Оценка логистических издержек предприятия

В начале данного раздела дать описание понятия и классификации логистических издержек предприятия по всем сферам его действия, методов и способов их расчета.

Проанализировав произведенные в работе расчеты, выделить все издержки в области логистики рассматриваемого предприятия, определить их размер, свести в итоговую таблицу и определить их структуру (удельный вес каждого вида в общей сумме логистических издержек).

Дать оценку изменения логистических издержек после проведения мероприятий, связанных с оптимизацией организации закупочной логистики по каждому из материально-сырьевых потоков, и в целом по предприятию.

«Проектная часть»

Управление и оптимизация запаса в звеньях цепей поставок

Описание действующих систем управления запасами и оценка возможности их применения на предприятии

При описании конкретной системы следует дать оценку возможности ее применения применительно к рассматриваемому предприятию. При этом следует попытаться рассчитать рабочие параметры работы системы и отобразить графически модель её функционирования.

При описании системы отразить ее преимущества и недостатки в сравнении с другими системами управления запасами.

Управление различными группами позиций запасов

Проведение анализа ассортимента по методам АВС и ХУZ, в результате распределить ассортиментные позиции по группам и сформулировать сооответствующие рекомендации по управлению запасами.

Торговый ассортимент фирмы, средние запасы за год представленны по вариантам в приложении. Объемы продаж по отдельным кварталам разложить самостоятельно.

Пример расчета:

Таблица 1 – Исходные данные для проведения анализа АВС и ХУZ, руб

Номер позиции Средний запас за год по позиции Реализация за квартал
1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал

1. Необходимо дифференцировать ассортимент по методу АВС, выделив позиции, наиболее значимые с точки зрения занимаемой доли. Для этого рассчитаем долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса, разделив средний запас по каждой ассортиментной позиции на общую сумму запасов.

Например, позиция 1:

2500/30320 * 100 % = 8,25 %

Общий объем запасов – 30320 = 2500+760+3000+…+17050+270 +4000

Доля запасов по позиции 1 в общем объеме запасов равно 8,25 %.

Результаты внести в графу 3 таблицы 3.

Таблица 2 – АВС и ХУZ – анализ

Исходные и расчетные данные Анализ АВС Анализ ХУZ
Номер позиции ассортимента Средний запас по позиции Доля позиции в общем запасе, % Коэффициент вариации спроса по отдельной позиции ассортимента ,% Номер позиции в списке, упорядоченном по признаку доли в общих запасах Доля позиции в общей сумме запасов, % Доля нарастающим итогом, % группа Номер позиции по списку, упорядоченному по коэффициенту вариации Ззначение коэффициента вариации, % группа
8,25 6,3 56,23 56,23 A 2,5 X
2,51 15,8 13,19 69,42 3,7
9,89 52,1 9,89 79,31 B 6,3
1,85 8,2 8,25 87,56 4 8,2
0,36 85,0 6,20 93,76 11,9 Y
6,20 11,9 2,51 96,27 C 2 15,8
0,63 24,5 1,85 98,12 7 24,5
56,23 2,5 0,89 99,01 9 40,8 Z
0,89 40,8 0,63 99,64 52,1
13,19 3,7 0,36 100,00 5
Итого              

2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общем запасе. Вновь организованный список (с указанием доли в запасах) разместить в графах 5 и 6 таблицы 3.

На первом месту в списке, упорядоченном по возрастанию доли в общем запасе, оказалась ассортиментная позиция 8, удельный вес (доля) которой 56,23 %.

Графа 7 таблицы 3 содержит данные о доли позиции нарастающим итогом, т.е. с учетом предшествующих позиций.

Например, доля нарастающим итого позиции 1 в упорядоченном списке 87,56 %, т.е.

56,23 % + 13,19 % + 9,89 % + 8,25 % = 87,56 %

3. Построить кривую АВС-анализа

Оценка логистических издержек предприятия - student2.ru

Рисунок 1 – Кривая АВС-анализа

4. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С

Предлагается воспользоваться следующим алгоритмом:

• в группу А включают 20 % позиций упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой (в графе 5 таблица 3 находится на первом месте).

• в группу В включают следующие 30 % позиций

• в группу С включают оставшиеся 50 % позиций (нижняя половина графы 5 таблицы 3). Следует иметь в виду, что стандартное разделение, может не ограждать специфики конкретного множества. С этой целью предлагается поводить разделение на основе кривой АВС-анализа. Участки кривой, на которых происходит резкое изменение радиуса кривизны, укажут на границы подмножеств, требующих разных подходов к управлению.

5. При дифференциации ассортимент по методу ХУZ весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, У или Z, является коэффициент вариации спроса (ν) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости.

Коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (v) рассчитывается по формуле

Оценка логистических издержек предприятия - student2.ru %,

где Xi– i-е значение спроса по оцениваемой позиции (таблица 2 – данные по кварталам);

Xcр – среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;

n – число кварталов, за которые произведена оценка.

Среднеквартальное значение спроса (Xcр) определяется как обыкновенная средняя по кварталам через годовую реализацию деленную на четыре квартала. Например, позиция 1:

Xcр1 = (600+620+700+680)/4= 2600/4= 650.

Расчет коэффициента вариации спроса по отдельным позициям ассортимента рекомендуется производить в табличной форме (таблица 3). Расчет по первой позицию привести подробно, по остальным позициям представить только расчетные данные в таблице 3.

Таблица 3 – Форма для расчета коэффициента вариации спроса

Номер позиции Реализация за год, руб. Средняя реализа-ция за квартал, руб. Числи-тель подкорен-ного выраже-ния Подкоренное выраже-ние Значение корня Значение дроби Значение коэффици-ента вариации  
 
 
41,2 0,0634 6,3  
31,6 0,1581 15,8  
390,5 0,5207 52,1  
12,2 0,0816 8,2  
25,5 0,8498 85,0  
56,1 0,1194 11,9  
12,2 0,2449 24,5  
111,8 0,0251 2,5  
24,5 0,4082 40,8  
37,4 0,0370 3,7  

Пример расчета коэффициента вариации спроса для позиции 1:

Числитель подкоренного выражения (графа 4 таблицы 3):

(600 – 650)2 +(620 – 650)2+(700 – 650)2+(680 – 650)2= 6800

Подкоренное выражение (графа 5 таблицы 3):

6800/4 = 1700

Значение корня (графа 6 таблицы 3):

√1700 = 41,2

Значение дроби (графа 7 таблицы 3):

41,2/650=0,063

Значение коэффициента вариации (графа 8 таблицы 3):

0,063*100%= 6,3 %

Результат расчета коэффициента вариации спроса внести в графу 4 таблицы 3.

6. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместить в графах 9 и 10 таблицы 3.

Выше всех размещена позиция 8 и 10, у которых наименьшие коэффициенты вариации спроса 2,5 и 3,7, соответственно.

7. Построить кривую ХУZ (рисунок 2).

Оценка логистических издержек предприятия - student2.ru

Рисунок 2 – Кривая ХУZ-анализа

8. Разделить анализируемый ассортимент на группы X, У и Z.

Деление ассортимента на группы осуществляется исходя из значения коэффициента вариации спроса.

Таблица 5 – Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента на группы X, У и Z

Группа Интервал
Х 0 < ν < 10%
У 10% < ν < 25%
Z 25% < ν < …

Те позиции, коэффициент вариации спроса которых до 10 %, относятся к группе Х, от 10 % до 2 5% - к группе Y., более 25 % - к группе Z.

Следует иметь в виду, что стандартное разделение так же, как и при анализе ABC, может не ограждать специфики конкретного множества. С этой целью предлагается поводить разделение на основе кривой XYZ-анализа. Участки кривой, на которых происходит резкое изменение радиуса кривизны, укажут на границы подмножеств, требующих разных подходов к управлению.

9. Построить матрицу АВС-ХУZ и выделить товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля при управлении запасами.

AX AY AZ
8,10    
BX BY BZ
CX CY CZ
2,7 5,9

Рисунок 3 – Матрица АВС и XYZ анализа

Ассортиментные позиции, отнесенные к группе А, являются наиболее ценными видами ресурсов, которые требуют постоянного и тщательного учета и контроля. Именно эти позиции определяют основную сумму оттока денежных средств при формировании запасов (80 %). Для товарных позиций, входящих в группы АХ, АУ и АZ, следует выработать индивидуальные технологии управления запасами.

Позиции группы Х характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.

Таким образом, для позиций 8, 10 (т. е. для позиций, входящих в группу АХ) следует рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии доставки "точно в срок".

Изменения в количестве по позициям группы Y характеризуются известными тенденциями (например, сезонными колебаниями). При этом имеется средняя возможность их прогнозирования.

Изменения количества по ассортиментным позициям группы Z происходят нерегулярно без каких-либо тенденций. Точность прогнозирования таких изменений невысокая.

Позиции группы АZ следует контролировать ежедневно. Очевидно, что в связи с большими колебаниями спроса здесь необходимо предусмотреть страховой запас и обосновать его величину. Возможно использование систему регулирования запасов с фиксированным размером заказа.

Материальные ресурсы группы В менее дорогостоящие, чем продукция группы А. Управление запасами по позициям 1,6,3 , входящим в группы ВХ, ВУ и ВZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям (как по срокам планирования, так и по способам доставки). Проверяются при ежемесячной инвентаризации.

В группу С отнесены остальные малоценные виды продукции, закупаемые обычно в большом количестве. Их приобретение и содержание сопровождается незначительным, в сравнении с общей суммой, оттоком денежных средств. Обычно затраты на хранение таких запасов меньше, чем расходы по обеспечению жесткого контроля за заказанными партиями, страховыми запасами и остатками на складе. Планирование запасов по товарным позициям 4,2,7,5,9 , входящим в группы СХ, СУ и СZ, может осуществляться на более длительный период, например, на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запаса на складе. Для позиции 4 (группа CХ), имеющей относительно постоянный уровень спроса, можно использовать систему регулирования запасов с фиксированной периодичностью заказа.

Наши рекомендации