ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Современные информационные технологии обеспечиваются средствами компьютерной и

Современные информационные технологии обеспечиваются средствами компьютерной и

коммуникационной техники. Естественно, что их использование требует капитальных вложений

(приобретение техники, программного обеспечения и др.).

Поэтому внедрению информационных технологий должно предшествовать экономическое

обоснование целесообразности их применения, выбора платформы и т.д. Иными словами, должна

быть рассчитана эффективность применения информационных технологий.

Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают

целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при

формировании, передаче и обработке данных.

Различают расчетную и фактическую эффективность.

Расчетная эффективность определяется на стадии проектирования автоматизации

информационных работ.

Фактическая эффективность рассчитывается по результатам внедрения

автоматизированных информационных технологий.

Обобщенным критерием экономической эффективности является минимум затрат живого и

овеществленного труда. При этом установлено, что чем больше участков прикладных работ

автоматизировано, тем эффективнее используется техническое и программное обеспечение.

Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной техники

подразделяют на прямой и косвенный.

Под прямой экономической эффективностью информационных технологий понимают

экономию материально-трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате

сокращения численности персонала, связанного с реализацией информационных задач

(управленческий персонал, инженерно-технический персонал и т.д.), уменьшения фонда заработной

платы, расхода основных и вспомогательных материалов вследствие автоматизации конкретных

видов информационных работ.

Косвенная эффективность проявляется в конечных результатах деятельности организаций.

Например, в управленческой деятельности ее локальными критериями могут быть:

• сокращение сроков составления сводок;

• повышение качества планово-учетных и аналитических работ;

• сокращение документооборота;

• повышение культуры и производительности труда.

При _м_q__анализе косвенной эффективности основным показателем является повышение качества

управления, которое, как и при прямой экономической эффективности, ведет к экономии живого и

овеществленного труда.

Оба вида рассмотренной экономической эффективности взаимоувязаны.

Экономическую эффективность определяют с помощью трудовых и стоимостных

показателей.

Основным при расчетах является метод сопоставления данных базисного и отчетного

периодов.

В качестве базисного периода при переводе отдельных работ на автоматизацию принимают

затраты на обработку информации до внедрения информационной технологии (при ручной

обработке), а при совершенствовании действующей системы автоматизации информационных работ –

затраты на обработку информации при достигнутом уровне автоматизации. При этом пользуются

абсолютными и относительными показателями.

Например, на ручную обработку документов следует затратить 100 чел./ч (T0), а при

использовании информационных технологий – 10 чел./ч (T1).

Абсолютный показатель экономической эффективности TЭК составляет:

TЭК = T0 – T1 = 100 – 10 = 90 чел./ч.

Относительный индекс производительности труда:

JПТ =0,10

означает, что для обработки документов при автоматизации требуется по сравнению с ручной

обработкой только 10% времени.

Используя индекс производительности труда JПТ, можно определить относительный

показатель экономии трудовых затрат. В примере при обработке документов в результате

применения информационной технологии экономия составит 90%.

Наряду с трудовыми показателями рассчитываются и стоимостные показатели, т.е.

определяются затраты (в денежном выражении) на обработку информации при базисном (C0) и

отчетном (C1) вариантах.

Абсолютный показатель стоимости CЭК определяется соотношением:

CЭК = C1 –C0.

Индекс стоимости затрат рассчитывается по формуле:

JСЗ = C1 / C0.

Срок окупаемости затрат TОК устанавливается по формуле:

TОК = ((З0 + П0) КЭФ ) /(C0 – C1),

где З0 –затраты на техническое обеспечение;

П0 –затраты на программное обеспечение;

КЭФ – коэффициент эффективности.

Технологические стадии разработки автоматизированных информационных технологий и

систем регламентируются российскими и международными стандартами.

Контрольные вопросы

1. Что такое эффективность?

2. Что понимается под эффективностью информационных технологий?

3. Какие существуют основные показатели экономической эффективности ИТ?

4. Что является основными источниками экономии при использовании ИТ?

5. Что показывает коэффициент экономической эффективности капитальных вложений?

6. Что такое срок окупаемости?

7. Что такое предварительный экономический эффект?

8. Что такое потенциальный экономический эффект?

9. Что такое гарантированный экономический эффект?

10. Что такое фактический экономический эффект?

11. На какой основе определяются показатели экономической эффективности

информационных технологий?

12. Что понимается под эффективностью автоматизированного преобразования информации?

13. Что такое расчетная и фактическая эффективность?

14. Что такое прямая экономическая эффективность ИТ?

15. Что такое косвенная эффективность ИТ?

16. Каковы критерии косвенная эффективность ИТ?

17. С помощью чего определяется экономическая эффективность?

18. Какие формулы расчета экономической эффективности применения ИТ вы знаете?

Литература:№№ 3, 4, 9, 17, 19, 22, 24, 33, 36, 37, 40, 42, 47, 49, 50, 53, 63, 75, 76, 84, 85, 89,

103, 109, 114, 122, 123.

ГЛОССАРИЙ

Автоматическая информационная система – система, в которой все операции по

переработке информации выполняются без участия человека.

Автоматизированная информационная система – система, где предполагается участие в

процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится

компьютеру.

Актуальность информации –степень хранения ценности информации для управления в

момент ее использования.

АРМ – автоматизированное рабочее место.

АРМ работника кадровой службы – автоматизированная система управления и

документооборота.

АСУП – автоматизированные системы управления.

Бизнес______________-процесс – деятельность, имеющая определенные входные и выходные параметры и

связанная с получением прибыли или достижением результата.

Броузер (browser) – программа, интерпретирующая HTML-текст и выводящая на экран

монитора страницу, в которой сочетаются текст, графика, анимация и ссылки на другие страницы.

Видеоадаптер (видеокарта) – электронная плата, предназначенная для хранения

видеоинформации и отображения ее на экране монитора.

Внемашинное информационное обеспечение – классификаторы учетной и технико-

экономической информации, совокупность унифицированных документов первичного учета.

Внутримашинное информационное обеспечение – единая централизованная

информационная база данных, представленная совокупностью данных, организованных и

хранящихся на магнитных носителях в виде информационных файлов и баз данных.

Вычислительная сеть (network) – совокупность ЭВМ, объединенных средствами передачи

данных.

Вычислительные АРМ – АРМ, предназначенные для решения организационно-

экономических задач.

Вычислительные задачи АРМ – задачи, решаемые на базе формальных алгоритмов.

Гарантированный экономический эффект –эффект, рассчитывающийся в виде

гарантированного экономического эффекта для конкретного объекта внедрения и общего

гарантированного внедрения по ряду объектов.

Достоверность информации –свойство информации отражать источник информации с

необходимой точностью.

Доступность информации –простота (или возможность) выполнения процедур получения и

преобразования информации.

Звуковая карта – электронная плата, которая позволяет записывать звук, воспроизводить его

и создавать программными средствами с помощью микрофона, наушников, динамиков, встроенного

синтезатора.

Информационные технологии – совокупность четко определенных целенаправленных

действий персонала по переработке информации на компьютере.

Информационная система – человеко-компьютерная система для поддержки принятия

решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную

информационную технологию.

Информационная система оперативного уровня – система, поддерживающая специалистов-

исполнителей при интеграции новых сведений в организацию и помогающая в обработке бумажных

документов.

Информационное обеспечение –совокупность единой системы классификации и

кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков,

циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Информационно-поисковая система – система, в которой производят ввод, систематизацию,

хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.

Информационно-решающая система – система, в которой осуществляют все операции

переработки информации по определенному алгоритму.

Информационная система организационного управления – система, предназначенная для

автоматизации функций управленческого персонала.

Информационная система управления технологическими процессами – система

автоматизации функций производственного персонала.

Информационная безопасность организации – состояние защищенности информационной

среды организации, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие.

Информационные задачи АРМ – задачи кодирования, классификации, сбора, структурной

организации, корректировки, хранения, поиска и выдачи информации.

Информационно-справочные АРМ – АРМ, обслуживающие процесс управления.

Интеллектуальные АРМ – АРМ, ориентированные на данные и знания (даталогические и

фактологические).

Интегрированные ППП – пакеты прикладных программ, реализующие несколько функций

обработки информации: обработку текстов, создание и ведение базы данных, графическую обработку

информации, поддержку коммуникаций.

ИСУ (информационные системы управления) – системы, ориентированные на тактический

уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких

недель (месяцев).

Коммуникационная техника – техника, предназначенная для реализации технологий

передачи информации.

Коммуникационный сервер – сервер, служащий для связи локальной сети с глобальной

сетью.

Контур управления персоналом – инструмент службы управления персоналом.

Корпоративная (интегрированная) ИС – информационная система, автоматизирующая все

функции управления на всех уровнях управления.

Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений – показатель

величины годового прироста прибыли, образующейся в результате производства или эксплуатации

информационных технологий, на один рубль единовременных капитальных вложений.

Локальная ИС – информационная система, автоматизирующая отдельные функции

управления на отдельных уровнях управления.

Локальная сеть (local area network – LAN) – группа связанных друг с другом ЭВМ,

расположенных на ограниченной территории.

Логическая топология сети (logical topology) – способ, в соответствии с которым устройства

сети передают информацию от одного узла к следующему.

Манипулятор – специальное устройство для управления курсором.

Маршрутизатор (router) – устройство, осуществляющее поиск кратчайшего пути, по

которому будет отправлено сообщение, адресованное ЭВМ в глобальной сети.

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов,

моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы.

Межсетевой экран – система, образующая между двумя или более сетями защитный барьер,

предохраняющий от несанкционированного попадания в сеть или выхода из нее пакетов данных.

Модельная информационная система – система, предоставляющая пользователю

математические, статические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает

выработку и оценку альтернатив решения.

Модемный пул (modem pool) – ЭВМ, снабженная сетевой платой, к которой можно

подключить несколько модемов.

Модем (modem) – устройство, предназначенное для связи между ЭВМ по телефонным

линиям.

Мультимедиа – одновременное использование различных форм представления информации

и ее обработки в едином объекте-контейнере.

Мультимедиа-технология – технология, объединяющая информацию (данные), звук,

анимацию и графические изображения.

Мультимедийный продукт – интерактивная компьютерная разработка, в состав которой

могут входить музыкальное и речевое сопровождение, видеоклипы, анимация, графические

изображения и слайды, базы данных, текст.

Мультимедиа-презентация – специализированная программа, использующая в своей работе

средства мультимедиа персональных компьютеров.

Нейросеть представляет собой совокупность нейронов – элементов, связанных между собой

определенным способом.

Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача, в которой невозможно выделить

элементы и установить между ними связи.

Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом – совокупность

документов организационного, организационно-методического, организационно-распорядительного,

технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера, а

также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования,

характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации труда и

управления персоналом и утвержденные в установленном порядке соответствующим компетентным

органом или руководством организации.

Общесистемное программное обеспечение – комплексы программ, ориентированные на

пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации.

Операционная система (ОС) – группа программ, которые обеспечивают управление

ресурсами компьютера, поддержку работы всех программ, их взаимодействия с аппаратными

средствами и предоставляют пользователю возможность общего управления компьютера.

Наши рекомендации