Какие бывают методы работы с группой?

В этом разделе мы описываем несколько основных методов работы. Про такие методы, как лекция, чтение, использование аудиовизуальных средств и наглядных пособий, мы уже упоминали.Эти методы общеизвестны и не нуждаются в подробных комментариях.

Дискуссия. Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями. Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы занятия, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.

В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии.

Метод взаимодействия (генератор идей) – форма проведения собраний – представляет собой хороший способ решения проблем.

МВД - технология, направленная на эффективное решение поставленной задачи.

Почему мы используем метод взаимодействия

  • Собрания - прекрасный способ начала перемен к лучшему;
  • Совместная работа людей в небольших группах - ключ к успеху крупных организаций;
  • Эффективный способ проведения собрания дает практические результаты;
  • Не существует единственно верного способа проведения собрания;
  • На собраниях имеется редкая возможность создать атмосферу безопасности и сотрудничества, позволяющую участникам реализовать свои лучшие способности;
  • Большинство людей обладает высоким творческим потенциалом, который, как правило, недостаточно используется.
  • Люди поддерживают то, что создают сами;
  • Качество принимаемых решений повышается, если они основаны на общем согласии (консенсусе);
  • Равенство вклада и участия каждого члена группы повышает производительность группы в целом.

Роли участников собрания:

Лидер группы (председатель).

  • Организует собрание;

Продуманная подготовка места проведения собрания может значительно повысить эффективность работы группы. Помните также, что дискомфорт может стать сильным отвлекающим фактором и сбивать группу с цели.

Подготовка рабочей комнаты окажется полезной, если предусмотрит:

ü Наличие плоской стены или подставки для летописи;

ü Расстановку стульев, позволяющую всем участникам сидеть лицом к ведущему, летописи и другим членам группы;

ü Достаточно свободного места, чтобы участники не чувствовали себя стесненными. При этом расстановка полукругом без столов обладает следующими преимуществами:

ü Отсутствие барьеров между людьми;

ü Возможность работы с большими группами;

ü Летопись всегда на виду.

Что понадобится:

ü Плакатная бумага;

ü Плоская стена;

ü Скотч;

ü Маркеры.

С чего начать...

Часто у членов группы нет четкого представления о том, чего они хотят от собрания. Но чем яснее цель, тем проще решить, как к ней продвигаться, поэтому в самом начале стоит поговорить об ожиданиях группы от сегодняшней встречи. Лучше всего сформулировать свои ожидания, как если бы они уже сбылись. Затем ради создания спокойной и рабочей обстановки членам группы надо подумать о том, что могло бы им помешать и как они хотят, чтобы к ним относились во время собрания. Например, если кому-то мешают посторонние разговоры, надо сказать об этом. Из этих замечаний строятся соглашения группы на время совместной работы.

  • Находит ведущего;
  • Вносит идеи;
  • Ведет себя, как член группы, позволяя ведущему следить за ходом собрания.

Ведущий.

  • Помогает группе достичь желаемых результатов;
  • Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли ведущего и делать свои замечания по теме)
  • Удерживает членов группы от подавления и критики идей друг друга;
  • Создает атмосферу безопасности для открытой дискуссии;
  • Добивается максимального (но в разумных пределах!) участия от всех членов группы;
  • Не дает группе уклоняться от поставленной цели;
  • Направляет собрание в нужное русло - предлагает ход его проведения и, при необходимости, - альтернативы;
  • Дает возможность летописцу успевать записывать все важное;
  • Находит человека, чтобы следить за временем;
  • Начинает собрание с примерно следующего объяснения своей роли: "Я буду нейтральным ведущим, свои идеи буду предлагать, только если вы мне позволите. Моя задача - не дать вам уклониться от поставленной задачи и помочь достичь нужных результатов. Это ваше собрание - я хочу сделать так, чтобы оно принесло вам пользу".

Летописец.



  • Записывает на плакатной бумаге все, что происходит на собрании;
  • Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли летописца и делать свои замечания по теме);
  • Отдает предпочтение ключевым словам и сочетаниям, а не целым предложениям;
  • Разделяет самостоятельные идеи с помощью:

ü письма чередующимися темными цветами (синим, зеленым, фиолетовым, черным, коричневым);

ü выделения/подчеркивания яркими цветами (красным, оранжевым, желтым, розовым);

ü использования "пулек" (*) вместо номеров;

  • Начинает с примерно следующего объяснения своей роли: "Я здесь для того, чтобы вести летопись собрания. Я не буду предлагать своих идей без вашего разрешения. Если я пропущу что-то важное или запишу что-нибудь неверно - подскажите мне, пожалуйста. Это будет память вашей группы".

Член группы.

  • Вносит идеи;
  • Следит за правильностью записей летописца;
  • Открыто делится, если чем-то недоволен;
  • Помогает создать соглашения группы и придерживаться их;
  • Способствует активному участию других членов группы;
  • Придерживается поставленной задачи и не уходит в сторону;
  • Берет на себя часть ответственности за принятие решений.

Наши рекомендации