Тема: «Решение уравнений и систем уравнений».

Нестандартные задачи для учащихся 10 – 11 классов».

Под нестандартными задачами будем понимать задачи, которые традиционными методами и преобразованиями не решаются. Они, как правило, в варианте бывают последними и могут быть условно названы задачами «на пятёрку».

Отмечу то, что, несмотря на нестандартность, такие задачи не выходят за рамки школьной программы, поскольку могут быть решены школьными методами. Другое дело, что бывает крайне трудно за ограниченное время найти решение.

Каждый год придумывают задачи, решение которых требует принципиально нового подхода, так что исчерпать все типы таких задач просто невозможно. Зато возможно набраться опыта в решении подобных задач и, по крайней мере, не впадать в панику, если вдруг такая задача попадётся на экзамене. Изучим некоторые методы, которые помогут если не решить, то хотя бы упростить задачу. Методы следующие: метод мажорант, функционально-графический метод, метод удачной подстановки или группировки, геометрический подход.

Тема: «Использование свойств элементарных функций при решении уравнений и неравенств».

Цель:

проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков учащихся, связанных с числовыми функциями, графиками функций, преобразованиями графиков, элементарным исследованием функций (чётность, нечётность, периодичность, монотонность, промежутки знакопостоянства функции, точки экстремума).

Проверка знания учащимися фактического материала, умения объяснять сущность основных понятий осуществляется в процессе беседы с последующим выполнением заданий.

Задание №1.

Функция f(x) определена на всей числовой прямой, является нечётной, периодической с периодом 4 и на промежутке Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru её значения вычисляются по правилу Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Решить уравнение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Решение:

Известно, что:

  1. D(f)=R.
  2. f(x)=- f(-x) на D(f), f(x)-нечётная функция.
  3. T=4, f(x)-периодическая функция.
  4. При Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru В силу нечётности функции f(x), она задаётся на отрезке Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru формулой Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Построив график данной функции на отрезке Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , продолжим его на всю числовую ось, используя то, что функция f(x) – периодическая, с периодом 4.

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Теперь перейдём к решению уравнения.

Область допустимых значений уравнения: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Обозначим Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и решим уравнение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Так как Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , то можно считать, что Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Тогда Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru или Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru В силу периодичности Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru с периодом T=4 общие решения имеют вид Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Теперь можно найти х :

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Проверим, входят ли эти решения в ОДЗ. Для этого решим второе неравенство и для найденных значений х проверим выполнение первого условия системы.

Для первой серии решений имеем Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Из второго неравенства следует, что Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru - нечётно, т.е. Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , но Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , т.е. первая серия не входит в ОДЗ. Аналогичные рассуждения проводим для второй серии решений, здесь получаем Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , и убеждаемся, что эта серия входит в ОДЗ. С учётом второго неравенства, получаем, что Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , причём Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Легко найти Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Ответ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Задание №2.

Функция f(x) определена на всей числовой прямой, является нечётной, периодической с периодом 4 и на промежутке Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru её значения вычисляются по правилу Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Решить уравнение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Ответ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Задание №3.

Функция Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru определена на всей числовой прямой, является нечётной, периодической с периодом 4 и на промежутке Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru её значения вычисляются по правилу Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Решить уравнение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Ответ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Задание №4.

Покажите, что функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru взаимно обратные, и решите уравнение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Решение:

функция Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru возрастает при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , причём, при изменении Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru в указанном промежутке Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Следовательно, в промежутке Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru определена обратная функция (согласно теореме о существовании обратной функции) Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , которая находится из уравнения Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Решая уравнение относительно Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , получаем Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Заменяя х на у и у на х, получим Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , что и требовалось доказать.

Решим уравнение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Так как графики прямой и обратной функций могут пересекаться только на прямой Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , то решая уравнение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , находим Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Задание №5.

Найти все числа Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru для которых функция Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru не принимает значений, больших 3.

Ответ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Решение:

Рассмотрим функцию Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Требование Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru для всех х: а) при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru означает Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru б) при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru выполняется автоматически; в) при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru равносильно требованию Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru для всех х то есть Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Собираем полученные значения Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru вместе: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Задание №6.

Известно, что Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Найти Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Ответ: .

Решение: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , построив данную совокупность, легко видеть, что минимум х+у достигается в точке с координатами Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Следовательно, Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Задание №7. Известно, что . Найти .

Ответ: 12.

Задание №8.Множество точек, рас положенных внутри фигуры F, задано на координатной плоскости условием Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Множества F(t) получаются из F поворотом вокруг начала координат против часовой стрелки на угол t . Найти площадь фигуры, образованной точками, каждая из которых при некотором Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru принадлежит множеству F(t).

Ответ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Решение: Определим сначала вид фигуры F . Рассмотрим два случая. 1) Если основание логарифма меньше 1, то есть Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru то должно выполняться двойное неравенство Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Так как Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru то неравенство Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru справедливо для всех действительных х. Решим неравенство Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Неравенство Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru выполняется при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru а неравенство Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru выполняется при всех действительных у ,поскольку Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru 2) Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru должно быть Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru что невозможно. Итак, во втором случае решений нет.

Мы получили, что множество решений данного неравенства совпадает с внутренностью прямоугольника, ограниченного прямыми Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru В процессе вращения против часовой стрелки вокруг начала координат на угол Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru прямоугольник «заметает» фигуру, изображённую на рисунке.

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Другими словами, эта фигура представляет собой объединение множеств Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Её площадь можно найти как сумму площади полукольца Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и удвоенной площади фигуры Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Итак, Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Площадь фигуры Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru равна сумме площадей полусегмента Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и прямоугольника Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Найдём площадь полусегмента Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru : Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Далее, Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Окончательно получаем Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Задание №9.Множество точек, расположенных внутри фигуры G, задано на координатной плоскости условием Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Множества G(t) получаются из G поворотом вокруг начала координат против часовой стрелки на угол t . Найти площадь фигуры, образованной точками, каждая из которых при некотором Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru принадлежит множеству G(t).

Ответ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Задание №10.

График функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru ; где Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и прямая Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , заданная уравнением Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , имеют ровно две общие точки. 1) Найдите а, если площадь фигуры, ограниченная графиком функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и прямой Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , равна Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . 2) Рассматриваются прямые, каждая из которых касается графика функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru в точке с положительной абсциссой. Среди этих прямых выбрана та, которая пересекает ось Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru в точке с наименьшей ординатой. Найти эту ординату.

Ответ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Задание №11.

График функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru ; где Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и прямая Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , заданная уравнением Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , имеют ровно две общие точки. 1) Найдите а, если площадь фигуры, ограниченная графиком функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и прямой Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , равна Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . 2) Рассматриваются прямые, каждая из которых касается графика функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru в точке с положительной абсциссой. Среди этих прямых выбрана та, которая пересекает ось Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru в точке с наибольшей ординатой. Найти эту ординату.

Ответ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Задание №12.

Найти наибольшее и наименьшее значения функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Решение:

Введем обозначения Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Поскольку Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , то Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Наименьшее значение данной функции соответствует наибольшему значению произведения Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Так как Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , то наибольшее значение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru необходимо искать при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . В этом случае Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru можно записать, что Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Наибольшее значение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru достигается при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Следовательно, наименьшее значение исходной функции достигается при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и равно Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Наименьшее значение произведения Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , где Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , достигается при условии, что Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , причем необходимо, чтобы абсолютные величины Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru были наибольшими. При Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru будет Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Именно в этой точке произведение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru достигает минимума, так как Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru принимает минимальное, а Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru - максимальное из возможных значений. Итак, при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru исходная функция имеет наибольшее значение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Ответ: .

Задание №13.

Найти область определения функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Решение:

С одной стороны, Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , так как Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , а с другой стороны Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , так как стоит под знаком квадратного корня. Остаётся одна возможность: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Ответ: .

Задание №14.

Найти область определения функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Решение:

Чтобы существовал Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , необходимо и достаточно, чтобы Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , то есть Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Из найденных интервалов нужно исключить точки, в которых Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru не существует, то есть числа вида Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Два из этих чисел: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru лежат в найденных интервалах.

Ответ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Задание №15.

Доказать, что функция Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru не является периодической.

Решение:

найдем корни функции Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Рассмотрим положительные корни Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Предположим, что Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru - период функции. Тогда, если при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru функция равна нулю, то и при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru она тоже равна нулю, то есть Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Аналогично Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Вычитая одно равенство из другого, получим Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , то есть Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Возведем в квадрат: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . После вторичного возведения в квадрат получим Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Это равенство возможно лишь при Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , так как все остальные его элементы – целые.

Однако числа Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru выбраны так, что Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , то есть Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Что и требовалось доказать.

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений».

Задание №16.

Сколько решений системы уравнений Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru удовлетворяют условию Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru ?

Ответ: 10 решений.

Задание №17.

Сколько решений системы уравнений Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru удовлетворяют условию Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru ?

Ответ: 3 решения.

Решение: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru - круг, с центром Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и радиусом 3 . Отсюда Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Построив данный круг и отметив точки, перебирая n и k,убеждаемся, что три решения системы уравнений удовлетворяют плоскости круга.

Задание №18.

Решить уравнение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Решение:

ОДЗ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru ;

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , таккак Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru и Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru не являютсякорнями

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Теперь необходимо исключить целые k, лежащие в промежутке Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Заметим, что если одна из частей данного уравнения обращается в бесконечность, то и вторая должна быть бесконечностью, то есть достаточно проверить, чтобы Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru , где Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . Чтобы k было целым, необходимо, чтобы Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru . При этом получаем Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

  • Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru ; Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru (не подходит), Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru
  • Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru ; Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru (не подходит) Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Ответ: Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru ;

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru .

Задание№19.

Решить уравнение Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru

Тема: «Решение уравнений и систем уравнений». - student2.ru Ответ:

Наши рекомендации