Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

· понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей и др.);

· математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека;

· владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет учащемуся совершенствовать коммуникативную деятельность.

Место учебного предмета «Математика» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 202 часов (6 часов в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Изучение математики в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

· внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к урокам математики;

· понимание роли математических действий в жизни чело­века;

· интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

· ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;

· понимание причин успеха в учебе;

· понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

ü интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;

ü ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;

ü общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

ü самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

ü первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

ü понимания чувств одноклассников, учителей;

ü представления о значении математики для познания окружающего мира.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Ученик научится:

· принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

· планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

· выполнять действия в устной форме;

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

· в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

· вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

· выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

· принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

ü понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

ü выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

ü воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

ü в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

ü на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

ü выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

ü самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

Ученик научится:

осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

· использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;

· на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;

· строить небольшие математические сообщения в устной форме;

· проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

· выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

· проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

· в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

· строить простые индуктив­ные и дедуктивные рассуждения.

Ученик получит возможность научиться:

ü под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

ü работать с дополнительными текстами и заданиями;

ü соотносить содержание схематических изображений с математической записью;

ü моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов;

ü устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

ü строить рассуждения о математических явлениях;

ü пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач.

Коммуникативные:

Ученик научится:

· принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

· допускать существование различных точек зрения;

· стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;

· использовать в общении правила вежливости;

· использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

· контролировать свои действия в коллективной работе;

· понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

· следить за действиями дру­гих участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

ü строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

ü использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

ü корректно формулировать свою точку зрения;

ü проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

ü контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.

Предметные результаты:

Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа.

Ученик научится:

· понимать особенности десятичной системы счисления;

· сравнивать и упорядочивать натуральные числа;

· выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;

· использовать понятия и умения, связанные процентами, в ходе решения математических задач, выполнять несложные практические расчёты.

Ученик получит возможность:

ü познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

ü углубить и развить представления о натуральных числах;

ü научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

· использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Ученик получит возможность:

· понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения.

Уравнения

Ученик научится:

· решать простейшие уравнения с одной переменной;

· понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

Ученик получит возможность:

ü овладеть специальными приёмами решения уравнений;

ü уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

Неравенства

Ученик научится:

· понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства;

· применять аппарат неравенств, для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

ü уверенно применять аппарат неравенств, для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;

Описательная статистика.

Ученик научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Ученик получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

Комбинаторика

Ученик научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Ученик получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

· распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

· распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

· строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

· вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

ü научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

ü углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.

Геометрические фигуры

Ученик научится:

· пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

· распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

· находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;

· решать несложные задачи на построение.

Ученик получит возможность:

ü научится пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

ü распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

ü находить значения длин линейных фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;

ü решать несложные задачи на построение.

Измерение геометрических величин

Ученик научится:

· использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

· вычислять площади прямоугольника, квадрата;

· вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;

· решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.

Ученик получит возможность научиться:

ü использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

ü вычислять площади прямоугольника, квадрата;

ü вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, формулы площадей фигур;

ü решать задачи на применение формулы площади прямоугольника, квадрата.

Координаты

Ученик научится:

· находить координаты точки.

Ученик получит возможность:

ü овладеть координатным методом решения задач.

Работа с информацией

Ученик научится:

· заполнять простейшие таблицы по результатам выполнения практической работы, по рисунку;

· выполнять действия по алгоритму;

· читать простейшие круговые диаграммы.

Ученик получит возможность научиться:

ü устанавливать закономерность расположения данных в строках и столбцах таблицы, заполнять таблицу в соответствии с установленной закономерностью;

ü понимать информацию, заключенную в таблице, схеме, диаграмме и представлять ее в виде текста (устного или письменного), числового выражения, уравнения;

ü выполнять задания в тестовой форме с выбором ответа;

ü выполнять действия по алгоритму; проверять правильность готового алгоритма, дополнять незавершенный алгоритм;

ü строить простейшие высказывания с использованием логических связок «верно /неверно, что ...»;

ü составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.

Учебно-тематический план по математике в 5 классе.

№ п/п Изучаемый материал Кол-во часов Контрольные работы
  Повторение курса начальной школы.
  Глава 1. Натуральные числа  
1. Ряд натуральных чисел.  
2. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел.  
3. Отрезок.  
4. Плоскость. Прямая. Луч.  
5. Шкала. Координатный луч.  
6. Сравнение натуральных чисел.  
7. Повторение и систематизация учебного материала
  Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел.  
8. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения.  
9. Вычитание натуральных чисел  
10. Числовые и буквенные выражения. Формулы.
11. Уравнение.  
12. Угол. Обозначение углов.  
13. Виды углов. Измерение углов.  
14. Многоугольники. Равные фигуры.  
15. Треугольник и его виды.  
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.  
17. Повторение и систематизация учебного материала
  Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел.  
18. Умножение. Переместительное свойство умножения.  
19. Сочетательное и распределительное свойства умножения.  
20. Деление.  
21. Деление с остатком.  
22. Степень числа.
23. Площадь. Площадь прямоугольника.  
24. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида.  
25. Объем прямоугольного параллелепипеда.  
26. Комбинаторные задачи.  
27. Повторение и систематизация учебного материала
  Глава 4. Обыкновенные дроби.  
28. Понятие обыкновенной дроби.  
29. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей.  
30. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.  
31. Дроби и деление натуральных чисел.  
32. Смешанные числа.  
33. Повторение и систематизация учебного материала
  Глава 5. Десятичные дроби  
34. Представление о десятичных дробях.  
35. Сравнение десятичных дробей.  
36. Округление чисел. Прикидки.  
37. Сложение и вычитание десятичных дробей
38. Умножение десятичных дробей  
39. Деление десятичных дробей
40. Среднее арифметическое. Среднее значение величины.  
41. Проценты. Нахождение процентов от числа.  
42. Нахождение числа по его процентам.  
43. Повторение и систематизация учебного материала.
  Повторение и систематизация учебного материала.
  Итого

Календарно-тематический план по математике в 5 классе.

№ п/п Изучаемый материал Кол-во часов Дата проведения урока
  По плану По факту
  Повторение курса начальной школы. 01-15.09.17 I
  Контрольная работа №1    
  Глава 1. Натуральные числа    
1. Ряд натуральных чисел. 2 18.09.17  
  Ряд натуральных чисел. 19.09.17  
2. Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. 3 20.09.17  
  Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. 21.09.17  
  Цифры. Десятичная запись натуральных чисел. 21.09.17  
3. Отрезок. 4 22.09.17  
  Отрезок. 26.09.17  
  Отрезок. 27.09.17  
  Отрезок. 28.09.17  
4. Плоскость. Прямая. Луч. 3 28.09.17  
  Плоскость. Прямая. Луч. 29.09.17  
  Плоскость. Прямая. Луч. 02.10.17  
5. Шкала. Координатный луч. 3 03.10.17  
  Шкала. Координатный луч. 04.10.17  
  Шкала. Координатный луч. 05.10.17  
6. Сравнение натуральных чисел. 3 05.10.17  
  Сравнение натуральных чисел. 06.10.17  
  Сравнение натуральных чисел. 09.10.17  
7. Повторение и систематизация учебного материала 10.10.17  
  Контрольная работа №2 11.10.17  
  Глава 2. Сложение и вычитание натуральных чисел.    
8. Сложение натуральных чисел. 4 12.10.17  
  Сложение натуральных чисел. 13.10.17  
  Свойства сложения. 2 13.10.17  
  Свойства сложения. 14.10.17  
9. Вычитание натуральных чисел 5 16.10.17  
  Вычитание натуральных чисел 17.10.17  
  Вычитание натуральных чисел 18.10.17  
  Вычитание натуральных чисел 19.10.17  
  Вычитание натуральных чисел 19.10.17  
10. Числовые и буквенные выражения. Формулы. 3 20.10.17  
  Числовые и буквенные выражения. Формулы. 23.10.17  
  Числовые и буквенные выражения. Формулы. 24.10.17  
  Контрольная работа №3 25.10.17  
11. Уравнение. 5 26.10.17  
  Уравнение. 26.10.17  
  Уравнение. 27.10.17  
  Уравнение. 08.11.17 II
  Уравнение. 09.11.17  
12. Угол. Обозначение углов. 2 09.11.17  
  Угол. Обозначение углов. 10.11.17  
13. Виды углов. Измерение углов. 5 13.11.17  
  Виды углов. Измерение углов. 14.11.17  
  Виды углов. Измерение углов. 15.11.17  
  Виды углов. Измерение углов. 16.11.17  
  Виды углов. Измерение углов. 16.11.17  
14. Многоугольники. Равные фигуры. 2 17.11.17  
  Многоугольники. Равные фигуры. 20.11.17  
15. Треугольник и его виды. 3 21.11.17  
  Треугольник и его виды. 22.11.17  
  Треугольник и его виды. 23.11.17  
Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. 3 23.11.17  
  Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. 24.11.17  
  Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. 27.11.17  
17. Повторение и систематизация учебного материала 2 28.11.17  
  Контрольная работа №4 29.11.17  
  Глава 3. Умножение и деление натуральных чисел.    
18. Умножение. Переместительное свойство умножения. 4 30.11.17  
  Умножение. Переместительное свойство умножения. 30.11.17  
  Умножение. Переместительное свойство умножения. 01.12.17  
  Умножение. Переместительное свойство умножения. 04.12.17  
19. Сочетательное и распределительное свойства умножения. 3 05.12.17  
  Сочетательное и распределительное свойства умножения. 06.12.17  
  Сочетательное и распределительное свойства умножения. 07.12.17  
20. Деление. 7 07.12.17  
  Деление. 08.12.17  
  Деление. 11.12.17  
  Деление. 12.12.17  
  Деление. 13.12.17  
  Деление. 14.12.17  
  Деление. 14.12.17  
21. Деление с остатком. 3 15.12.17  
  Деление с остатком 18.12.17  
  Деление с остатком 19.12.17  
22. Степень числа. 2 20.12.17  
  Степень числа. 21.12.17  
  Контрольная работа №5 21.12.17  
23. Площадь. Площадь прямоугольника. 4 22.12.17  
  Площадь. Площадь прямоугольника 25.12.17  
  Площадь. Площадь прямоугольника 26.12.17  
  Площадь. Площадь прямоугольника 27.12.17  
24. Прямоугольный параллелепипед. Пирамида. 3 28.12.17  
  Прямоугольный параллелепипед. Пирамида 11.01.18 III
  Прямоугольный параллелепипед. Пирамида 11.01.18  
25. Объем прямоугольного параллелепипеда. 4 12.01.18  
  Объем прямоугольного параллелепипеда. 15.01.18  
  Объем прямоугольного параллелепипеда. 16.01.18  
  Объем прямоугольного параллелепипеда. 17.01.18  
26. Комбинаторные задачи. 3 18.01.18  
  Комбинаторные задачи. 18.01.18  
  Комбинаторные задачи. 19.01.18  
27. Повторение и систематизация учебного материала 3 22.01.18  
  Повторение и систематизация учебного материала 23.01.18  
  Повторение и систематизация учебного материала 24.01.18  
  Контрольная работа №6 25.01.18  
  Глава 4. Обыкновенные дроби.    
28. Понятие обыкновенной дроби. 5 25.01.18  
  Понятие обыкновенной дроби. 26.01.18  
  Понятие обыкновенной дроби. 29.01.18  
  Понятие обыкновенной дроби. 30.01.18  
  Понятие обыкновенной дроби. 31.01.18  
29. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей. 3 01.02.18  
  Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей 01.02.18  
  Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей 02.02.18  
30. Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 2 05.02.18  
  Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 06.02.18  
31. Дроби и деление натуральных чисел. 2 07.02.18  
  Дроби и деление натуральных чисел 08.02.18  
32. Смешанные числа. 08.02.18  
  Смешанные числа. 09.02.18  
  Смешанные числа. 12.02.18  
  Смешанные числа. 13.02.18  
  Смешанные числа. 14.02.18  
33. Повторение и систематизация учебного материала 2 15.02.18  
  Повторение и систематизация учебного материала 15.02.18  
  Контрольная работа №7 16.02.18  
  Глава 5. Десятичные дроби    
34. Представление о десятичных дробях. 4 19.02.18  
  Представление о десятичных дробях 20.02.18  
  Представление о десятичных дробях 21.02.18  
  Представление о десятичных дробях 22.02.18  
35. Сравнение десятичных дробей. 22.02.18  
  Сравнение десятичных дробей. 26.02.18  
  Сравнение десятичных дробей. 27.02.18  
36. Округление чисел. Прикидки. 28.02.18  
  Округление чисел. Прикидки. 01.03.18  
  Округление чисел. Прикидки. 01.03.18  
  Округление чисел. Прикидки. 02.03.18  
37. Сложение и вычитание десятичных дробей 6 05.03.18  
  Сложение и вычитание десятичных дробей 06.03.18  
  Сложение и вычитание десятичных дробей 07.03.18  
  Сложение и вычитание десятичных дробей 09.03.18  
  Сложение и вычитание десятичных дробей 12.03.18  
  Сложение и вычитание десятичных дробей 13.03.18  
  Контрольная работа №8 14.03.18  
38. Умножение десятичных дробей 7 15.03.18  
  Умножение десятичных дробей 15.03.18  
  Умножение десятичных дробей 16.03.18  
  Умножение десятичных дробей 19.03.18  
  Умножение десятичных дробей 20.03.18  
  Умножение десятичных дробей 21.03.18  
  Умножение десятичных дробей 22.03.18  
39. Деление десятичных дробей 10 22.03.18  
  Деление десятичных дробей 23.03.18  
  Деление десятичных дробей 02.04.18 IV
  Деление десятичных дробей 03.04.18  
  Деление десятичных дробей 04.04.18  
  Деление десятичных дробей 05.04.18  
  Деление десятичных дробей 05.04.18  
  Деление десятичных дробей 06.04.18  
  Деление десятичных дробей 09.04.18  
  Деление десятичных дробей 10.04.18  
  Контрольная работа №9 11.04.18  
40. Среднее арифметическое. Среднее значение величины. 3 12.04.18  
  Среднее арифметическое. Среднее значение величины. 12.04.18  
  Среднее арифметическое. Среднее значение величины. 13.04.18  
41. Проценты. Нахождение процентов от числа. 4 16.04.18  
  Проценты. Нахождение процентов от числа. 17.04.18  
  Проценты. Нахождение процентов от числа. 18.04.18  
  Проценты. Нахождение процентов от числа. 19.04.18  
42. Нахождение числа по его процентам. 4 19.04.18  
  Нахождение числа по его процентам 20.04.18  
  Нахождение числа по его процентам 23.04.18  
  Нахождение числа по его процентам 24.04.18  
43. Повторение и систематизация учебного материала. 4 25.04.18  
  Повторение и систематизация учебного материала. 26.04.18  
  Повторение и систематизация учебного материала. 26.04.18  
  Повторение и систематизация учебного материала. 27.04.18  
  Контрольная работа №10 28.04.18  
  Повторение и систематизация учебного материала. 03.05-22.05.18  
  Контрольная работа №11 23.05.18  
  Итого    

Содержание курса математики

В курсе математики 5 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; комбинаторика и статистика; наглядная геометрия; математика в историческом развитии.

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Свойства арифметических действий. Степень с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенная дробь.. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Рациональные числа.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Действительные числа.

Этапы развития представления о числе.

Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.

Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Округление чисел.

Наши рекомендации