации в России.

4. Взаимодействие органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.

5. Самоуправление и верховенство закона.

6. Территориальное общественное самоуправление: понятие, сущность и содержание деятельности.

7. Средневековье: становление европейского города и его роль в развитии самоуправленческих начал.

8. Организационно - правовое регулирование ТОС.

9. Финансово - экономическая организация ТОС.

10. Развитие территориального общественного самоуправления в современной России: от малых дел к вкладу в социально-экономическое развитие муниципальных образований.

11. Опыт эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления.

12. Местное самоуправление после октябрьского (1917 года) переворота.

13. Проблемы территориального общественного самоуправления и пути их решения.

14. Перспективы развития территориального общественного самоуправления.

15. Местное самоуправление и гражданская активность.

16. Демократизация общественной жизни как фактор дальнейшего развития территориального общественного самоуправления.

17. Понятие правовых основ местного самоуправления.

18. Современные представления о гражданском обществе.

Контрольные вопросы для подготовки к экзамену

1. Гражданское общество, гражданственность, самоуправление.

2. Гражданское общество и демократия. Трудности демократизации в России.

3. Знания, ценности и навыки активного гражданина.

4. Самоуправление и верховенство закона.

5. Самоуправление в древних Афинах и Спарте.

6. Самоуправление и особенности гражданского общества в Древнем Риме.

7. Средневековье: становление европейского города.

8. Российское самоуправление с древнейших времен до периода правления Ивана IV (X- XVI вв.).

9. Гражданская инициатива в эпоху расцвета сословно-представительной монархии и абсолютизма (XVII- XIX вв.).

10. Реформы второй половины XIX века и местное самоуправление в России в начале XX века.

11. Местное самоуправление после октябрьского (1917 года) переворота.

12. Современные зарубежные модели местного самоуправления (англосаксонская, континентальная и комбинированные модели).

13. Местное самоуправление и гражданская активность.

14. Понятие правовых основ местного самоуправления.

15. Конституционные основы местного самоуправления.

16. Взаимодействие органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.

17. Устав муниципального образования.

18. Территориальная сфера действия Устава муниципального образования.

19. Нормативные акты местного самоуправления.

20. Территориальное общественное самоуправление: понятие, сущность и содержание деятельности.

21. Организационно - правовое регулирование ТОС.

22. Финансово - экономическая организация ТОС.

23. Развитие территориального общественного самоуправления в современной России: от малых дел к вкладу в социально - экономическое развитие муниципальных образований.

24. Опыт эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления.

25. Проблемы территориального общественного самоуправления и пути их решения.

26. Перспективы развития территориального общественного самоуправления.

27. Демократизация общественной жизни как фактор дальнейшего развития территориального общественного самоуправления.

28. Современные представления о гражданском обществе.

29. Культура активного гражданина.

30. Факторы, тормозящие развитие самоуправления в современной России.

31. Модель местного самоуправления и результаты реформы.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины (модуля)

Базовый учебник

1. Петров В. И. Государственная и муниципальная служба : Учебник для вузов / под ред. В. И. Петрова. – М. : Из-во Юрайт, 2014. – 365 с.

Основная литература

2. Братановский С. Н. Основы местного самоуправления [Текст] : курс лекций : учеб.пособие для студентов вузов. / С. Н Братановский – М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2009 – 167, [1] с.

Дополнительная литература

3. Орлов В.Б. Учимся рассуждать, спорить, доказывать (студенты о территориальном общественном самоуправлении) [Текст]: учебно-методическое пособие. / В.Б. Орлов – Ханты-Мансийск: ГОУ ВПО «ЮГУ», 2010. – 48 с.

4. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления : Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В. Е. Чиркин – 5-е изд. пересмотр. – М. : НОРМА, ИНФРА-М, 2013 – 432 с.

Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

3. Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Интернет-источники:

www.kremlin.ru

Официальный сайт ХМАО – Югры http//www.admhmao.ru

http://www.gov-murman.ru/power/dep/law/local_gov/tos/

http://revolution.allbest.ru/law/00038048_0.html

Образовательные технологии, используемые при различных видах учебной работы

1. Дискуссия– форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме,заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике.

2. Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его. Изучение кейсов – это исследование событий или ситуаций (обычно взятых из реальной жизни), нацеленное на обучение с помощью анализа материала и определения способов решения изложенных в кейсе проблем. Более краткие версии кейсов называют «эпизодами» или «критическими инцидентами». Материал для кейсов обычно предоставляется в письменной форме и может иметь объем от нескольких абзацев, предназначенных для короткой неформальной дискуссии, до очень сложных описаний кейсов на нескольких страницах, дополненных расчетами или статистической информацией для более детального анализа. Если у студентов есть возможность изучить кейс заранее, то его анализ может породить массу идей и мнений, а, значит, обучающая ценность такого кейса очень велика.

3. Тестирование– контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора.

4. Т-группы– это короткие, не более двух часов, регулярные занятия. Они не предполагают жесткой программы и обычно не структурированы, поскольку считается, что процесс здесь важнее содержания. Задача Т-группы – вызвать у участников замешательство и дискомфорт, чтобы стимулировать самоанализ и формирование новых убеждений и поведенческих навыков. Т-группы часто используют как катализатор для более серьезных программ организационного развития. В букве «Т» нет ничего таинственного – она означает просто «тренинг».

5. Рассказывание историй. Понимание важности и эффективности методов, основанных на рассказывании историй, сегодня возрастает. Суть технологии – ввести истории в содержание курса, ведь общеизвестен факт лучшего восприятия людьми информации, если она представлена в виде историй, притч, басен или рассказов. Их могут рассказывать и сам преподаватель, и участники. Более сложные технологии рассказывания историй предполагают обучение менеджеров умению включать истории в собственный арсенал методов управления. Если тренер неумело использует эту технологию, то рискует оттолкнуть некоторых учащихся, особенно прагматиков, но большинству менеджеров нравится такой неформальный подход, и они с удовольствием рассказывают истории из своего опыта.

6. Метод Дельфиосуществляется с помощью письменного опроса группы студентов, которые выступают в качестве экспертов по обсуждаемой проблеме. Для проведения опроса подготавливается анкета с вопросами, позволяющими дать сравнимые по заранее заданной шкале ответы. Опрос проводится в несколько этапов. На первом этапе каждый слушатель-эксперт дает письменные ответы на вопросы анкеты без каких-либо комментариев. Ответы обрабатываются, и в результате выделяются два экспериментальных подхода и один усредненный, о чем сообщается экспертам перед вторым этапом опроса. На этом этапе эксперты подтверждают или изменяют свое мнение и дают объяснение своим действиям. Если на следующем этапе мнения экспертов перестают меняться в зависимости от обобщенных результатов, то опрос прекращается. Главное в этом методе не сам процесс опроса, а обработка его результатов, в которой тоже активно участвуют обучающиеся студенты.

7. Мозговой штурм представляет специальную процедуру обсуждения и решения поставленной проблемы двумя группами обучающихся, когда одна группа является генератором идей, а другая – группой оценки и анализа. Во время мозгового штурма генерируются идеи, но без оценки, что позволяет рассмотреть максимальное количество возможностей и только после этого оценить их. Обычно тренер объясняет группе задание, участники высказывают свои идеи, а тренер без комментариев записывает их на флип-чарте или на доске. Только после того как высказаны и записаны все возможные идеи, группа переходит к их критике и оценке. Такая технология способствует участию в обсуждении замкнутых в себе участников, позволяет создать творческую атмосферу, помогает тренеру оценить уровень знаний менеджеров.

8. Творческий диалог. Преподаватель передает контроль над дискуссией группе. Перед студентами ставятся какие-то вопросы или делаются спорные утверждения, но не дается никаких инструкций о том, что делать дальше, кроме как «обсуждать». Часто группе нужно дать некоторые вводные параметры, например определенное время на обсуждение, или ее нужно разбить на небольшие подгруппы. Эта технология стимулирует открытое и творческое обсуждение, а студенты берут на себя больше ответственности. Она особенно полезна на тренингах по развитию лидерских навыков и созданию команды. Потенциальный недостаток: обсуждение может просто уйти в сторону и ни к чему не привести.

9. Анализ критических инцидентов. В основе данной технологии лежит предположение, что более глубокое понимание всех обстоятельств или последовательности событий можно получить с помощью подробного анализа одного определенного аспекта ситуации, так называемого критического инцидента. Подобный инструмент решения проблем широко распространен в некоторых сферах бизнеса и может использоваться при изучении кейса группой студентов. Вариант: студентов просят рассказать «критические инциденты» их собственного опыта, а затем обсуждают их. Иногда используется так называемый проясняющий анализ инцидента, то есть визуальное представление инцидента – например, студентов можно попросить изобразить случай из их опыта на флип-чарте.

10. Направленная беседа. Проводится, когда студенты чувствуют себя расслабленно и спокойно, возможно, или непосредственно перед началом занятия. Или сразу же после его формального окончания, или во время перерыва, но когда присутствует вся группа. Эта технология возникла из традиционного неформального общения учащихся с преподавателем после занятия. Такое общение подчас превращается в живые искренние обсуждения. Успех технологии зависит от того, насколько умело преподаватель руководит беседой – чем она менее формальна, тем выше шансы возникновения полезной дискуссии.

11. Упражнение «Аквариум». В этом упражнении группа делится на две части. В одной подгруппе проводится дискуссия или, возможно, какое-то иное упражнение, а другая подгруппа наблюдает за первой со стороны, как за рыбками в аквариуме. Затем проводится общее обсуждение, где рассматриваются различия в восприятии участников дискуссии и наблюдателей. Нужно иметь в виду, что такое обсуждение может быть достаточно горячим.

12. Деловая игра –метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения.

13. Коллоквиум –собеседование.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы для проведения текущего контроля

Тема 1 Гражданское общество, гражданственность, самоуправление

Задание: Подготовить ответы на вопросы:

Дать определение культуре.

Раскрыть сущность свободы личности как высочайшей ценности современной цивилизации.

Раскрыть условия функционирования гражданского общества.

Назвать основные базовые постулаты демократии.

Самоуправление предполагает сочетание демократизма со специализацией, что определяет его социальную эффективность. Докажите.

Форма контроля: дискуссия

Наши рекомендации