Основные характеристики функционирования СМО с очередью.
Рассмотрим основные характеристики функционирования СМО с неограниченной длиной очереди. В таких системах поток заявок поступает извне. Примером подобной системы может служить любое предприятие сферы обслуживания (ателье, магазин, ресторан и т.д.). Эффективность функционирования таких систем определяется следующей совокупностью показателей:
-Вероятность того, что все обслуживающие каналы свободны:
-Вероятность того, что занято каналов, при условии, что общее количество заявок не превышает числа каналов:
-Вероятность того, что в системе находится заявок при условии, что число заявок больше числа каналов:
-Вероятность того, что все каналы заняты:
-Среднее время ожидания в очереди:
-Средняя длина очереди:
-Среднее число свободных каналов:
-Коэффициент простоя каналов:
-Среднее число занятых каналов:
- Коэффициент загрузки каналов:
Рассмотрим пример вычислений основных показателей эффективности функционирования СМО с неограниченной длиной очереди. Предположим, Фирма по ремонту радиоаппаратуры имеет 5 мастеров. В среднем в фирму поступает 10 заявок на ремонт в день. В среднем в день каждый мастер успевает отремонтировать 2,5 радиоаппарата. За единицу времени принимаем 7-часовой рабочий день.
На основании условия определяем: Определим предельные вероятности состояний системы:
Среднее время обслуживания одного аппарата:
Среднее время ожидания начала обслуживания:
Средняя длина очереди, от которой зависит площадь, необходимая для хранения принятых в ремонт аппаратов:
Среднее число мастеров, свободных от работы:
В СМО с ограниченной длиной очереди поток заявок поступает изнутри системы. Например, в фирме имеется несколько единиц оборудования, которые случайным образом могут выходить из строя и требовать обслуживания в виде ремонта. Максимальное количество заявок на обслуживание в этом случае оказывается фиксированным. Оно обозначается .
Эффективность функционирования таких систем характеризуют следующие показатели.
1. Вероятность того, что занято каналов, при условии, что число заявок не больше числа каналов обслуживания:
2. Вероятность того, что в системе находится заявок при условии, что число заявок больше числа каналов:
3. Вероятность того, что все каналы свободны:
4. Средняя длина очереди:
5. Коэффициент простоя обслуживаемого объекта:
6. Среднее число заявок:
7. Среднее число свободных каналов:
8. Коэффициент простоя обслуживающего канала:
Рассмотрим пример задачи на расчет показателей эффективности функционирования СМО с ограниченной длиной очереди. Рабочий обслуживает группу из трех автоматов. В среднем автоматы требуют обслуживания с интенсивностью 2 авт.\час. На обслуживание одного автомата уходит в среднем 12 мин.
На основании условий определяем:
Вероятности состояний определяем по формулам:
На основании расчетов заполним таблицу 36.
Таблица 36. Показатели эффективности функционирования СМО.
1,0000 | 0,2822 | ||||
1,2000 | 0,3386 | 0,3386 | |||
0,9600 | 0,2709 | 0,2707 | 0,5418 | ||
0,3840 | 0,1083 | 0,2166 | 0,3249 | ||
3,5440 | 1,0000 | 0,4875 | 1,2053 |
Определим остальные показатели, используя расчеты, выполненные в таблице 36:
Заключение
В настоящем пособии отражены основные разделы традиционного курса исследования операций, содержание которых представляется автору наиболее важным и ценным с позиций требований, предъявляемых к профессиональной подготовке выпускников экономического факультета РГУ им. И. Канта.
В рамках реализации заявленной во введении цели были рассмотрены основные принципы разработки математических оптимизационных моделей, показаны подходы к их классификации. В соответствии с ранее выбранным принципом изложения в первых разделах пособия рассмотрены детерминированные модели, к числу которых относятся модели линейного и нелинейного (выпуклого) программирования, а также модели динамического программирования. В последующих разделах охарактеризованы вероятностные модели и модели с неопределенностью: математические игры, модели управления запасами и модели систем массового обслуживания.
В каждом разделе пособия автор стремился не только ознакомить читателей с математическим аппаратом, применяемым в моделировании, но и проиллюстрировать его применение на примерах экономических и управленческих ситуаций, требующих принятия решений. Остается надеяться, что такой подход позволил читателям увидеть и оценить возможности выбора оптимальных управленческих решений на основе методов математического программирования и исследования операций.
Задания для индивидуальной и самостоятельной работы.
Линейное программирование
Задание 1.1.
На предприятии имеется возможность выпускать n видов продукции Пj . При ее изготовлении используются ресурсы, объемы запасов которых выражаются величинами . Нормы расходов ресурсов на выпуск одной единицы продукции Пj составляют аij. Цена единицы Пj равна сj денежных единиц. Требуется:
1) симплексным методом найти план выпуска продукции по видам, который обеспечивал бы предприятию максимальный доход;
2) составить математическую модель двойственной задачи и дать ее содержательную экономическую трактовку;
3) найти компоненты оптимального плана двойственной задачи, используя данные заключительной симплексной таблицы исходной задачи;
4) определить целесообразность включения в план выпуска дополнительного вида продукции , для которого даны нормы расхода ресурсов и цена .
Задание 1.2.
Смесь можно составить из n продуктов Сj . В каждом из продуктов содержится m компонентов. Минимально допустимый объем содержания i-го компонента в смеси выражается величиной . Содержание i-го компонента в единице j-го продукта выражается величиной аij. Цена единицы j-го продукта равна сj. Составить смесь, минимальную по стоимости, используя для решения двойственную задачу.
Варианты контрольных заданий | ||||||||||
Вариант | ||||||||||
#1 | 1.2 | C1 | C2 | C3 | bi | |||||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
№2 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#3 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#4 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#5 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#6 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#7 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#8 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#9 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | Пe | bi | ||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#10 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#11 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | 0,4 | 0,2 | 0,5 | 0,8 | ||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#12 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#13 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#14 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#15 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#16 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#17 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#18 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | Пe | bi | ||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#19 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | 1/6 | 3/7 | 1/4 | 5/9 | ||||||
a2i | 1/4 | 1/7 | 1/4 | 2/7 | ||||||
a3i | 1/6 | 1/7 | 3/8 | 2/7 | ||||||
#20 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | 1/2 | |||||||||
a3i | 1/2 | 1/2 | ||||||||
#21 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#22 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#23 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#24 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#25 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#26 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | 2,5 | 2,5 | 1,5 | |||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#27 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#28 | 1.2 | C1 | C2 | C3 | bi | |||||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#29 | 1.2 | C1 | C2 | C3 | bi | |||||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#30 | 1.2 | C1 | C2 | C3 | bi | |||||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#31 | 1.2 | C1 | C2 | C3 | bi | |||||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#32 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#33 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#34 | 1.1 | П1 | П2 | П3 | П4 | Пe | bi | |||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | 2,5 | |||||||||
a3i | ||||||||||
#35 | 1.2 | C1 | C2 | C3 | bi | |||||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
# 36 | 1.2 | C1 | C2 | C3 | bi | |||||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
#37 | 1.2 | C1 | C2 | C3 | bi | |||||
ci | ||||||||||
a1i | ||||||||||
a2i | ||||||||||
a3i | ||||||||||
&nbs Наши рекомендации
|