Тема: Решение иррациональных уравнений

Цель работы:

1. Повторить определение арифметического квадратного корня.

2. Отработать методы решения иррациональных уравнений.

3. Развить математическое мышление, наблюдательность, привычку аккуратно вести преобразования.

Пример:Решить иррациональное равнение:

1) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru 2) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Решение: Проверка: Решение: Проверка:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru а) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

5х+4=9 3=3 х+4=3х-6 б) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

5х=9-4 х-3х=-6-4 3=3

5х=5 -2х=-10

х=1 Ответ: х=1 х=5 Ответ: х=5

3) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Решение: Проверка:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

х2+4х-8=х2 х=2

х2+4х-8-х2=0 2=2

4х-8=0

4х=0+8

4х=8

х=2 Ответ: х=2

Самостоятельная работа

1. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

2. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

3. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

4. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

5. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

6. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

7. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

8. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

9. х-2 = Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

10. х+3 = Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

11. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

12. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Практическая работа № 16

Тема: Решение иррациональных неравенств

Определение:Если в неравенство входят функции под знаком корня, то такие неравенства называют иррациональными

Неравенства вида Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

данное неравенство равносильно системе неравенств:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Пример:Решить неравенство Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Решение:

Сразу перейдём к равносильной системе:


Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru
Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Ответ. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Задание 1: Закончить решение неравенства Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Решение :

Перейдём к равносильной системе:


Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Ответ: х<- Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Задание 2: Решить иррациональные неравенства:

1) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

2) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Неравенства вида Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

данное неравенство равносильно совокупности неравенств:


Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Задание 3: Решить иррациональные неравенства:

1) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

2) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Неравенства вида Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

данное неравенство равносильно системе неравенств:


Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Пример:Решить неравенство Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Решение:

Перейдём к равносильной системе:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Решая эту систему методом интервалов, сразу получаем:

Ответ. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Неравенство вида Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru > Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

данное неравенство равносильно системе неравенств:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru > Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ruТема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Задание 4: Решить иррациональные неравенства:

1) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

2) Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Проверь себя!

Решить иррациональное неравенство:  
1. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru >3
2. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru >4
3. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru <1
4. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru >4
5. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru
6. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Практическая работа № 17

Тема: Степень с рациональным показателем

Цель:научиться выполнять преобразование алгебраических, рациональных, иррациональных, степенных выражений с использованием формул сокращенного умножения, основных свойств корней и степеней.

Теоретические сведения.

Корни натуральной степени из числа, их свойства.

Корень n – степени: Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , n -показатель корня, а –подкоренное выражение

Если n – нечетное число,то выражение Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru имеет смысл при Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru а

Если n – четное число,то выражение Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru имеет смысл при Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Арифметический корень: Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Корень нечетной степени из отрицательного числа: Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Основные свойства корней

1. Правило извлечения корня из произведения: Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

2. Правило извлечения корня из дроби: Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

3. Правило извлечения корня из корня: Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

4. Правило вынесения множителя из-под знака корня: Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

5. Внесение множителя под знак корня:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru ,

6. Показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и тоже число.

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru Правило возведения корня в степень. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Степень с натуральным показателем

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru = Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru ,a – основание степени, n– показатель степени

Свойства:

1. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

2. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

3. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

4. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

5. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

6. Если Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Степень с целым показателем

1. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

2. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

3. Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

4. По определению: Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Пример 1. Упростите выражение Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru .

Решение

Применим свойства степеней (умножение степеней с одинаковым основанием и деление степеней с одинаковым основанием): Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru .

Ответ: 9m7 .

Пример 2.Сократить дробь: Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Решение.Так область определения дроби Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru все числа, кроме х ≠ 1 и х ≠ -2.Вместе с тем Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru .Сократив дробь, получим Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru .Область определения полученной дроби: х ≠ -2, т.е. шире, чем область определения первоначальной дроби. Поэтому дроби Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru и Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru равны при х ≠ 1 и х ≠ -2.

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Упростите выражение:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

2. Найдите значение выражения:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

4. Привести указанное выражение к виду Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , где а -рациональное число, b – натуральное число

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

5. Упростить:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru ; Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

8. Выполните действие:

9. Сократите дробь Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

10. Выполните действие Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Вариант 2

1. Упростите выражение:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

2. Найдите значение выражения:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

4. Привести указанное выражение к виду Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , где а- рациональное число, b – натуральное число

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

5. Упростить:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru ; Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru 10. Выполните действие:

8. Сократите дробь Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

9. Выполните действие Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Вариант 3

1. Выполните действие:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

2. Найдите значение выражения:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

4. Привести указанное выражение к виду Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , где а -рациональное число, b – натуральное число

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

5. Упростить:

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru ; Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru , Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru 10. Выполните действие:

8. Сократите дробь Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

9. Выполните действие

Тема: Решение иррациональных уравнений - student2.ru

Практическая работа №18

Наши рекомендации