Кинематический анализ механизмов

2.1. Задачи и методы

Под кинематическим исследованием механизмов понимают изучение движений звеньев механизма без учета их масс и сил, действующих на эти звенья. Для выполнения кинематического исследования должны быть заданы схема и размеры механизма, а также законы движения его ведущих звеньев. В результате исследования по заданному закону движения ведущих звеньев определяются положения, угловые скорости и ускорения ведомых звеньев, а также перемещения, скорости и ускорения их отдельных точек (центров кинематических пар, центров масс и т. д). Рассмотрим вначале два простых движения твердого тела.

Поступательным движениемтвердого тела называется такое движение, при котором любая прямая, неизменно связанная с телом, перемещается параллельно самой себе, оставаясь параллельно своему начальному положению (рис.2.1).

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис.2.1. Поступательное движение

При поступательном движении все точки твердого тела описывают одинаковые траектории и в каждый момент имеют равные по модулю и направлению скорости и ускорения.

Если твердое тело движется так, что две какие-нибудь его точки остаются неподвижными, то такое движение называется вращательным. Неподвижная прямая, проходящая через две неподвижные точек, является осью вращения тела. Каждая точка, не лежащая на оси вращения, описывает при вращательном движении окружность, плоскость которой перпендикулярна оси вращения и центр которой лежит на этой оси (рис.2.2). Угол кинематический анализ механизмов - student2.ru – угол поворота тела. Отсюда уравнение движения тела кинематический анализ механизмов - student2.ru =f (t). Быстрота изменения угла поворота характеризуется угловой скоростью кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru [1/c]. Переход от частоты вращения n (об/мин) к угловой скорости осуществляется по формуле: кинематический анализ механизмов - student2.ru= кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Когда угловая скорость тела постоянна ( кинематический анализ механизмов - student2.ru = const), вращение – равномерное. Угол поворота равен кинематический анализ механизмов - student2.ru t. Перемещение т.М кинематический анализ механизмов - student2.ru .(рис.2.2,а).

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис.2.2. Вращательное движение

Линейная скорость т. М равна v = кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru . Когда тело вращается неравномерно, то движение характеризуется угловым ускорением

кинематический анализ механизмов - student2.ru ,

т.е. первой производной угловой скорости по времени.

При ускоренном движении (рис.2.3,б) возникают касательное и нормальное ускорения соответственно равные

 
  кинематический анализ механизмов - student2.ru

аt = кинематический анализ механизмов - student2.ru ; аn = кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Рис.2.3. Вращение тела: а – равномерное, б – неравномерное

Полное ускорение равно а = кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru = r кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Направление полного ускорения определяется углом кинематический анализ механизмов - student2.ru

кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Плоскопараллельным (или плоским) движением твердого тела называется такое движение, при котором все точки тела движутся параллельно какой-нибудь неподвижной (основной плоскости) (рис.2.4, а). Всякое движение плоской фигуры в её плоскости можно рассматривать как совокупность поступательного движения, определяемого движением произвольно выбранного полюса, и вращательного движения вокруг этого полюса.

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис.2.4. Плоскопараллельное движение

Рассмотрим перемещение плоской фигуры из положения I в положение II (рис.2.4,б). Определим положение фигуры отрезком АВ. Этот отрезок можно переместить из положения I в положение II. Перенеся его параллельно самому себе в положение А1В′ (фигура совершит поступательное перемещение), а кинематический анализ механизмов - student2.ru затем повернув отрезок вокруг точки А1 по часовой стрелки на угол φ (фигура совершит вращательное движение и займет положение II) так, чтобы точка В′ заняла свое положение В1. Можно также переместить фигуру поступательно из положения АВ в положение кинематический анализ механизмов - student2.ru , а затем повернуть ее вокруг точки В1 на угол φ, чтобы точка кинематический анализ механизмов - student2.ru совпала с точкой А1.

Поступательное перемещение зависит от выбора полюса, а величина угла поворота и направление поворота от выбора полюса не зависят.

Итак, плоскопараллельное движение можно разложить на два составляющих движения: поступательное вместе с некоторым полюсом т. М и вращательное вокруг этого полюса. Плоскопараллельное движение можно представить как сумму двух движений – поступательного и вращательного, то есть скорость любой точки тела равна геометрической (векторной) сумме скорости кинематический анализ механизмов - student2.ru движения полюса (точка М) и скорости вращательного движения кинематический анализ механизмов - student2.ru вокруг полюса М: кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru + кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Скорость вращательного движения определяется по формуле

кинематический анализ механизмов - student2.ru = ω кинематический анализ механизмов - student2.ru ,

где ω – угловая скорость вращения; кинематический анализ механизмов - student2.ru - радиус вращения точки В относительно полюса М. Скорость кинематический анализ механизмов - student2.ru направлена перпендикулярно к радиусу вращения.

Из сказанного следует, что движение плоской фигуры в её плоскости будет определено, если для каждого момента времени известны значения функций

x =f1(t), y = f2(t) и φ = f3(t).

Примером плоскопараллельного движения является движение шатуна кривошипно-ползунного и четырехзвенного механизмов.

Основная задача кинематики в случае сложного движения состоит в том, чтобы, зная относительное и переносное движение точки, найти её абсолютное движение и определить траекторию, скорость и ускорение в этом движении.

Различают относительную, переносную и абсолютные скорости и ускорения точки. Абсолютная скорость кинематический анализ механизмов - student2.ru и абсолютное ускорение кинематический анализ механизмов - student2.ru точки вызваны движением относительно неподвижной системы отсчета. Относительная скорость кинематический анализ механизмов - student2.ru и относительное ускорение кинематический анализ механизмов - student2.ru обусловлены движением по отношению к подвижной системе координат. Согласно теореме о сложении скоростей имеем, что абсолютная скорость точки равна геометрической сумме её переносной кинематический анализ механизмов - student2.ru и относительной кинематический анализ механизмов - student2.ru скоростей. Эту теорему называют правилом параллелограмма или треугольника скоростей. Абсолютное движение точки (или тела) можно назвать также сложным или результирующим движением, как результат сложения относительного и переносного движения.

кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru + кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Абсолютное ускорение при переносном вращательном движении определяется зависимостью

кинематический анализ механизмов - student2.ru +2( кинематический анализ механизмов - student2.ru

Здесь кинематический анализ механизмов - student2.ru = 2( кинематический анализ механизмов - student2.ru – поворотное ускорение точки (ускорение Кориолиса).

При поступательном переносном движении ускорение Кориолиса равно нулю и

кинематический анализ механизмов - student2.ru .

При плоском движении направление ускорения Кориолиса определяется поворотом вектора относительной скорости на 900 в направлении переносного вращения. Действительно, в общем случае три вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru , кинематический анализ механизмов - student2.ru и кинематический анализ механизмов - student2.ru взаимно перпендикулярны. Если кинематический анализ механизмов - student2.ru ^ кинематический анализ механизмов - student2.ru то sin( кинематический анализ механизмов - student2.ru = 1, тогда
кинематический анализ механизмов - student2.ru = 2 кинематический анализ механизмов - student2.ru .

2.2. Свойства планов скоростей и ускорений

1.Векторы, выходящие из полюсов планов (скоростей и ускорений) соответствуют масштабным отрезкам абсолютных скоростей и ускорений

соответствующих точек. Концы этих векторов обозначаются в планах скоростей – а, в, с, в планах ускорений – кинематический анализ механизмов - student2.ru и носят название вершин планов.

2.Отрезки, соединяющие вершины планов соответствуют относительным скоростям ( ускорениям.).

3.Одоименные отрезки и фигуры на схеме механизма и на планах скоростей (ускорений) пропорциональны, подобны и повернуты соответственно на углы 90° (план скоростей) и 180° – кинематический анализ механизмов - student2.ru (план ускорений), где кинематический анализ механизмов - student2.ru = arctg | кинематический анализ механизмов - student2.ru |.

4.Точки, скорости (ускорения) которых равны нулю, располагаются в полюсе плана скоростей (ускорений).

2.3. Примеры построения планов положений

Покажем кинематическую схему заданного механизма в соответствии с заданными размерами и (начальным) углом кинематический анализ механизмов - student2.ru положения кривошипа. Принимаем масштабный коэффициент построения схемы механизма таким, чтобы она разместилась на отведенном поле чертежа. Следует учитывать расстояния между наиболее удаленными точками схемы механизма по вертикали и горизонтали. Построение планов скоростей и ускорений начинаем со звеньев, закон движения которых известен.

Пример 1

Схема поперечно-строгального станка (см. рис.1.4). Исходные данные: кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Масштаб построения будет определять размер b. Находим кинематический анализ механизмов - student2.ru , где b – истинный (заданный) размер в м, кинематический анализ механизмов - student2.ru – выбранный масштабный отрезок в мм. Принимаем кинематический анализ механизмов - student2.ru =100 мм. Получаем масштабный коэффициент плана положений кинематический анализ механизмов - student2.ru . Размеры остальных звеньев в мм равны

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Изображаем в масштабе схему механизма (рис. 2.5).

Отмечаем положение неподвижных точек кинематический анализ механизмов - student2.ru , кинематический анализ механизмов - student2.ru и направление движения ползуна 5. На окружности кинематический анализ механизмов - student2.ru отмечаем точку А, определяемую заданным углом кинематический анализ механизмов - student2.ru , отсчитываемым от горизонтального положения кривошипа. Находим положение точки С, отложив от точки А на продолжении прямой кинематический анализ механизмов - student2.ru расстояние АС = 60 мм. Через точку С проводим вертикальную прямую до пересечения с линией хода ползуна (штока) и находим точку кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Пример 2

Схема брикетировочного автомата (рис. 1.6). Исходные данные:

кинематический анализ механизмов - student2.ru =0,23 м, кинематический анализ механизмов - student2.ru =0,41 м, кинематический анализ механизмов - student2.ru

Находим масштабный коэффициент по наибольшему звену кинематический анализ механизмов - student2.ru , принимая кинематический анализ механизмов - student2.ru получим кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Определяем размеры других звеньев в масштабе:

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Отмечаем положение неподвижных точек О1, О3 (рис.2.8) и направление движения ползуна 5 параллельно оси О1Х. Проводим окружность радиусом О1А и находим на ней положение точки А в соответствии с заданным углом кинематический анализ механизмов - student2.ru . Через точки О3 и А проводим прямую и находим положение точки С. Радиусом кинематический анализ механизмов - student2.ru , из точки С делаем засечку на направлении движения ползуна 5 и получаем точку D.

Пример 3

Схема компрессора (рис.1.11). Исходные данные:

кинематический анализ механизмов - student2.ru

кинематический анализ механизмов - student2.ru м. Находим кинематический анализ механизмов - student2.ru по размер кинематический анализ механизмов - student2.ru м.

Получаем кинематический анализ механизмов - student2.ru приняв кинематический анализ механизмов - student2.ru . Вычисляем кинематический анализ механизмов - student2.ru Выполняем построение схемы механизма. Отмечаем положение неподвижных точек О1, О3 и направление движения ползуна. Проводим окружность радиусом кинематический анализ механизмов - student2.ru и находим точку А по углу кинематический анализ механизмов - student2.ru . Из точки О3 проводим дугу радиусом кинематический анализ механизмов - student2.ru на которой из точки А радиусом r = 66 мм делаем засечку и определяем положение точки В. Затем строим равнобедренный треугольник О3ВС и из точки С радиусом r = 100 мм делаем засечку на направлении движения ползуна. Находим положение точки D.

2.4.Примеры построения планов скоростей

Пример 1

Схема механизма, построенного описанным выше методом, показана на рис. 2.5, а соответствующий план скоростей изображен на рис. 2.6.

Пусть задано кинематический анализ механизмов - student2.ru =100 об/мин, тогда угловая скорость кривошипа кинематический анализ механизмов - student2.ru .

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис. 2.5. Схема механизма

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис. 2.6 План скоростей для поперечно-строгательного станка

Скорость точки А, принадлежащей одновременно первому и второму звену, кинематический анализ механизмов - student2.ru . Задаемся длиной вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru , тогда масштабный коэффициент плана скоростей равен кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Рекомендуется принимать кинематический анализ механизмов - student2.ru таким, чтобы кинематический анализ механизмов - student2.ru содержал одну значащую цифру: 1,2 и 5 с нулями, тогда все вычисления можно выполнять устно, не используя вычислительную технику. Из произвольно выбранной точки кинематический анализ механизмов - student2.ru (полюса плана скоростей) проводим отрезок кинематический анализ механизмов - student2.ru перпендикулярно положению кривошипа О1А в направлении угловой скорости (рис. 2.6). Для скорости точки В2 векторные уравнения имеют вид:

кинематический анализ механизмов - student2.ru

или кинематический анализ механизмов - student2.ru

кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru

Здесь кинематический анализ механизмов - student2.ru – скорость неподвижной точки, кинематический анализ механизмов - student2.ru – скорость точки В2 относительно неподвижной точки В0, то есть скорость в абсолютном движении, кинематический анализ механизмов - student2.ru - скорость в относительном движении звена 2.

Решая последнее уравнение графически (через точку кинематический анализ механизмов - student2.ru провести прямую, перпендикулярную звену ВС – направление вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru , а через точку кинематический анализ механизмов - student2.ru – прямую, параллельную звену ВС – направление вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru ), получим точку кинематический анализ механизмов - student2.ru . Отрезок кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru соответствует скорости кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Скорость точки С можно определить, пользуясь свойством пропорциональности одноименных отрезков на плане положений механизма и на плане скоростей:

кинематический анализ механизмов - student2.ru

АС и АВ измеряемые на плане механизма, а кинематический анализ механизмов - student2.ru – на плане скоростей.

На продолжении отрезка кинематический анализ механизмов - student2.ru откладываем кинематический анализ механизмов - student2.ru и получаем точку с2.

Для скорости точки С5 пятого звена векторные уравнения имеют вид:

кинематический анализ механизмов - student2.ru

|| x || y

Решаем это уравнение графически. Из точки С2 проводим прямую, перпендикулярную направлению движения штока 5, а из полюса кинематический анализ механизмов - student2.ru – прямую, параллельную собственному движению. Получаем точку кинематический анализ механизмов - student2.ru . Отрезок кинематический анализ механизмов - student2.ru соответствует в масштабе кинематический анализ механизмов - student2.ru скорости точки С3. Скорости центров масс S2, S5 равны скоростям соответственно точек А и С5. Точки, скорости которых равны нулю, на плане скоростей находятся в полюсе кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Определяем величины скоростей.

кинематический анализ механизмов - student2.ru ;

кинематический анализ механизмов - student2.ru ; кинематический анализ механизмов - student2.ru ; кинематический анализ механизмов - student2.ru ,

где кинематический анализ механизмов - student2.ru - отрезки в мм, снятые с плана скоростей.

Находим угловую скорость звена 2:

кинематический анализ механизмов - student2.ru ,

которая направлена против часовой стрелки.

Примечание:Приведенные выше значения отрезков в мм при вычислении скоростей, могут изменится после размножении пособия.

Пример 2

Схема механизма брикетировочного автомата построена на рис. 2.7, а план скоростей и ускорений соответственно на рис. 2.8 и рис.2.12.

Задано: кинематический анализ механизмов - student2.ru =40 об/мин. Угловая скорость кривошипа

кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Построение планов начинаем с определения скоростей (ускорений) точек закон движения которых известен. Скорость точки А1,2, принадлежит одновременно 1 и 2 звену камню равна

кинематический анализ механизмов - student2.ruм/с

Задаемся длиной вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru и вычисляем масштабный коэффициент плана скоростей:

кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Из произвольно выбранной на чертеже точки кинематический анализ механизмов - student2.ru (полюс плана скоростей) проводим линию перпендикулярно положению кривошипа О1А (рис. 2.8) в направлении вращения кривошипа и откладываем на ней отрезок 66 мм. Составляем векторные уравнения для определения скоростей других точек. В абсолютном движении траектория т. А есть окружность радиуса кинематический анализ механизмов - student2.ru и может быть получена сложением переносного (вращение кулисы 3) и относительного (перемещения ползуна 2 вдоль кулисы движений (рис.2.9). На рисунке дуга АА` – траектория абсолютного движения, дуга АА′ при вращении кулисы – траектория переносного движения, перемещение по прямой А′А′′ вдоль кулисы – относительное движение. Таким образом, из точки А в абсолютном движении попадаем в точку А′′ выполняя два движения: поворачивая кулису и перемещая ползун вдоль неё.

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис. 2.7. Схема механизма брикетировочного автомата

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис. 2.8 План скоростей механизма брикетировочного автомата

Запишем уравнения

кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru ; кинематический анализ механизмов - student2.ru .

кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru

Здесь кинематический анализ механизмов - student2.ru – скорость неподвижной точки, равная нулю; кинематический анализ механизмов - student2.ru – скорость точки A3 относительно О3; кинематический анализ механизмов - student2.ru – скорость точки A1,2 в относительном движении по отношению к А3.

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис.2.9. Сложение движений

Векторные уравнения решаем графически (рис. 2.8) Через полюс кинематический анализ механизмов - student2.ru проводим направление кинематический анализ механизмов - student2.ru перпендикулярно AО3, а через конец вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru проводим прямую, параллельную AО3. Пересечение определяет положение точки a3 – конец вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru . Скорость точки С можно определить, используя свойство пропорциональности одноименных отрезков,

а именно: кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Откладываем на продолжение кинематический анализ механизмов - student2.ru отрезок кинематический анализ механизмов - student2.ru и находим точку кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Для скорости точки D векторное уравнение имеет вид

кинематический анализ механизмов - student2.ru ; кинематический анализ механизмов - student2.ru

|| X кинематический анализ механизмов - student2.ru

Решаем это уравнение графически (рис. 2.8). Через полюс рv проводим направление скорости параллельно оси Х. Через точку c3 проводим направление относительной скорости кинематический анализ механизмов - student2.ru . Пересечение этих прямых дает точку d, с которой будет совпадать точка s5, а точка s4 по свойству пропорциональности лежит на середине вектора относительной скорости кинематический анализ механизмов - student2.ru . Точки, скорость которых равна нулю, на плане скоростей находятся в полюсе кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Определяем величины линейных скоростей точек звеньев механизма:

кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru ∙μv = 26∙0,005 = 0,13 м/с;

кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru μv =36∙0,005 = 0,18 м/с;

кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru ∙μv = 67∙0,005 = 0,335 м/с;

кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru ∙μv = 62∙0,005 = 0,31 м/с;

кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru μv = 23∙0,005 = 0,115 м/с;

кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru μv = 58∙0,005 = 0,29 м/с.

и угловых скоростей:

ω3 = кинематический анализ механизмов - student2.ru / кинематический анализ механизмов - student2.ru = 0,335/0,42 = 0,798 1/с;

ω4 = кинематический анализ механизмов - student2.ru /lDC = 8,58/0,14 = 0,821 1/с.

Пример 3

Схема механизма компрессора показана на рис. 2.10, а план скоростей изображен на рис. 2.11.

Задано: кинематический анализ механизмов - student2.ru =60 об/мин. Угловая скорость

кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Скорость точки А, принадлежащей звеньям 1,2:

кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Задаемся длиной вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru и находим

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Из выбранной точки кинематический анализ механизмов - student2.ru (полюс плана скоростей) проводим отрезок перпендикулярно положению кривошипа О1А (рис. 2.11) в направлении кинематический анализ механизмов - student2.ru . Для точки В, принадлежащей одновременно двум звеньям 2 и 3, векторное уравнение запишем:

кинематический анализ механизмов - student2.ru

или кинематический анализ механизмов - student2.ru

кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru

Решаем это уравнение графически (рис. 2.13). Через точку кинематический анализ механизмов - student2.ru проводим прямую, перпендикулярную звену АВ, а из полюса – прямую, перпендикулярную О3В. Пересечение прямых определяет положение точки кинематический анализ механизмов - student2.ru . Точка с принадлежит 3-ему звену (треугольник ВО3С). Такой же треугольник (подобный) построим на плане скоростей кинематический анализ механизмов - student2.ru . Векторные уравнения для определения скорости точки D будут

кинематический анализ механизмов - student2.ru , кинематический анализ механизмов - student2.ru или

кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru

Из точки c проводим прямую, перпендикулярную DC, а через полюс – прямую, параллельную оси у. Пересечение определяет точку d. Скорости центров масс S2, S4 находим по свойству пропорциональности. Концы векторов расположены в середине векторов. Точки, скорости которых равны нулю, находятся в полюсе. Скорости точек и угловые скорости звеньев определяем аналогично 2-му примеру.

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис. 2.10. Схема механизма

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис. 2.11. План скоростей

2.5. Примеры построения планов ускорений

Построение плана ускорений рассмотрим на примере брикетировочного автомата (схемы кулисного механизма) и компрессора (механизм без кулисных пар).

Брикетировочный автомат(рис. 2.7). Точка А одновременно принадлежит звеньям 1,2 и 3. Ускорение точки кинематический анализ механизмов - student2.ru . Начальное звено (1) – кривошип вращается с постоянной угловой скоростью, поэтому составляющая кинематический анализ механизмов - student2.ru = 0, и кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru = 4,182∙0,08 = 1,4 м/с2. Масштабный коэффициент плана ускорений кинематический анализ механизмов - student2.ru . Задаем кинематический анализ механизмов - student2.ru = 70 мм, тогда
кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru 0,02 (м/с2 )/ мм.

Из произвольно выбранной точки на чертеже (π – полюс плана) откладываем нормальную составляющую кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru в виде 70 мм, направленную к центру вращения кривошипа 01 (рис.2.12). Составляем векторные уравнения для определения ускорений других точек. Ускорения точки А, принадлежащей первому и второму звену (камню) будут равны кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Поскольку переносное движение вращательное, имеем следующее векторное уравнение

кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru , ( * )

где кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru – соответственно нормальная и тангенциальная составляющие переносного движения для точки кинематический анализ механизмов - student2.ru , которое является абсолютным для точки кинематический анализ механизмов - student2.ru (рис.2.10). Ускорение кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru / кинематический анализ механизмов - student2.ru , а кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru
– поворотное ускорение точки кинематический анализ механизмов - student2.ru (ускорение Кориолиса). Угловая скорость переносного движения кинематический анализ механизмов - student2.ru , а относительная скорость кинематический анализ механизмов - student2.ru . Направление вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru можно определить, если кинематический анализ механизмов - student2.ru повернуть на 900 по направлению угловой скорости кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Согласно уравнению (*) строим вектор кинематический анализ механизмов - student2.ru , перпендикулярно положению кулисы О3А и входящим в конец вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru .. Через начало вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru проводим направление кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru ||О3А. Далее из полюса кинематический анализ механизмов - student2.ru проводим вектор кинематический анализ механизмов - student2.ru || О3А в направлении к т.О3, а из его конца направление вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru О3А до пересечения с направлением кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru . Пересечение определяет положение точки кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Положение точки кинематический анализ механизмов - student2.ru на плане ускорений находим, как и при построении плана скоростей, по свойству подобия из условия

кинематический анализ механизмов - student2.ru . кинематический анализ механизмов - student2.ru

Для определения вектора ускорения точки кинематический анализ механизмов - student2.ru запишем уравнения:

кинематический анализ механизмов - student2.ru ; кинематический анализ механизмов - student2.ru .

|| xx || DC кинематический анализ механизмов - student2.ru DC

Здесь кинематический анализ механизмов - student2.ru = 0. Решаем последние векторные уравнения. Из точки с′
проводим величину вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru || DC. Конец вектора обозначим через n′ и через эту точку проводим направление кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru DC до пересечения с направлением xx. Получаем точку кинематический анализ механизмов - student2.ru конец вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru Модуль вектора
׀ кинематический анализ механизмов - student2.ru ׀ = кинематический анализ механизмов - student2.ru в мм.

кинематический анализ механизмов - student2.ru

Рис.2.12. План ускорений механизма брикетировочного автомата

Рассмотрим построение плана ускорений для механизма компрессора (рис.2.10).

Начинаем с вычисления ускорения точки А, принадлежащей одновременно звеньям 1,2.

Для принятых исходных данных кинематический анализ механизмов - student2.ru =8,7 м/с2. Выбираем кинематический анализ механизмов - student2.ru . Задаем кинематический анализ механизмов - student2.ru = 87 мм, т.е. кинематический анализ механизмов - student2.ru = 0,1 (м/с2 )/ мм.

Из произвольно выбранной точки на чертеже (π – полюс плана) откладываем нормальную составляющую кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru величиной 87 мм, направленную к центру вращения кривошипа 01 (рис.2.13). Конец вектора обозначим кинематический анализ механизмов - student2.ru . Составляем векторные уравнения для определения ускорений других точек. Ускорения точки А, принадлежащей первому и второму звену (камню) будут равны кинематический анализ механизмов - student2.ru

Для определения ускорения точки В запишем векторные уравнения движения этой точки относительно 03 и относительно точки А. Имеем

кинематический анализ механизмов - student2.ru ; кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Используя план скоростей (рис.2.10), вычисляем составляющие:

кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru мм, или кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru мм. Аналогично кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru мм. Находим положение конца вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru на плане ускорений. Из полюса π проводим вектор кинематический анализ механизмов - student2.ru || О3В (конец вектора обозначаем n1) и через него направление вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru О3В. Далее из конца вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru строим вектор кинематический анализ механизмов - student2.ru ||АВ (конец вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru ) и через его конец проводим направление вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru кинематический анализ механизмов - student2.ru ВА до пересечения с направлением вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru . Точка пересечения и будет точка кинематический анализ механизмов - student2.ru конец вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru + кинематический анализ механизмов - student2.ru . Вектор кинематический анализ механизмов - student2.ru = кинематический анализ механизмов - student2.ru избражен отрезком на плане ускорений кинематический анализ механизмов - student2.ru , в середине которого располагается точка кинематический анализ механизмов - student2.ru , конец вектора укорения центра масс шатуна. Положение точки кинематический анализ механизмов - student2.ru находим, используя свойство подобия. Треугольник ВО3С на плане положений механизма должен быть подобен и сходственно расположен соответствующему треугольнику на плане ускорений кинематический анализ механизмов - student2.ru .

Запишем векторные ускорения для определения ускорения точки D, имеем

кинематический анализ механизмов - student2.ru и кинематический анализ механизмов - student2.ru . Величина вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru мм. кинематический анализ механизмов - student2.ru = 0, а вектор кинематический анализ механизмов - student2.ru представляет ускорение вдоль направляющих, т.е. абсолютное ускорение точки D, кинематический анализ механизмов - student2.ru

Проводим через полюс кинематический анализ механизмов - student2.ru вертикальную прямую, направление вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru . Из конца вектора кинематический анализ механизмов - student2.ru , точки кинематический анализ механизмов - student2.ru проводим величину вектора