Лекция 6. Классификация управленческих решений.
Классификация один из основных научных методов изучения какого-либо феномена.
Необходимость систематизации и классификации решений в практике менеджмента обусловлена ограниченностью ресурсов (время, финансы, люди, оборудование и пр.) любой организации. Классификация решений помогает акцентировать внимание руководителя на наиболее значимых аспектах управленческой ситуации и соответствующего ей решения, что будет способствовать оптимальному распределению ресурсов.
Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные(Мэскон).
ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки. Этим также экономится время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация. Неудивительно, что руководство часто программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью
НЕЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации,как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения,как усилить мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций (как чаще всего бывает с незапрограммированными решениями) истинной причиной проблемы может быть любой из факторов. В то же время, руководитель располагает множеством вариантов выбора.
На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее всего, они суть крайние отображения некоторого спектра в случае и с повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающегоих, целиком исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора методология принятия запрограммированных решений может быть полезна.
Классификационный признак | Группы управленческих решений | |
Степень повторяемости проблемы | Традиционные | нетипичные |
Значимость цели | Стратегические | Тактические |
Сфера воздействия | Глобальные | Локальные |
Срок реализации | Долгосрочные | Краткосрочные |
Прогнозируемые последствия | Корректируемые | Некорректируемые |
Характер информации | Детерминированные | Вероятностные |
Метод разработки | Формализованные | Неформализованные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные | Многокритериальные |
Форма принятия | Единоличные | Коллегиальные |
Способ фиксации | Документированные | Недокументированные |
Степень повторяемости проблемы
Традиционные решения неоднократно встречались в практике управления, альтернативы уже имеются. Нестандартные решения требуют генерации новых альтернатив.
Значимость цели
Уровень управления (+ оперативное)
Сфера воздействия
Решение может сказываться на деятельности организации в целом либо её отдельных подразделений.
Длительность реализации
Необходимо учитывать временной фактор, возможности развития ситуации.
Прогнозируемые последствия.
Большинство управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддаются корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. являются корректируемыми. Вместе с тем существуют решения, последствия которых необратимы