Билет. Современные методы управления с помощью информационных технологий.

Билет. Современные методы управления с помощью информационных технологий.

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Билет. Классификация информационных систем.

Классификация по архитектуре

По степени распределённости отличают:

1)настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;

2)распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.

Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:

-файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);

-клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).

В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.

В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.

В свою очередь, клиент-серверные ИС разделяют на двухзвенные и многозвенные.

В двухзвенных (англ. two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.

В многозвенных (англ. multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (applicationservers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример применения многозвенности — современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется как минимум одно промежуточное звено — веб-сервер с соответствующим серверным ПО.

Классификация по степени автоматизации

1)автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);

2)автоматические: информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.

3)«Ручные ИС» («без компьютера») существовать не могут, поскольку существующие определения предписывают обязательное наличие в составе ИС аппаратно-программных средств. Вследствие этого понятия «автоматизированная информационная система», «компьютерная информационная система» и просто «информационная система» являются синонимами.

Классификация по характеру обработки данных

1)информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;

2)ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.

Классификация по сфере применения

Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все эти типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примера следующие типы ИС:

1)Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.

2)Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.

3)Географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).

Билет. Сетевая модель OSI.

Сетевая модель OSI (англ. opensystemsinterconnectionbasicreferencemodel — базовая эталонная модель взаимодействия открытых систем, сокр. ЭМВОС; 1978 г.) — абстрактнаясетевая модель для коммуникаций и разработки сетевых протоколов. Предлагает взгляд на компьютерную сеть с точки зрения измерений. Каждое измерение обслуживает свою часть процесса взаимодействия. Благодаря такой структуре совместная работа сетевого оборудования и программного обеспечения становится гораздо проще и прозрачнее.

В настоящее время основным используемым стеком протоколов является TCP/IP, разработанный ещё до принятия модели OSI и вне связи с ней.

Модель OSI
Тип данных Уровень (layer) Функции
Данные 7. Прикладной (application) Доступ к сетевым службам
6. Представительский (presentation) Представление и кодирование данных
5. Сеансовый (session) Управление сеансом связи
Сегменты 4. Транспортный (transport) Прямая связь между конечными пунктами и надежность
Пакеты 3. Сетевой (network) Определение маршрута и логическая адресация
Кадры 2. Канальный (datalink) Физическая адресация
Биты 1. Физический (physical) Работа со средой передачи, сигналами и двоичными данными

Билет. СУБД

Систе́мауправле́нияба́замида́нных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных

Основные функции СУБД

-управление данными во внешней памяти (на дисках);

-управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;

-журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;

-поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).

Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:

ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти, и журнализацию,

процессор языка базы данных, обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных и создание, как правило, машинно-независимого исполняемого внутреннего кода,

подсистему поддержки времени исполнения, которая интерпретирует программы манипуляции данными, создающие пользовательский интерфейс с СУБД

а также сервисные программы (внешние утилиты), обеспечивающие ряд дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы.

Классификации СУБД

1)По модели данных

Примеры:

Иерархические

Сетевые

Реляционные

Объектно-ориентированные

Объектно-реляционные

2)По степени распределённости

Локальные СУБД (все части локальной СУБД размещаются на одном компьютере)

Распределённые СУБД (части СУБД могут размещаться на двух и более компьютерах).

3)По способу доступа к БД

Файл-серверные

В файл-серверных СУБД файлы данных располагаются централизованно на файл-сервере. СУБД располагается на каждом клиентском компьютере (рабочей станции). Доступ СУБД к данным осуществляется через локальную сеть. Синхронизация чтений и обновлений осуществляется посредством файловых блокировок. Преимуществом этой архитектуры является низкая нагрузка на процессор файлового сервера. Недостатки: потенциально высокая загрузка локальной сети; затруднённость или невозможность централизованного управления; затруднённость или невозможность обеспечения таких важных характеристик как высокая надёжность, высокая доступность и высокая безопасность. Применяются чаще всего в локальных приложениях, которые используют функции управления БД; в системах с низкой интенсивностью обработки данных и низкими пиковыми нагрузками на БД.

На данный момент файл-серверная технология считается устаревшей.

Примеры: Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Visual FoxPro.

Клиент-серверные

Клиент-серверная СУБД располагается на сервере вместе с БД и осуществляет доступ к БД непосредственно, в монопольном режиме. Все клиентские запросы на обработку данных обрабатываются клиент-серверной СУБД централизованно. Недостаток клиент-серверных СУБД состоит в повышенных требованиях к серверу. Достоинства: потенциально более низкая загрузка локальной сети; удобство централизованного управления; удобство обеспечения таких важных характеристик как высокая надёжность, высокая доступность и высокая безопасность.

Примеры: Oracle, Firebird, Interbase, IBM DB2, Informix, MS SQL Server, Sybase Adaptive Server Enterprise, PostgreSQL, MySQL, Caché, ЛИНТЕР.

Встраиваемые

Встраиваемая СУБД — СУБД, которая может поставляться как составная часть некоторого программного продукта, не требуя процедуры самостоятельной установки. Встраиваемая СУБД предназначена для локального хранения данных своего приложения и не рассчитана на коллективное использование в сети. Физически встраиваемая СУБД чаще всего реализована в виде подключаемой библиотеки. Доступ к данным со стороны приложения может происходить через SQL либо через специальные программные интерфейсы.

Примеры: OpenEdge, SQLite, BerkeleyDB, Firebird Embedded, Microsoft SQL Server Compact, ЛИНТЕР.

Билет. АСОУП

АСОУП – базовая система АСУЖТ в области управления перевозочным процессом. Это приоритетная, основная разработка коллектива БФ ВНИИАС – преемника ПКТБ АСУЖТ. Общесистемные средства АСОУП создавались централизованно в виде типовых проектных решений, что позволило унифицировать главные процессы обработки информации в дорожных информационно-вычислительных центрах.

При проектировании системы предусматривался обмен информацией с ГВЦ МПС, ИВЦ соседних дорог (включая стальные магистрали ближнего зарубежья), с автоматизированными системами нижнего уровня АСУЖТ. Создание и внедрение АСОУП обеспечило построение надежного фундамента вычислительной сети на железных дорогах России. Такова в сжатом виде характеристика предмета, которому посвятили свое выступление первый заместитель директора БФ ВНИИАС лауреат Государственной премии Российской Федерации Г.Н. Баврин и заместитель директора БФ В.Н. Якимец.

 

Основной составляющей АСОУП служит база данных дорожного уровня. В ее состав вошли оперативные номерные модели: поездная, вагонная, контейнерная, локомотивная, локомотивных бригад, отправочная, модель заявок, а также массивы информации о состоянии, дислокации и работе отдельных единиц подвижного состава.

На первом этапе создания АСОУП были реализованы модели поездов, локомотивов и специального подвижного состава. Система открыла широкие возможности для совершенствования управления эксплуатационной работой дорог. Она позволила руководству и оперативному персоналу магистралей и отделений получать целостное представление об эксплуатационной обстановке на контролируемых полигонах в моменты, близкие к реальному времени.

Для этого пользователям были предоставлены данные о наличии, размещении и состоянии вагонных парков; перемещении и дислокации поездов; наличии, дислокации и состоянии локомотивов; погрузке, выгрузке и др. Появились возможности прогнозирования и оперативного планирования предстоящей работы. Способная решать некоторые прикладные задачи система позволила контролировать соблюдение технологической дисциплины, принимать оперативные меры по ликвидации выявленных нарушений.

АСОУП обеспечила выдачу оперативным работникам станций, отделений и управлений дорог комплекта технологических документов по каждому поезду. Она стала базисом для создания ряда новых автоматизированных систем и комплексов задач в системе управления перевозочным процессом.

Билет. Система Диспарк.

Для повышения эффективности управления перевозочным процессом на РЖД в условиях разделения вагонного парка между государствами СНГ и Балтии необходимо было создать новую пономерную систему управления вагонными парками. В этой связи в 1995 году была начата разработка «Автоматизированной системы пономерного учета, контроля дислокации, анализа работы и регулирования вагонного парка на железных дорогах России (ДИСПАРК)». Об основных этапах разработки и совершенствования системы ДИСПАРК на страницах нашей газеты рассказывают заведующий отделом ВНИИАС, доктор технических наук, профессор, Лауреат Государственной премии Е.М. Тишкин, заведующий отделением ВНИИАС к.т.н. С.А. Филипченко, заместитель заведующего отделом ДИСПАРК к.т.н. А.Н. Феофилов.

Цель разработки и внедрения системы ДИСПАРК состоит в переходе от обезличенных, балансовых методов управления вагонным парком к пономерному учёту, непрерывному мониторингу места дислокации, анализу использования и регулированию парка на всем полигоне сети железных дорог России.

Управление вагонными парками реализуется по информации динамической вагонной модели, состоящей из вагонных моделей дорог и сети. Оперативные работники с линейного уровня системы в диалоговом режиме с помощью соответствующих АРМов формируют и передают на дорожный уровень за сутки более одного миллиона сообщений об операциях с вагонами. По этой информации в ИВЦ железных дорог ведутся дорожные вагонные модели, которые являются основным элементом ДИСПАРК, так как на их базе решаются более 100 прикладных задач дорожного и линейного уровня системы, а также ведется сетевая вагонная модель в ГВЦ ОАО «РЖД».

Сетевой уровень строится на базе Модели перевозочного процесса (МППС) ГВЦ ОАО «РЖД» и увязан с Автоматизированным банком данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ). При этом выполняется обязательное условие – все вагоны до выхода их на общую сеть железных дорог должны быть зарегистрированы в АБД ПВ.

В АБД ПВ содержатся технические характеристики всех эксплуатируемых на общей сети железных дорог стран СНГ и Балтии грузовых вагонов. Кроме АБД ПВ, созданы Автоматизированные банки данных собственных (АБД СВ) и арендованных (АБД АВ) вагонов РЖД и государств СНГ и Балтии, имеющих право передвижения на железных дорогах России.

Таким образом, в системе сформирована и поддерживается в актуальном состоянии достоверная вагонная модель, обеспечивающая при однократном вводе информации об операциях с вагонами ее многократное использование в различных приложениях.

Внедрение первой очереди ДИСПАРК в постоянную эксплуатацию в 2000 г. позволило: отменить ручной учет и обработку данных; ускорить сроки доставки грузов; сократить расходы на ремонт и число внеплановых ремонтов. На основе динамической вагонной модели реализован взаимосвязанный комплекс информационных технологий.

В 2004 г. за создание и внедрение современных высокоэффективных информационных технологий группе ученых и специалистов железнодорожного транспорта была присуждена Государственная премия в области науки и техники.

В настоящее время в результате ранее выполненных разработок подготовлена основа и получен опыт, позволяющий начать переход от информационных технологий управления вагонными парками к информационно-управляющим.

Так, в 2004 году была разработана новая функциональная подсистема ДИСПАРК – управление вагонными парками стран СНГ и Балтии на основе экономических оценок, которая представляет собой информационно-управляющий комплекс, построенный с использованием современных Web-технологий. Эта подсистема позволяет оперативным работникам на сетевом, дорожном и линейном уровнях ОАО «РЖД» с любого терминала, включенного в сеть передачи данных ОАО «РЖД», получать экономически обоснованную рекомендацию по использованию вагонов стран СНГ и Балтии под погрузку. При этом учитывается род груза, вес и направление его перевозки.

В 2005 году указанная подсистема была сдана в эксплуатацию в ЦУП ОАО «РЖД» и на Северной железной дороге. В 2006 году планируется внедрить систему на всех оставшихся железных дорогах.

В результате применения новых эффективных технологий на Российских железных дорогах в 2005 году эффективность управления парком вагонов стран СНГ и Балтии повысилась. Так доля выплат РЖД за превышение времени пользования иностранными вагонами свыше 30 суток, за которые мы платим государствам-собственникам вагонов в тройном размере, сократилась в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 15%, что составляет около 239 млн. руб.

В заключение отметим, что система ДИСПАРК работает в промышленном режиме на всей сети российских железных дорог с 2000 года, постоянно совершенствуется, надежно выполняет свои функции и на практике доказала свою работоспособность и экономическую эффективность.

Билет. Система Дискон.

Основное назначение системы ДИСКОН – повышение эффективности перевозок, прежде всего за счет наиболее рациональной работы с каждым контейнером, постоянного контроля за его дислокацией, состоянием и соблюдением правильности выполнения каждой операции. Ни один контейнер не должен выпадать из поля зрения системы при нахождении его на стальных магистралях страны. Такие подходы приняты сейчас в мире и реализованы на многих железных дорогах Европы и Америки.

Контейнерные перевозки ведутся по всей России. Операции с контейнерами проводятся на 41 пограничном переходе, 63 стыковых пунктах между железными дорогами, 54 припортовых станциях, 171 станции с подъездными путями предприятий, 610 станциях, имеющих пункты для погрузки, выгрузки и сортировки контейнеров на вагонах.

На сети дорог ежесуточно грузятся более пяти тысяч контейнеров, принадлежащих «Российским железным дорогам» и железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии, а также приватных (собственных).

Автоматизированная система ДИСКОН аналогично действующей системе управления в отрасли имеет трехуровневую структуру. Это – линейный уровень (станции), дорожный (управления дорог) и сетевой (центральный аппарат ОАО «РЖД»).

На линейном уровне проводят операции непосредственно с контейнерами, документируют эти операции и вводят информацию в систему.

Линейный уровень ДИСКОН основан на использовании АСУ контейнерного пункта (АСУ КП), АРМов СПВ (по пограничным переходам), АРМов агента припортовой станции. АСУ КП представляет собой комплекс АРМов, основными в котором являются АРМы приемосдатчика контейнерной площадки (АРМ ПСК) и АРМы подготовки перевозочных документов товарным кассиром (АРМ ППД системы ЭТРАН).

На крупных контейнерных пунктах АСУ КП включает в себя до тридцати рабочих мест. В ее состав могут входить также АРМы заведующего контейнерным пунктом (отделом) и актово-претензионного отдела. Для крупных систем выделяется сервер. Для систем с пятью-шестью АРМами в качестве сервера используется одно из рабочих мест. АСУ КП обеспечивает автоматизацию всех технологических операций на контейнерном пункте.

Таким образом, линейный уровень – главный источник информации – регистрирует операции с каждым контейнером на всем полигоне российских железных дорог.

ДИСКОН представляет собой совокупность территориально и иерархически распределенных, взаимодействующих как единое целое компонентов, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

Информация с линейного уровня ДИСКОН поступает на дорожный уровень системы, где в каждом из 17 ИВЦ дорог ведутся оперативные динамические модели операций с контейнерами (КМД), функционирущими как составная часть единой модели перевозочного процесса дорожной оперативной системы управления перевозками (АСОУП). Контейнерная динамическая модель информационно взаимосвязана с вагонной (ВМД), поездной (ПМД) и отправочной (МГО) моделями дороги.

В результате любая операция с контейнером со всей совокупностью реквизитов размещается в модели перевозочного процесса дороги, включая ее составляющую – КМД. Например, при приеме груза к перевозке данные накладной, поступающие в систему сообщением 410, полностью размещаются в модели грузовых отправок (МГО), а в КМД регистрируется соответствующая операция с установлением связи между моделями по номеру контейнера и номеру накладной

В КМД регистрируется 61 операция с контейнерами по 26 информационным сообщениям. Таким образом, можно считать завершенным этап создания средств ведения номерных контейнерных моделей с обеспечением регистрации в них практически всех операций с контейнерами. Схематически операции с контейнерами, регистрируемые в системе ДИСКОН, могут быть представлены в виде цепочек операций по обороту контейнера: груженый рейс, порожний рейс и в нерабочем парке.

Билет. Система Дискор

Основная цель системы ДИСКОР – совершенствование оперативного управления работой железных дорог на основе более эффективного использования пропускной способности участков и подвижного состава. Характерной особенностью системы является возможность запроса в любой момент времени любой справки, характеризующей работу того или иного участка.

Наиболее важ­ными задачами системы являются:

1) 2- и 3-дневный прогноз подвода поездов и вагонов к стыковым пунктам дороги;

2) укрупненное моделирование перевозочного процесса на полигоне дороги, выдача прогноза работы ее подразделений;

3) текущее планирование поездной работы на полигоне дороги;

4) текущее планирование работы основных сортировочных станций на 3–6-часовые периоды;

5) укрупненное моделирование перевозочного процесса на сети дорог и выдача прогноза объемов работы и заданий на 7-дневный период с более детальным выделением первых суток.

В составе ДИСКОР ведущее место отводится автоматизиро­ван­ному банку данных (БД), с помощью которого можно выпол­нять функции накопления, хранения, обновления и поиска необ­ходимой информации для решения задач информации; справоч­ного обслуживания аппарата управления; реализации оператив­ного и периодического контроля и анализа выполнения перево­зочного процесса. В связи с этим к БД предъявляются следующие требования:

1)полнота отображения перевозочного процесса, когда в БД должны храниться все основные показатели, характеризующие со­ стояние перевозочного процесса;

2)динамическое обновление данных при сохранении показа­телей за прошлые периоды для проведения сопоставительного анализа;

3)независимость машинных программ от изменения состава и структуры данных.

За критерий качества БД условно принимается время выборки информации или время отклика БД.

Для обеспечения однократности сбора информации принята система передаточных файлов. В их качестве в основном выступа­ют специально разработанные структурированные текстовые фай­лы. Для их формирования разработаны программы в рамках комп­лексов задач.

В качестве передаточных файлов также используются табли­цыExcel, выдаваемые при решении некоторых задач в качестве от­четных форм.

В настоящее время передаточные файлы для модернизирован­ной системы ДИСКОР формируются в комплексах АСОУП, ИОММ, ИОДВ, «Экс­пресс», АСУ вагонного хозяйства.

Следует отметить, что в АСОУП все типовые отчетные показа­тели формируются только по отделениям. Делается это в виде со­общений для дорожной системы ДИСКОР. Эти показатели зано­сятся в созданную базу данных. Так как одной из основных целей работы было получение отчетных показателей по районам управле­ния (ЦУМР), то было введено понятие «район управления» в АСОУП и разработаны программы, выполняющие для ЦУМР все расчеты (УПВ, ОКПВ, вагонные парки и др.)

Билет. Этран.

ЭТРАН (Электронная ТРАнспортная Накладная) - это Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов. Современные требования к организации перевозочного процесса и качеству выполняемых перевозок на железнодорожном транспорте диктуют необходимость применения новых организационных и технологических решений в управлении перевозками, базирующихся на широком внедрении комплексных информационных систем.Разработка и внедрение таких информационных систем направлена на улучшение работы участников перевозочного процесса.

Одной из таких систем является новая, построенная на основе современных IT-решений, автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (Электронная ТРАнспортная Накладная) - АС «ЭТРАН», которая эксплуатируется сейчас на всей сети Российских железных дорог.

АС ЭТРАН - это система электронного документооборота. Переход на нее для всех участников процесса перевозок грузов даст ощутимый эффект: значительно сократятся трудозатраты, появится единый оперативный справочник информации и возможность прогнозирования, повысится скорость и эффективность управления процессом перевозок.

Система ЭТРАН являлся трехуровневой иерархической корпоративной системой, состоящей из центра обработки информации (сервер базы данных), вспомогательных (или технологических) центров обработки информации (сервера приложений) и Автоматизированных Рабочих Мест (АРМ) грузоотправителей (грузополучателей) и работников железнодорожного транспорта различных уровней управления (от линейного (на станции) до сетевого).

Трехуровневая архитектура системы ЭТРАН (рисунок 3) позволила сократить требования к пропускным способностям каналов связи более чем в 10 раз и увеличить возможности контроля производительности программно-технического комплекса. Система имеет централизованную базу данных, размещенную в Главном вычислительном центре ОАО «РЖД», которая обеспечивает работу сотрудников ОАО «РЖД» и внешних пользователей по всей стране в режиме реального времени.

Билет IP телефония.

VoIP-телефония или просто IP-телефония (от английского Voiceover IP) — технология, объединяющая телефонию и интернет. На данный момент VoIP-телефония — наиболее прогрессивный метод передачи голосовой информации. IP-телефония преобразует голос в цифровые сигналы, затем передает через интернет в нужную точку Земли, а потом транслирует через обычную телефонную сеть. Пользователи получают высокое качество телекоммуникационных услуг (международной и междугородней телефонной связи, передачи факсов) по низким тарифам.

Функциональность

Технология VoIP реализует задачи и решения, которые с помощью технологии PSTN реализовать будет труднее, либо дороже.

Примеры:

Возможность передавать более одного телефонного звонка в рамках высокоскоростного телефонного подключения. Поэтому технология VoIP используется в качестве простого способа для добавления дополнительной телефонной линии дома или в офисе.

Свойства, такие как

конференция,

переадресация звонка,

автоматический перенабор,

определение номера звонящего,

предоставляются бесплатно или почти бесплатно, тогда как в традиционных телекоммуникационных компаниях обычно выставляются в счёт.

Безопасные звонки, со стандартизованным протоколом (такие как SRTP). Большинство трудностей для включения безопасных телефонных соединений по традиционным телефонным линиям, такие как оцифровка сигнала, передача цифрового сигнала, уже решены в рамках технологии VoIP. Необходимо лишь произвести шифрование сигнала и его идентификацию для существующего потока данных.

Независимость от месторасположения. Нужно только интернет-соединение для подключения к провайдеру VoIP. Например, операторы центра звонков с помощью VoIP-телефонов могут работать из любого офиса, где есть в наличии эффективное быстрое и стабильное интернет-подключение.

Протоколы

Протоколы обеспечивают регистрацию IP-устройства (шлюз, терминал или IP-телефон) на сервере или гейткипере провайдера, вызов и/или переадресацию вызова, установление голосового или видеосоединения, передачу имени и/или номера абонента. В настоящее время широкое распространение получили следующиеVoIP-протоколы:

§ SIP — протокол сеансового установления связи, обеспечивающий передачу голоса, видео, сообщений систем мгновенного обмена сообщений и произвольной нагрузки, для сигнализации обычно использует порт 5060 UDP. Поддерживает контроль присутствия.

§ H.323 — протокол, более привязанный к системам традиционной телефонии, чем SIP, сигнализация по порту 1720 TCP, и 1719 TCP для регистрации терминалов на гейткипере.

§ IAX2 — через 4569 UDP-порт и сигнализация, и медиатрафик.

§ MGCP (MediaGatewayControlProtocol) — протокол управления медиашлюзами.

§ Megaco/H.248 — протокол управления медиашлюзами, развитие MGCP.

§ SIGTRAN — протокол тунеллирования PSTN-сигнализации ОКС-7 через IP на программный коммутатор (SoftSwitch).

§ SCTP (StreamControlTransmissionProtocol) — протокол для организации гарантированной доставки пакетов в IP-сетях.

§ SGCP

§ SCCP (SkinnyCallControlProtocol) — закрытый протокол управления терминалами (IP-телефонами и медиашлюзами) в продуктах компании Cisco.

§ Unistim — закрытый протокол передачи сигнального трафика в продуктах компании Nortel.

Билет. Службы доменов WINS.

Сетевые службы: WINS.

WINS (WindowsInternetNameService) обеспечивает службу динамических реплицируемых баз данных, которая может регистрировать и разрешать NetBIOS-имена, используемые в сети, в IP-адреса. Служба WINS позволяет компьютеру сервера выступать в качестве сервера NetBIOS-имен и разрешать в адреса имена для компьютеров клиентов, совместимых с WINS, как описано в стандартах про-токолаNetBIOS через TCP/IP.

Служба WINS упрощает управление пространством имен NetBIOS в сетях на основе протокола TCP/IP.

Компьютеры могут использовать любой из перечисленных ниже методов об-работки запросов NetBIOS для разрешения или регистрации имен.

Прямой (точка - точка) контакт с WINS-сервером, если он настроен (как в примере выше).

Широковещательная рассылка запроса NetBIOS по локальной подсети. В этом случае компьютер отправляет в сеть широковещательный запрос на поиск адреса, который обрабатывается всеми компьютерами подсети. На такой запрос отвечает только тот компьютер, чье имя указано в запросе адреса. В ответ разыскиваемый компьютер включает свой IP адрес.

Компоненты WINS.

Службу WINS образуют два основных компонента: WINS-сервер и WINS-клиенты.

WINS-сервер обрабатывает запросы регистрации имени от WINS-клиентов, регистрирует их имена и IP-адреса и отвечает на запросы NetBIOS-имен, направ-ленные клиентами, возвращая IP-адрес запрошенного имени, если он присутствует в базе данных сервера.

Также WINS-серверы могут реплицировать содержимое их баз данных (ко-торые содержат соответствия NetBIOS-имен компьютеров IP-адресам) с другими WINS-серверами.

WINS-серверы используются клиентами одним из двух способов: как основ-ной или как дополнительный WINS-сервер.

Разница между основным и дополнительным WINS-серверами не определя-ется самими серверами (которые с функциональной точки зрения одинаковы). От-личие возникает, когда клиент устанавливает между ними различие и упорядочи-вает список WINS-серверов, если предусматривается использование нескольких WINS-серверов.

В большинстве случаев клиент обращается к основному WINS-серверу за всеми функциями службы имен NetBIOS (регистрация имени, обновление имени, освобождение имени и разрешение имени в адрес). Дополнительные WINS-серверы используются, если только основной WINS-сервер:

не доступен в сети, когда сделан запрос обслуживания,

сервер не может разрешить имя в адрес (в случае запроса имени).

WINS-клиенты пытаются зарегистрировать свои имена на WINS-сервере при начале работы или при подключении к сети. После этого, когда необходимо, клиенты делают запрос к WINS-серверу для разрешения в адреса удаленных имен.

Клиентами, поддерживающими службу WINS, являются компьютеры, кото-рые могут быть настроены на непосредственное использование WINS-сервера. Большинство WINS-клиентов обычно имеют несколько NetBIOS-имен, которые должны быть зарегистрированы для использования в сети. Эти имена используют-ся для опубликования различных типов сетевых служб, например службы сообще-ний или службы рабочей станции, которые каждый компьютер может использо-вать различными способами для связи с другими компьютерами в сети.

Клиенты, поддерживающие WINS, связываются с WINS-сервером для вы-полнения следующих задач.

Регистрация имен клиентов в базе данных WINS.

Обновление имен клиентов в базе данных WINS.

Освобождение имен клиентов в базе данных WINS.

Разрешение имен в адреса с помощью сопоставлений имен пользователей, NetBIOS-имен, DNS-имен и IP-адресов из базы данных WINS.

Клиенты, не поддерживающие WINS, могут ограниченно участвовать в этих процессах через WINS-прокси.

WINS-прокси представляет собой компьютер WINS-клиента, настроенный на работу от имени других компьютеров, которые не могут использовать службу WINS непосредственно. WINS-прокси помогают выполнять запросы NetBIOS-имен компьютерам, расположенным в маршрутизируемых сетях TCP/IP.

Безопасность

Обеспечение безопасности является основной трудностью при вводе в эксплуатацию любого сервера. Сервер, на котором размещено несколько виртуальных машин (VM) — объединенных серверов,— подвержен тем же угрозам безопасности, которым подвержены необъединенные серверы. Помимо этого возникает задача разделения административных ролей. Платформа виртуализации серверов Windows позволяет решить эти задачи с помощью перечисленных ниже возможностей.

Четкое разделение.

Каждая виртуальная машина (VM) является независимым контейнером для операционной системы. Она изолирована от других виртуальных машин, физически работающих на том же сервере.

Защита на аппаратном уровне. В современном оборудовании доступны такие возможности, как предотвращение выполнения данных (DEP). Они помогают предотвратить запуск большинства распространенных вирусов и червей.

Виртуализация серверов Windows. Благодаря платформе виртуализации серверов Windows осуществляется защита виртуальных машин, содержащих конфиденциальную информацию, а также защита управляющей операционной системы от компрометации со стороны гостевых операционных систем.

Сетевая безопасность. Автоматическое преобразование сетевых адресов (NAT), брандмауэр и защита доступа к сети (NAP).

Минимальная привилегия TCB. Уменьшение контактной зоны системы, облегченная и упрощенная архитектура виртуализации и повышенная надежность виртуальных машин на базе платформы WSv.

билет. Современные методы управления с помощью информационных технологий.

Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Наши рекомендации