Составьте 5-6 игровых заданий для развития чувства времени у детей.

Игровое задание №1

Ознакомление с временным интервалом. Определение окончания срока выполнения работы по песочным часам (делать что-либо, контролируя себя):

1. Демонстрация 1, 3, 5 минут на секундомере, песочных часах; показать, где используются эти приборы

2. Беседа о том, что можно сделать за 1, 3, 5 минут

3. Практические действия детей: выполнять задание и следить по часам, закончить вовремя; показать зависимость результата от темпа работы (обучение определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам - задание сделать что-то за 1 минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам, этим обеспечивается накопление опыта у детей в использовании мерки. Воспитатель постоянно дает оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам).

4. Усложнение: выполнять 3-5 заданий, каждое за 1, 3, 5 минут, сравнить результаты работы

Игровое задание №2

Представления детей об 1 минуте.

«Минута — это 60 секунд, а секунда совсем короткая: скажешь «раз и...» — и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60», — поясняет воспитатель, демонстрируя длительность 1 минуты на секундомере. Уточняется название этого прибора, детей знакомят со словом «секундомер».

Детям показывается, как движется стрелка на секундомере, и объясняют, что ее движение по кругу совершается всегда за 1 минуту. Предлагается посидеть 1 минуту и измерить ее длительность по секундомеру. После этого показываются песочные часы и предлагается подумать, почему они так называются. Длительность 1 минуты воспитатель одновременно демонстрирует по песочным часам и секундомеру. Совместно с воспитателем дети делают вывод, что 1 минуту можно измерить секундомером и с помощью песочных часов. Воспитатель и сами дети рассказывают, где используются эти приборы для измерения времени.

Затем на каждый стол ставят песочные часы, и детям было предлагают сказать, что можно успеть сделать за 1 минуту. На этом занятии и на следующих дети сами должны были проверять, что можно успеть сделать за 1 минуту.

Игровое задание №3

На каждый стол ставят 1-минутные песочные часы. Воспитатель говорит:

— Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь песок из одного баллончика песочных часов пересыплется в другой, а стрелка на секундомере пройдет один круг.

По сигналу дети переворачивают песочные часы, а вызванный ребенок наблюдает за секундомером.

— Сколько прошло времени? — Дети отвечают, что 1 минута.

— Посмотрим, что мы успеем сделать за 1 минуту,— говорит воспитатель. — Правильно выполнит задание тот, кто закончит работу через минуту. Время можно увидеть на песочных часах: когда весь песок пересыплется из одного баллончика в другой, пройдет 1 минута. Работая, вы должны следить за часами и вовремя кончить. А теперь,—дает сигнал воспитатель, — в течение минуты складывайте из палочек узоры, кто какой хочет.

Подводя итоги работы, он говорит:

— Правильно выполнили задания точно через минуту Вова, Оля (и др.). Они следили за песочными часами и закончили выкладывать узоры, когда прошла 1 минута.

— Сколько узоров получилось за минуту у тебя, Лена? И т. д.

Игровое задание №4 «Что было, а что будет?»

Цель. Развитие восприятия времени, уточнение представлений детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели. Например:

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».

Дети говорят: «Качается» - это сейчас, а «упаду» - это еще будет».

Или:

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Ребята говорят: «Уронили и оторвали» - это было, «не брошу» - это будет.

Игровое задание №5 «Который час?»

Цель. Развитие восприятия времени, формирование представлений о времени.

Игровой материал. Игрушечные часы.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть игрушечные часы и сказать, что они видят. Затем педагог говорит: «Сейчас утро. Наши часы показывают время 8 часов (ставит стрелки на игрушечных часах) Сейчас мы будем кушать». Просит повторить который сейчас час.

Это упражнение можно повторять в различное время суток, постепенно приучая детей к пониманию, что в различное время суток они занимаются разными делами.

63. Составьте сценарий развлечения с математическим содержанием (возрастная группа детей на выбор).

Сценарий развлечения с математическим содержанием

Цель: Воспитывать у детей интерес к математическим задачам.

Задачи: заинтересовать их остроумными играми, логическими задачами с элементами юмора, вызвать радость познания.

Оборудование: цифры, дидактический материал, домино.

Ход развлечения:

В зал заходят дети – цифры от 1 до 9, а за ними – остальные дети группы. Каждая цифра характеризует саму себя.

Воспитатель: Дети, а какой цифры у нас нет? Сейчас нам об этом цифры сами расскажут. (Игра-драматизация «Десятка», действующие лица которой Автор, Ноль и Единица.)

Автор: Веселый ноль прошептал соседке единицы.

Ноль: С тобою рядом я бы хотел постоять, сестрица.

Автор: И единица говорит

Единица: Ты, Ноль, ничтожное число! Не стой со мной, потому что мне это совсем неприятно!

Автор: А Ноль на это.

Ноль: Я знаю сам. И если бы рядом стать нам. Десятка бы с тебя получилась! Посмотри на себя: ты же у нас Маленькая и худощавая! А станешь больше в десять раз. Когда я стану справа! Пусть не говорят, что нули такие ничтожные и малые. (Десятка занимает свое место в натуральном ряду чисел).

Воспитатель: Все собрались цифры в ряд, есть у нас и десятка. В гости тут к нам пришла Математика-загадка. Заходит помощник воспитателя – Математика-загадка.

Математика. Добрый день, дети. Я хочу узнать, как вы умеете считать. Слушайте мои задания! Водит детишек всегда Гусь-мама к воде, о тропинке до пруда шелестят они шнурочком. А гусь по саду идет и счет всем ведет. Сколько пальцев на руках, столько деток у гуся. Сколько же деток у гуся?

Дети: Десять!

Математика: Верно, дети! Слушайте следующее задание. Пять пар кружатся вокруг елки. А мы спросим Марину, знает ли она сколько танцоров кружится в танце?

Марина. Десять танцоров!

Математика. Молодец, Марина! И последнее задание слушайте внимательно. Двое птенцов стоят. Два в скорлупках сидят. Шесть под крылом у мамы-квочки. Посудите детки немножко, и скажите вы нам сразу, сколько всех цыплят вместе?

Дети: Десять цыплят!

Математика: Молодцы, дети! Хорошо умеете считать. А играть вы умеете? Выбирают две группы детей по три ребенка.

Дидактические игры: «Кто первый составит 10» (из двух меньших чисел). «Домино» (отобрать косточки, которые в сумме составляют 10), «Найди подарок» (ориентировка в пространстве, счет шагов на 10).

Математика: У меня есть еще одно интересное задание, но оно сложное. Будете его выполнять?

Дети: Будем!

Математика раскладывает на столе рисунки.

- Я принесла с собой сказочных героев. Задание такое: нужно выбрать героев одной сказки. Эта сказка вам хорошо известна. Между прочим, десять героев. Дети выполняют задание математики

Математика: Теперь вы наверняка знаете, что это за сказка. Она называется...

Дети: «Коза-дереза».

Математика. А теперь разложите рисунки героев сказки в том порядке, в котором они появляются в сказке. Кто из них появляется десятым?

Ответы детей.

Вы – хорошие математики! Вы такие сообразительные, внимательные, что я к вам еще приду. Ждите меня!

До свидания!

64. Раскройте содержание тестовых заданий для выявления уровня готовности детей к изучению математики в первом классе.

Задание1. Ребенку показывают карточку с цифрами, размещенными вразнобой, и просят назвать и показать их.

Задание2. Ребенка просят назвать числа, смежные с названными.

Задание3. Перед ребенком лист бумаги с изображением на нем двух рядов кружочков. Верхний ряд— восемь больших кружочков, нижний — девять маленьких, которые размеща­ются на меньшем расстоянии один от одного, чем большие. Ставится вопрос: «Каких кружочков больше? Каких меньше?»

Задание4. Ребенку показывают по очереди три картинки: «Яблоня», «Аэропорт», «Девочка с флажками». Предлагают придумать по каждой картинке задачу и решить ее.

Задание5. Ребенку показывают картинку «Домики». Предлагают внимательно посмотреть на картинку и сказать, какие геометрические фигуры он узнает на ней (окна квадратной формы, двери— прямоугольные и т.д.).

Задание6. Перед ребенком лежит восемь фигурок четырех цветов: три красные, две зеленые, две синие, одна желтая. Воспитатель спрашивает: «Сколько тут разных цветов?»

Задание7. Перед ребенком лежит картинка, на которой изображены десять разных предметов, размещенных в ряд. Просят ответить на вопрос: «Сколько всего тут предметов? Как ты посчитал? На каком месте домик? Сколько всего пирамидок?» и т.д.

65. Раскройте содержание 2-3 дидактических игр (упражнений, заданий) на овладение ребенком логической операции – сериация.

Упражнение №1.

Ранжирование 5 полосок, длина каждой из которых увеличивается на 1 см по отношению к предыдущей. Дается инструкция: «Разложи полоски в таком порядке — от самой маленькой к самой большой». Затем предлагаются 10 полосок и изменяется инструкция: «Разложи полоски от самой большой до самой маленькой». В дальнейшем задание усложняется через уменьшение разницы в размере полосок до 0,5 см.

Упражнение №2

Детям предлагается рисунок, изображающий детей разного роста, стоящих в очереди Задаются вопросы: «Скажи, кто самый низкий?», «Кто самый высокий?», «Как ты скажешь о девочке ссобакой?», «Какой этот мальчик по отношению к мальчику с мячом?» и т. д. На заключительномэтапе выполнения задания дается инструкция: «Покажи детей по очереди, начиная с самоговысокого и кончая самым низким». Позже дается задание показать детей в последовательности,начиная с самого низкого.

Упражнение №3

Определить, кто какой по счету в очереди.

Детям предлагается рисунок, изображающий детей разного роста, стоящих в очереди. Педагогзадает следующие вопросы: «Сколько детей в очереди за мороженым? Кто четвертый в очереди?Какая по счету девочка с собакой? Кто стоит после третьего в очереди? Кто стоит перед пятым вочереди?» И т. д.

66. Раскройте содержание 2-3 дидактических игр (упражнений, заданий) на овладение ребенком логической операции – классификация.

Упражнение «Раскрась правильно»

У детей листочки бумаги с изображением разных геометрических фигур. Детям предлагается раскрасить фигуры определенным цветом: все квадраты – красным; все круги – синим и т. д.

Упражнение «Собери все предметы»

На магнитной – доске картинки с изображением предметов разной формы и цвета: пирамидка, елка, шарик, яблоко, картина, мяч и т. п. Детям предлагается собрать все изображения предметов: или треугольной формы, или красного цвета, и т. п.

Подвижная игра «Найди свой домик»

На полу в разных местах группы или зала лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. На столе геометрические фигуры более мелкие по размеру – раздаточный материал. Каждый ребенок подходит к столу, выбирает себе одну геометрическую фигуру и говорит: «Я – треугольник», «Я - квадрат», «Я – круг». По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате. По второму сигналу все игроки находят свои домики: те, у кого треугольники, бегут к треугольнику, лежащему на полу; у кого круги – к кругу и т. д. Детям предлагается обосновать свой выбор домика. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры на полу местами. Играя, дети выполняют группировку геометрических фигур по одному свойству – форме.

67. Раскройте содержание 2-3 дидактических игр (упражнений, заданий) на овладение ребенком логической операции – классификация.

Упражнение «Волшебные яблони»

На магнитной доске – три яблони и набор картинок с изображением яблок разного цвета: красные, желтые, зеленые. Детям предлагается вернуть яблоки на свои яблони, то есть выполнить классификацию по цвету.

Упражнение «Кораблики»

Перед детьми тазы разного цвета с водой и бумажные кораблики разного цвета. Детям предлагается выбрать себе кораблик и запустить его в таз соответствующего цвета.

Упражнение «Помоги ежику»

На полу лежит обруч. В обруче – игрушка-ежик. На колючках ежика – круг. Вокруг обруча геометрические фигуры разного цвета, формы, размера. Детям предлагается сложить к ежику в норку (домик) все круги. Вне обруча остаются геометрические фигуры, не обладающие выделенным признаком, то есть не круглые.

68. Раскройте содержание 2-3заданий на ориентировку детей в двухмерном пространстве.

Задание №1

«Создание узора на бумаге в клеточку».

Сначала проводятся подготовительные упражнения:

- поставить точку в указанном месте на бумаге (например, отступив 3 клеточки сверху и 2 - слева),

- провести линию определенной длины в указанном направлении (например, 3 клеточки слева направо).

Затем воспитатель диктует детям заранее продуманный узор, желательно, чтобы он был симметричным.

Задание № 2

Раскладывание определенного количества предметов справа (слева, вверху, внизу),

- создание узора на плоскости.

Варианты:

а) воспитатель диктует, какие предметы положить в каком месте;

б) детям дается готовая карточка, и дети описывают ее;

в) дети придумывают узор и описывают его.

Называя расположение предмета на плоскости, надо обязательно говорить: относительно чего мы его располагаем (например: вверху от треугольника; внизу всей плоскости)

Вопросы: Что находится вверху (внизу, слева, справа) на листе? Где находится треугольник?

«Найди свой домик» (дети ищут «домики», соответствующие своему узору),

- «Парные картинки» (нарисованы одни и те же предметы, но по-разному расположенные в пространстве; надо найти одинаковые картинки).

Можно создавать узоры на аппликации и рисовании (открытка, домик, фартучек).

Задание № 3

«Найди свой домик» (дети ищут «домики», соответствующие своему узору),

- «Парные картинки» (нарисованы одни и те же предметы, но по-разному расположенные в пространстве; надо найти одинаковые картинки).

Можно создавать узоры на аппликации и рисовании (открытка, домик, фартучек).

69. Раскройте содержание 2-3 дидактических упражнений на ознакомление детей с формой предметов.

Подбери фигуру

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Показываю круг и, обводя его пальцами, спрашиваю: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показываю овал, тоже обвожу его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделываю с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирую внимание на углах. Исправляю неточные и ошибочные ответы детей.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными». Прошу детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении - класть.

В конце игры подвожу итог: « Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».

Подбери по форме

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета величины.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход игры. Раздою детям на подносах карточки и фигуры.

«Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показываю круг, вызываю отдельных детей для ответа. Далее этот вопрос повторяю с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше».

Детям, неправильно разложившим фигуры, предлагаю обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.

Наши рекомендации