Какие бывают методы работы с группой?
В этом разделе мы описываем несколько основных методов работы. Про такие методы, как лекция, чтение, использование аудиовизуальных средств и наглядных пособий, мы уже упоминали.Эти методы общеизвестны и не нуждаются в подробных комментариях.
Дискуссия. Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями. Часто дискуссия принимает острый характер (когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников), и стороны не достигают единодушия. Но такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы занятия, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций.
В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии.
Метод взаимодействия (генератор идей) – форма проведения собраний – представляет собой хороший способ решения проблем.
МВД - технология, направленная на эффективное решение поставленной задачи.
Почему мы используем метод взаимодействия
- Собрания - прекрасный способ начала перемен к лучшему;
- Совместная работа людей в небольших группах - ключ к успеху крупных организаций;
- Эффективный способ проведения собрания дает практические результаты;
- Не существует единственно верного способа проведения собрания;
- На собраниях имеется редкая возможность создать атмосферу безопасности и сотрудничества, позволяющую участникам реализовать свои лучшие способности;
- Большинство людей обладает высоким творческим потенциалом, который, как правило, недостаточно используется.
- Люди поддерживают то, что создают сами;
- Качество принимаемых решений повышается, если они основаны на общем согласии (консенсусе);
- Равенство вклада и участия каждого члена группы повышает производительность группы в целом.
Роли участников собрания:
Лидер группы (председатель).
- Организует собрание;
Продуманная подготовка места проведения собрания может значительно повысить эффективность работы группы. Помните также, что дискомфорт может стать сильным отвлекающим фактором и сбивать группу с цели.
Подготовка рабочей комнаты окажется полезной, если предусмотрит:
ü Наличие плоской стены или подставки для летописи;
ü Расстановку стульев, позволяющую всем участникам сидеть лицом к ведущему, летописи и другим членам группы;
ü Достаточно свободного места, чтобы участники не чувствовали себя стесненными. При этом расстановка полукругом без столов обладает следующими преимуществами:
ü Отсутствие барьеров между людьми;
ü Возможность работы с большими группами;
ü Летопись всегда на виду.
Что понадобится:
ü Плакатная бумага;
ü Плоская стена;
ü Скотч;
ü Маркеры.
С чего начать...
Часто у членов группы нет четкого представления о том, чего они хотят от собрания. Но чем яснее цель, тем проще решить, как к ней продвигаться, поэтому в самом начале стоит поговорить об ожиданиях группы от сегодняшней встречи. Лучше всего сформулировать свои ожидания, как если бы они уже сбылись. Затем ради создания спокойной и рабочей обстановки членам группы надо подумать о том, что могло бы им помешать и как они хотят, чтобы к ним относились во время собрания. Например, если кому-то мешают посторонние разговоры, надо сказать об этом. Из этих замечаний строятся соглашения группы на время совместной работы.
- Находит ведущего;
- Вносит идеи;
- Ведет себя, как член группы, позволяя ведущему следить за ходом собрания.
Ведущий.
- Помогает группе достичь желаемых результатов;
- Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли ведущего и делать свои замечания по теме)
- Удерживает членов группы от подавления и критики идей друг друга;
- Создает атмосферу безопасности для открытой дискуссии;
- Добивается максимального (но в разумных пределах!) участия от всех членов группы;
- Не дает группе уклоняться от поставленной цели;
- Направляет собрание в нужное русло - предлагает ход его проведения и, при необходимости, - альтернативы;
- Дает возможность летописцу успевать записывать все важное;
- Находит человека, чтобы следить за временем;
- Начинает собрание с примерно следующего объяснения своей роли: "Я буду нейтральным ведущим, свои идеи буду предлагать, только если вы мне позволите. Моя задача - не дать вам уклониться от поставленной задачи и помочь достичь нужных результатов. Это ваше собрание - я хочу сделать так, чтобы оно принесло вам пользу".
Летописец.
- Записывает на плакатной бумаге все, что происходит на собрании;
- Остается нейтрален (лишь спросив разрешение группы, может выходить из роли летописца и делать свои замечания по теме);
- Отдает предпочтение ключевым словам и сочетаниям, а не целым предложениям;
- Разделяет самостоятельные идеи с помощью:
ü письма чередующимися темными цветами (синим, зеленым, фиолетовым, черным, коричневым);
ü выделения/подчеркивания яркими цветами (красным, оранжевым, желтым, розовым);
ü использования "пулек" (*) вместо номеров;
- Начинает с примерно следующего объяснения своей роли: "Я здесь для того, чтобы вести летопись собрания. Я не буду предлагать своих идей без вашего разрешения. Если я пропущу что-то важное или запишу что-нибудь неверно - подскажите мне, пожалуйста. Это будет память вашей группы".
Член группы.
- Вносит идеи;
- Следит за правильностью записей летописца;
- Открыто делится, если чем-то недоволен;
- Помогает создать соглашения группы и придерживаться их;
- Способствует активному участию других членов группы;
- Придерживается поставленной задачи и не уходит в сторону;
- Берет на себя часть ответственности за принятие решений.