Объявление локальных и внешних данных
Данные (переменные и константы), используемые в каждой функции, могут быть объявлены как в теле функции, так и за пределами всех функций. В первом случае они являются индивидуальной собственностью той функции, где они объявлены. Говорят, что они локализованы в этой функции, и с ними связывают термин локальные данные. Другие функции об этих данных ничего не знают, и пользоваться ими не могут. В отличие от этого описания некоторых данных могут быть вынесены за пределы всех функций – обычно их выносят в заголовочные файлы или размещают в начале программы. Такими данными может воспользоваться любая функция из этого же программного файла, и применительно к ним говорят о глобальных данных.
Если в какой-то функции объявлена локальная переменная, и ее имя совпадает с именем глобальной переменной, то это не считается ошибкой. Просто данная функция отказывается иметь дело с глобальной переменной и предпочитает у себя использовать только свою локальную переменную. В некоторых функциях, возможно, хочется использовать обе переменные. Тогда перед именем глобальной переменной размещают двойное двоеточие, чтобы отличать ее значение от значения локальной переменной с тем же именем.
#include <iostream.h>
#include <conio.h>
int x=20; //глобальная переменная
void main()
{ int x=40; //локальная переменная
cout << "Local x=" << x << endl;
cout << "Global x=" << ::x << endl;
getch();
}
Глобальным переменным место в памяти выделяется до начала исполнения программы, и это место сохраняется за ними до завершения работы программы. В отличие от этого место для хранения локальных переменных выделяется только в момент вызова функции, а при выходе из функции выделенные ресурсы возвращаются системе. Поэтому значения локальных переменных пропадают, их бывшее место в оперативной памяти будет перераспределено под нужды других функций. Однако существует специальная группа локальных переменных, которая описывается внутри функции со спецификатором static. Ячейки памяти, выделенные для их хранения, фиксируются до окончания работы всей программы. При повторном обращении к функции значения ее статических переменных сохранены, и функция вновь может ими воспользоваться. Однако для других функций внутренние статические переменные недоступны, это – собственность объявившей их функции.
Объявление переменных в общем случае выглядит следующим образом:
[static] tv namev [=value]
Здесь tv – тип переменной;
namev – имя переменной;
value – начальное значение переменной.
Если переменная объявляется как глобальная и ее начальное значение не указано, то системы BC 3.1 и BCB выделяют ей соответствующий участок памяти и заносят нули в выделенные байты. Однако из соображений переносимости программы не стоит рассчитывать на такую чистку памяти. Лучше принудительно задавать те или иные значения (в том числе и нулевые) – этот способ никогда не подведет.
Если переменная объявляется как локальная и ее начальное значение задано, то оно заносится в такую переменную при каждом вызове функции (при условии, что эта переменная не объявлена статической).
Объявление глобальной переменной тоже может сопровождаться спецификатором static. Это имеет смысл, когда полный текст программы разбросан по нескольким файлам. В этом случае статические глобальные переменные доступны только тем функциям, которые включены в тот же файл. Из других файлов эти переменные не доступны. Для ссылок на глобальные переменные, описанные в другом файле, обычно используют спецификатор extern (от англ. external – внешний):
double qq(int n,double r)
{ extern float eps;
...................
Глобальные переменные, объявленные в этом же файле, в таком дополнительном пояснении не нуждаются.
Для объявления именованных констант обычно используют следующую конструкцию:
const [tc] namec=value;
Здесь tc – необязательный тип константы (по умолчанию tc=int);
namec – имя константы;
value – значение константы.
Например:
const Nmax=100;
const double eps=1e-6;
Иногда для задания таких же констант прибегают к механизму простейшей макроподстановки:
#define Nmax 100
#define eps 1e-6
Это означает, что перед трансляцией программы компилятор (точнее, прекомпилятор) просмотрит ее текст и всюду, где будет встречено сочетание символов Nmax,его заменят на число 100, а сочетание символов eps на число 1e-6. Результат будет тем же самым, но работа по макроподстановке связана с более заметными затратами времени.