Становление системного подхода в науке.
Системный подход и системные исследования в науке становятся одним из основных методологических направлений в связи с преодолением кризиса научного познания на рубеже XIX-XX веков.
С методологической точки зрения, выдвижение новых системных принципов познания было связано с отказом от ряда мировоззренческих предпосылок, сознательно или бессознательно исповедовавшихся предшествующей наукой. Основными из таких предпосылок были элементаризм и механицизм.
Первый исходил из постулата об онтологической данности последних наиболее простых и элементарных кирпичиков любого объекта. Это определяло не только особый тип мировоззрения, но и предопределяло направление научных исследований. Задача состояла в том, чтобы докопаться до этого простейшего, неразложимого далее элемента, объясняющего собой все остальное. Проблема исследования сложных объектов выступала как проблема сведения сложного к простому, целого к части.
Споры о преимуществах того или иного подхода в том или ином отношении ведутся и по сегодняшний день. Это имеет свои причины:
1. При столкновении с неизвестным объектом наиболее простой и естественный путь его познания заключается в разложении этого объекта на составляющие его части и изучении каждой из них в отдельности, чтобы затем перейти к синтезу.
2. Реализация элементаристского принципа позволяла находить единое основание у объектов самой разнообразной природы.
3. Элементаризм черпал и черпает свою силу в том, что ему соответствует элементарная логика мышления, основанная на схеме родо-видовых отношений.
Элементаристский подход до сих пор сохраняет методологическое значение в научном познании.
Во второй половине XIX века новые системные принципы познания начали проникать и в сферу естествознания, например, учение Дарвина.
Другим важнейшим шагом на пути совершенствования принципов научного мировоззрения становится критика механицизмаи расширение на этой основе представлений о причинной связи. Одним из оснований механистического мировоззрения являлся принцип однозначного детерминизма, т.е. убеждение в том, что в конечном счете любые процессы и явления могут быть объяснены посредством жестких каузальных связей, где каждая причина порождает единственное следствие.
В дальнейшем методологическом развитии ряда специальных дисциплин постепенно возникают и развиваются новые методологические средства и способы подхода, все более отдаляющие концептуальные схемы современной науки от элементаризма, редукционизма и механицизма. Новые принципы подхода к действительности начинают применяться не только в отдельных специальных науках, но и для решения комплексных проблем, все более настойчиво выдвигаемых перед наукой и практикой в нашем веке. Попытки решения этих проблем
приводят к созданию концепций большой обобщающей силы, и в их фундаменте все более значительное место занимают системноструктурные идеи.
В фундаментальных научных дисциплинах развитие методологизма превращает методологию науки в самостоятельную область современного научного знания. В специальных научных дисциплинах рефлексивный момент все более тесно переплетается с конструктивным: анализ существующих и построение новых средств исследования непосредственно соединяется с процессом освоения объекта исследования.
Вследствие этих трансформаций методологизм принимает форму движения в направлении создания конструктивной специально научной онтологии. Эти современные средства конструктивной онтологии служат построению модели реальности, которая выступает не как цель, а лишь как средство исследовательского движения.
В качестве особого специфического продукта современных форм самосознания науки выступают нефилософские общенаучные концепции и дисциплины, к которым относится и системный анализ. Их пред-
посылкой являются, во-первых, универсализация средств научного познания, все более заметная как на уровне концептуального базиса науки, так и на уровне ее формальных средств; во-вторых, уже отмечавшийся выше переход от дисциплинарного к предметному способу постановки научных задач.
Схематически основные типы таких концепций и дисциплин по предметной отнесенности и функциям в научном познании предстают следующим образом:
Проблемно-содержательные теории. Они непосредственно относятся к реальности, трактуемой в универсальном, а не в узкоспециальном плане, и определенным образом теоретически воспроизводят эту реальность.
Примерами подобного рода теорий могут служить концепция ноосферы и теоретическая кибернетика. Их реальное воздействие на науку проходит по двум линиям: они дают предметное выражение новым типам исследовательской ориентации в различных областях знания и, во-вторых, их появление вызывает активный процесс возникновения новых предметов изучения и соответствующих научных дисциплин. Именно после появления теоретической кибернетики началось широкое изучение процессов управления и возникновение и развитие целого комплекса управленческих дисциплин.
Разновидность общенаучных концепций и дисциплин образуют также так называемые методологические концепции. Примерами могут служить структурализм в языкознании и этнографии, разновидности структурно-функционального анализа в социологии, системный анализ при решении проблем управления и экономики. Подобную роль в современной науке играют также такие дисциплины, как теория информации, теории игр и решений и др. Эти все дисциплины выступают либо как разделы современной прикладной математики, либо как относительно алгоритмизированные совокупности процедур исследования, применимые к широкому кругу явлений, т.е. в виде техники исследования определенных массовых совокупностей. Системный анализ сочетает оба этих момента.
На примере таких концепций хорошо видны трудности, с которыми сопряжена формализация научного знания. С одной стороны, современная логическая техника достаточно облегчила процесс построения самых разнообразных формальных систем. Научное знание широко оперирует крайне абстрактными понятиями и категориями, и это создает мощный стимул для многочисленных построений такого рода. Но, с другой стороны, формализация может быть оправдана лишь тогда, когда движение в формальной плоскости либо непосредственно способствует получению содержательного результата, либо вооружает исследователя аппаратом, который позволяет ускорить решение задачи. Поэтому формализация имеет смысл только тогда, когда она выступает средством, а не целью исследования, в противном случае она превращается в наукообразную видимость.