Глава 2.Разработка комплекса нестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 8 класса и его апробация
Разработка системы нестандартных задач по некоторым темам курса алгебры 8 класса
Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать нестандартные задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие исследовательских умений, логического мышления и речи. Кроме того, они являются мощным средством активизациипознавательной деятельности, т. е. вызывают у детей огромный интерес и желание работать.
На основе изученных теоретических материалов был составлен комплекс заданий, адаптированный под учебник алгебры Макарычева Ю.А., так как учебник под редакцией этого автора включен в федеральный перечень учебников рекомендованных для общеобразовательных учреждений. Предложенные задания можно использовать для проверки знаний учащихся 8 класса.
Целью проверки является обеспечение оперативной обратной связи, позволяющей регулировать учебный процесс для более полного и глубокого усвоения материала учащимся, выявления уровня знаний и умений. На основе анализа ответов должны быть намечены конкретные меры по усвоению пробелов.
Предлагаемые задания можно использовать для самостоятельного изучения учащимся нового материала, при проведении зачетов, в ходе подготовки к контрольным работам, для самоконтроля.
В комплекс вошли основные вопросы по по некоторым разделам, предусмотренным тематическим планированием.
Содержание комплекса нестандартных задач, согласно тематическому планированию по алгебре (8 класс):
1. «Неполные квадратные уравнения».
2. «Формула корней квадратного уравнения».
3. «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
4. «Теорема Виета».
5. «Решение дробных рациональных уравнений».
6. «Решение задач с помощью рациональных уравнений».
7. «Уравнения с параметром».
8. «Числовые неравенства».
9. «Свойства числовых неравенств».
10. «Сложение и умножение числовых неравенств».
11. «Погрешность и точность приближения».
12. «Пересечение и объединение множеств».
13. «Числовые промежутки».
14. «Решение неравенств с одной переменной».
15. «Решение систем неравенств с одной переменной».
16. «Доказательство неравенств».
Примеры нестандартных задач (Приложение 1):
Тема: «Доказательство неравенств»
1.
2. При каких натуральный n: a) б)
3.
4.
Тема: «Числовые неравенства»
1. О
2. О
3. О
4.
Экспериментальная проверка эффективности системы нестандартных задач в курсе алгебры 8 класса, способствующей формированию исследовательских способностей обучающихся
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Фоменко В.Т. Новодидактика. Книга1.Методология и технологииразвивающегообучения: в поискахразвивающегоресурса [Текст] / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, В.Т. Фоменко. М.: Изд-во«КРЕДО», 2013. - 162 с.
2. Алферьева М.К. Практико-ориентированныйподход в обученииинформа-тике. – Саратов, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saratov.ito.edu.ru/ 2013/section/206/92368/
3. Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательскихспособностей и умений [Текст] / Е. В. Амахина // ИзвестияРоссийскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаимени А.И.Герцена. Аспирантскиететради [Текст]. - СПб., 2007. - N 13(36). - С.161-168.
4. Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 88 с.
5. Биянова Е. Б. Педагогическиеусловияорганизацииисследовательскойдеятельностиучащихсяосновнойшколы: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук –Ижевск, 2011. - 21 с.
6. Гаврилина О. В. Основныекомпонентыструктурыисследовательскихматематическихуменийстаршеклассников [Текст] / О. В. Гаврилина // Молодойученый. —2012. —№12. —С. 34-39.
7. Гордиенко О.В., КулаеваГ.М.Компетентностно-ориентированныезаданиякаксредстводиагностикисформированностипрофессиональныхкомпетенцийстудентов // Педагогическоеобразование в России. – 2015. – № 5. – С. 93-98.
8. Гусев В. А. Система исследовательскихуменийучащихся при реше-ниишкольныхгеометрических задач как основа функционирования ЕГЭ // Функциональныепространства. Дифференциальныеоператоры. Общаятопо-логия. Проблемыматематическогообразования: Тез. докл. IV Междунар. конф., посв. 90-летию со дня рождениячлена-корр. РАН, академикаЕвро-пейскойакадемии наук Л. Д. Кудрявцева. – М.: РУДН, 2013. – С. 518–522.
9. Егупова М.В.Практико-ориентированноеобучениематематике в школекак предмет методическойподготовки учителя. Монография. – М.: МПГУ, 2014.– 284 с.
10. Использованиепрактико-ориентированных заданий при обученииматематике с цельюразвитияматематическойграмотностишкольников[Электронный ресурс]. URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-16692
11. Карпов А. О. Исследовательскоеобразование: ключевыеконцепты // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 20–30.
12. Клековкин Г.А., Максютин А.А. Задачныйподход в обучениима-тематике. – М. –Самара: СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2009. –184 с.
13. Менькова С. В. Исследовательскиеработышкольников в области математики // Педагогическиетехнологииматематическоготворчества:сборник статей участниковмеждународнойнаучно-практическойконферен-ции. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 146–150.
14. Медведева, О.С. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика / О.С. Медведева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 204 с.
15. Миронов, А.Н. Как построить урок в соответствии с ФГОС: пособие для учителя / А.Н Миронов. - Волгоград: Учитель, 2015 - 147 с.
16. Панкратова Л. В. О формированииисследовательскойкомпетент-ностишкольников в условияхсовременногоматематическогообразования // ВестникВятГГУ. Педагогика и психология. – 2011. – № 4 (3). – С. 84–90.
17. Куимова Е. И., Куимова К. А., Титова Е. И. Функции задач в обученииматематике // Молодойученый. — 2014. — №12. — С. 280-281.
18. Острикова Е. А. Психолого-педагогическиеосновыформированияисследовательскихумений и навыковшкольников [Текст] / Е. А. Острикова // Молодойученый. —2012. —№10. —С. 358-361.
19. Сабирова Ф.М. О механизме реализации практико-ориентированного подхода в преподавании дисциплин математического и естественно-научного цикла в педагогических вузах России. Инновации в современном мире Сборник статей Международной научно-практической конференции. Изд-во: Европейский Фонд Инновационного Развития. М. -2015. -С. 74-77.
20. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. 5-е изд. , перераб. и доп. [Текст] / И.Ф. Харламов .- Мн. , 2011.- 344с.
21. Царева, С.Е. Методика преподавания математики / С.Е. Царева // Методическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Академия, 2014. - 496 с.
22. Чекин, А. Л. Математика: учебное пособие / А.Л Чекин - Самара: ИД Федоров, 2012 - 256 с.
23. Дроздина, В. В. Механизм творчества решения нестандартных задач: учебное пособие / В. В. Дроздина, В. Л. Дильман. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 255 с.
24. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. I / под ред. Ю. М. Колягина. — М.: Просвещение, 1977.
Приложения
Приложение 1