Подходы к успешному управлению организацией
1. Обобщение.
Установление общих характеристик позволяет сократить сложность, уменьшить трудность задачи управления большой организацией, сведя ее до масштаба постижимого уму и восприятию. Обобщение позволяет увидеть работу руководителя в целом, взаимодействие компонентов этой работы.
2. Необходимость ситуационного подхода.
При выполнении управленческих функций необходимо принимать во внимание различия между организациями. Эти различия называются ситуационными переменными, которые распадаются на внутренние и внешние переменные.
Внутренние переменные являются характеристикой организации, включают цели, ресурсы, размер, разделение труда и людей. Эти переменные в различной степени контролируемы. Они являются результатом управленческих решений относительно того, что должна делать организация, кто в этой организации должен выполнять работу. Решения, принимаемые руководством в отношении внутренних переменных, определяют насколько результативна, эффективна и производительна организация по сравнению с другими.
Внешние переменные являются факторами среды, находящейся вне организации и оказывают влияние на ее успех. К внешним переменным относятся конкуренты, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование. Если организация хочет достичь успеха, то она должна реагировать на эти факторы и изменения внешней среды. Внешняя среда по разному воздействует на организации. Различия заключаются в глубине воздействия изменений на организацию, в скорости изменения внешнего окружения организации.
3. Необходимость интегрированного подхода.
Выделение переменных наиболее сильно влияющие на успех организации недостаточно для получения лучшего решения. Необходимо учитывать взаимосвязь различных ситуационных переменных и функций управленческого процесса. Компоненты ситуаций и управление в организации нельзя рассматривать независимо друг от друга. Через процесс управления руководители создают и реализуют набор внутренних переменных. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения, оценивается успех организации. Следствием динамического взаимодействия внутренних и внешних факторов является то, что руководитель не может заранее предполагать, какой конкретный метод или способ является правильным.
ЛЕКЦИЯ 4
ВНУТРЕННАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, являются результатом управленческих решений. К этим переменным относятся цели, структура, задачи, технология, люди.
Цели
Организацию можно рассматривать, как средство достижения целей, которое позволяет людям коллективно выполнить то, что они не могли бы выполнить индивидуально.
1. Разнообразие целей.
Организации различных типов имеют разнообразные цели.
2. Цели подразделений.
Цели подразделений в различных организациях, которые имеют сходную деятельность, могут быть близкими.
Структура
1. Структура организации.
Это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, позволяющие эффективно достигать цели организации.
2. Специализированное разделение труда.
Это закрепление определенной работы за специалистами, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Если организация достаточно велика, то специалистов группируют в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и возможности ее успешной деятельности.
3. Объем управления.
Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Если одному руководителю подчиняется большое количество людей, то говорится о широкой сфере контроля, которая дает плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, то есть каждому руководителю подчиняется мало людей, то говорится о многоуровневой структуре.
4. Необходимость координации.
Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей координации различные уровни, функциональные зоны, отдельные лица могут сосредоточиться на обеспечении собственных интересов, а не интересах организации в целом.
Задачи
Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в определенные сроки.
1. Характеристики задач.
Задачи организации делятся на следующие категории: работа с людьми, предметами, информацией. Необходимо учитывать частоту повторения задачи и время для ее выполнения.
2. Специализация задач.
Технология
Технология – это средство преобразования ресурсов в продукты или услуги. Задачи и технология связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материалов на входе, в определенную форму на выходе.
1. Классификация технологий по Вудворд.
- единичное, мелкосерийное, индивидуальное производство (одновременное изготовление одного или малой серии одинаковых изделий);
- массовое, крупносерийное производство (изготовление большого количества похожих изделий);
- непрерывное производство (непрерывное изготовление одинаковых изделий в больших объемах).
2. Классификация технологий по Томпсону.
- многозвенные технологии (серия последовательно выполняемых взаимозависимых задач);
- посреднические технологии (характеризуются встречами групп взаимозависимых людей);
- интенсивные технологии (применение специальных приемов для изменения материалов, поступающих в производство).
Различия в терминологии объясняются областью специализацией авторов. Промышленные предприятия лучше описывать категориями Вудворд, а категории Томпсона лучше подходят для других видов организаций.
Люди
Существует три основных аспекта человеческой переменной в управлении: поведение отдельных людей; поведение людей в группах; характер поведения руководителя, его влияние на поведение людей и групп.
Поведение человека в обществе и на работе зависит от сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.
Факторы, влияющие на поведение и успешность деятельности:
1. Способности.
Человек, имеющий наибольшие способности в конкретной области, будет выполнять работу лучше других. Но на поведение человека влияют и другие факторы. Поэтому организации стараются расширять способности работника к выполнению определенных задач через обучение.
2. Одаренность.
Это имеющийся потенциал человека в отношении выполнения конкретной работы. Является результатом врожденных качеств и приобретенного опыта.
3. Потребности.
Необходимо создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника приводило к реализации целей организации.
4. Ожидания.
Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, люди формируют ожидания относительно результатов своего поведения. Они решают насколько вероятно совершение чего-то значимого для них.
5. Восприятие.
Это интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на происходящее в окружении, а на восприятие действительности.
6. Точка зрения.
Это отношение к чему-либо или социальные установки. Отношение формирует восприятие окружающей среды и влияет на поведение.
7. Ценности.
Это общие убеждения, вера что хорошо и что плохо. Ценности предполагают субъективное ранжирование благ по важности, качеству, признанию. Каждая организация устанавливает свою собственную систему ценностей.
Все внутренние переменные взаимосвязаны и рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменения одной переменной влияет на все другие. Например, совершенствование технологии не всегда приводит к повышению производительности, если эти изменения отрицательно сказываются на людях.
ЛЕКЦИЯ 5
ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
Системный подход рассматривает организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей. Ситуационный подход расширил теорию систем за счет концепции, по которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется внутренними и внешними факторами, влияющими на организацию.
Внешняя среда организации включает: потребителей, конкурентов, поставщиков, правительственные учреждения, финансовые организации, источники трудовых ресурсов.