Тема: Тригонометрические уравнения

Цели:

– научиться вычислять арккосинус числа a;

– научиться находить значения арккосинусов отрицательных чисел через значения арккосинусов положительных чисел;

– научиться решать простейшие уравнения вида

Оснащение занятия: учебник, конспект, справочник.

Порядок выполнения работы:

Задание 1. Повторение теоретического материала.

1. Какова область значений косинуса?

2. При каком значении, а, уравнение имеет корни?

3. По какой формуле находятся корни уравнения ?

4. Сколько корней имеет уравнение и почему?

5. Что называется, арккосинусом числа, а?

6. По какой формуле можно находить значения арккосинусов отрицательных чисел через значения арккосинусов положительных чисел?

Задание 2. Выполните № 568 (неч.), № 569 (неч.), № 571-№ 573 (неч.).

Задание 3. Запишите формулу сложения и выполните №574.

Задание 4. Разберите решение задачи 4 (стр.167) и выполните № 576 (неч.).

Литература: Алимов Ш. А. Алгебра и начала анализа стр. 165.

Практическая работа № 29

Тема: Методы решения тригонометрических уравнений

Цели:

– научиться решать тригонометрические уравнения

а) сводящиеся к квадратным;

б) уравнение вида;

в) разложением левой части на множители.

– рассмотреть решение системы тригонометрических уравнений.

Оснащение занятия: учебник, конспекты, справочник.

Порядок выполнения работы:

Задание 1. Организуйте работу парами и ответьте на вопросы:

– Какие тригонометрические уравнения называются простейшими?

– Что понимают под решением тригонометрического уравнения?

– По каким формулам находятся решения простейших тригонометрических уравнений?

– Перечислите основные способы решения тригонометрических уравнений.

– Как решаются уравнения, сводящиеся к квадратным?

– Как решаются уравнения вида ?

Задание 2. Вспомните, как решаются уравнения, сводящиеся к квадратным?

Решите уравнение: В-1. № 621(1), № 622 (3). В-2. № 621 (3), № 622(4).

Задание 3. Вспомните, как решаются уравнения вида аsin x+ вcosx =c?

Решите уравнение: В-1. № 624 (3), № 663 (1). В – 2. № 624(2), № 663(3).

Задание 4.

а) Вспомните формулы: сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов и решите уравнение: В-1 № 626(2). В-2. № 626(1).

б) Каким способом можно решить следующее уравнение?

В-1. №660 (1), В-2 № 660(3).

в) Для каких углов не определен?

Выполните В-1. №612(6) В-2. №612(5).

Задание 5. Разберите решение задачи 15 на стр.188 и решите в парах № 645.

Дополнительное задание № 678 (1, 3, 4).

Литература: Алимов Ш. А. Алгебра и начала анализа стр.181.

Практическая работа № 30

Тема: Вычисление пределов

Цель: закрепить навыки вычисления пределов

Предел функции.ЧислоL называется пределом функции y = f ( x ) при x, стремящемся к a :

Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru если для любого Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru > 0 найдётся такое положительное число Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru = Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ( Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ), зависящее от Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru , чтоиз условия | x - a | < Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru следует | f ( x ) – L | < Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru .

Это определение означает, что L есть предел функции y = f ( x ), если значение функции неограниченно приближается к L , когда значение аргумента x приближается к a. Геометрически это значит, что для любого Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru > 0 можно найти такое число Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru , что если x находится в интервале ( a - Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru , a + Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ), то значение функции лежит в интервале ( L - Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru , L + Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ). Отметим, что в соответствии с этим определением аргумент функции лишь приближается к a , не принимая этого значения! Это следует учитывать при вычислении предела любой функции в точке её разрыва, где функция не существует.

Пример. Найти

Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru

Решение.Подставляя х = 3 в выражение Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru получим не имеющее смысла выражение Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru . Поэтому решим по-другому:

Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru

Сокращение дроби в данном случае корректно, так как x Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru 3 , он лишь приближается к 3. Теперь мы имеем: Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru

поскольку, еслиx стремится к 3, то x + 3 стремится к 6 .

Замечательные пределы

Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru

Бесконечно малая и бесконечно большая величины.Если предел некоторой переменной равен 0, то эта переменная называется бесконечно малой.

П р и м е р . Функция y = Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru является бесконечно малой при x,

стремящемсяк 4, так как Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru

Если абсолютное значение некоторой переменной неограниченно возрастает, то эта переменная называется бесконечно большой.

Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru
Бесконечно большая величина не имеет конечного предела, но она имеет так называемый бесконечный предел, что записывается как:

Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru

Символ Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ( “бесконечность” ) не означает некоторого числа, он означает только, что дробьнеограниченно возрастает при x, стремящемся к 3. Следует отметить, что дробь может бытькак положительной ( при x > 3 ), так и отрицательной ( при x < 3 ). Если бесконечно большая величина может быть только положительной при любых значениях x, это отражается в записи. Например, при x Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru 0 функция y = x- 2 бесконечно большая, но она положительна как при x > 0, так и при x < 0 ; это выражается так:

Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru

Наоборот, функция y = - x - 2 всегда отрицательна, поэтому Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru

В соответствии с этим, результат в нашем примере можно записать так: Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru

Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru

Самостоятельная работа

Вариант 1.

1.Найдите пределы последовательностей:

1. Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ; 3) Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ;

2. Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ; 4) Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru .

2.Найдите пределы функций:

1. Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ;

2. Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ;

3. Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ;

4. Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ;

5. Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru .

3. Раскрытие неопределенностей вида Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru . Найдите пределы:

1. Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ; 3) Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ;

2) Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ; 4) Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru .

4. Раскрытие неопределенностей вида Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru . Найдите пределы:

1) Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru ; 2) Тема: Тригонометрические уравнения - student2.ru .

Практическая работа № 31

Тема: Производная функции

Цели:

– научиться находить производную, используя определение производной;

– научиться находить производную степенной функции;

– научиться находить производную, используя правила дифференцирования.

Оснащение занятия: учебники, конспекты, таблица производных.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Дайте определение производной функции и запишите её формулу.

Задание 2. Выполните в парах №780(1,3).

Задание 3.Повторите формулы для нахождения производной степенной функции.

Задание 4.Выполните №787-№790(нечётные).

Задание 5.Запишите формулу 2 на с.233 и рассмотрите решение задачу 4 на с.234.

Задание 6. Выполните №791-№792(неч.).

Задание 7. Рассмотрите решение задачи 3, стр.233 и выполните №793(неч.).

Задание 8. Используя правила дифференцирования суммы, произведения и частного

выполните № 803(неч.), № 810(1,2),№814.

Контроль знаний студентов

Вариант-1. № 806(1,2), № 809(3), № 811(1), № 815(2), №825(1), №826(2,3).

Вариант-2. № 806(3,4), № 809(5), № 811(2), № 815(1), №825(2), №826(1,4).

Литература: Алимов Ш. А. Алгебра и начала анализа стр.225, стр.232, стр.236.

Вариант-1. № 869(5;8), № 871(1), № 872(5), № 873(3), № 876(4).

Вариант-2. № 869(6;7), № 871(3), № 872(3), № 873(4), № 876(1).

Литература: Алимов Ш. А. Алгебра и начала анализа стр.238, стр.241.

Практическая работа № 32

Наши рекомендации