Индивидуальный стиль профессиональной деятельности специалиста

Стиль г. у. — явление сложное, многоэлементное, системное. Он основан на определенном синтезе социальных, организационных, нормативных, информационных и технических параметров г. у., то есть, в известной мере, на объективных началах, с одной стороны интеллектуального развития, социально-психологических сил и исторического опыта человеческого потенциала, короче, субъективного фактора, вовлеченного в управление, — с другой.

Можно утверждать также, что стиль представляет собой специфическое отражение в особой управленческой сфере общества единства объективного я субъективного.

Именно через стиль проявляет себя управление не только как наука, но и искусство, не только педантичный силлогизм, но и горячая интуиция, не только опыт, но и эвристическое чутье. Стиль дает возможность каждому участнику управления, опираясь на установленные структуры, нормы, формы, методы и другие элементы управления, в полной мере раскрыть свою творческую, созидательную сущность.

Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля можно считать следующие:

а) устойчивая система приемов и способов деятельности;

б) эта система обусловлена определенными личными качествами;

в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Индивидуальный стиль вырабатывается на протяжении длительного времени. Скорость его формирования у разных людей может быть разной, но в целом надо учитывать общие закономерности формирования индивидуального стиля. Например, по данным, полученным в рамках возрастной психологии, стабилизация в карьере, предполагающая стабилизацию собственных стилей работы, происходит с 27 до 32 лет.

Таким образом, индивидуальный стиль любой деятельности является средством эффективного приспособления к объективным требованиям деятельности.

Основные пути формирования индивидуального стиля могут заключаться:

а) в максимальном использовании профессионально важных качеств человека и их структур;

б) в компенсации нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности проявлений личностных факторов.

20.Роль открытой образовательной среды Академии в профессионализации специалистов.

Функциональная организационная структура управления организацией представлена на рисунке 3.4. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности специалиста - student2.ru

Рисунок 3.4. Схема функциональной организационной структуры управления

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится начиная со среднего уровня по функциональному критерию. Отсюда и название - функциональная структура управления.

Функциональное управление существует наряду слинейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Как видно из рис. 3.4, вместо универсальных менеджеров (см. рис. 3.3), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (табл. 3.2).

Таблица 3.2.

Преимущества Недостатки
  1. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций
  2. освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов
  3. стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов
  4. исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций
  5. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля
  1. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений
  2. трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами
  3. появление тенденций чрезмерной централизации
  4. длительная процедура принятия решения
  5. относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения


 

Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-функциональными структурами.

21. Функции государственного управления

Прежде чем говорить о функциях государственного управления, в том числе исполнительной власти и ее ведомствах - публичных службах, функциях должностных лиц (все это понятия однопорядковые, но не тождественные), остановимся на самом понятии функции.
Обществоведение заимствовало понятие из биологии и сейчас эта дефиниция широко используется при исследовании социальной действительности социологами, психологами, политологами, юристами.
Функция (лат. functio - отправление, деятельность) любого социального института (явления) есть способ адаптации в обществе, налаживание соответствия между ним и определенной потребностью общества. Это объективно необходимая деятельность, воздействие, наполненное конкретным содержанием в пространстве и времени.
Любое действие включает в себя следующие элементы:
1) личность, имеющую потребности и интересы как побудительные мотивы;
2) ситуацию, в которой оказывается личность и которая побуждает его действия и определяет (корректирует) возможности действия (ресурсы, способности и т.д.);
3) цель, которую намерен достичь актор посредством этого действия.
У понятия "функция" есть антоним - дисфункция, т.е. те наблюдаемые последствия, которые снижают адаптацию системы к потребностям и интересам общества. В любой момент явление (действие, воздействие) может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Исходя из этого, оптимизация функционирования направлена на то, чтобы избежать или минимизировать дисфункцию и интенсифицировать исполнение необходимых функций.
Функция - производная, вторичная категория по отношению к целям и задачам. Каждый госорган выполняет определенную часть задач государства. Производными от этих задач являются функции органов госуправления, т.е. конкретные виды деятельности для решения этих задач. Если цели и задачи ориентированы на конечный результат деятельности субъекта управления, то функция - на процесс достижения цели и решения задач.
Функции всегда характеризуются глаголами: осуществляет, разрабатывает, организует, участвует, обеспечивает и т.д.
Государственный аппарат, выполняющий управляющее воздействие на общество, - это сложный человекокомплекс (органы государства и лица должностные), осуществляющий публичную и внутриорганизационную деятельность.
Деятельность любой организации направлена как на внешние, так и на внутренние задачи. Крайности могут проявляться в том, что организаторы увлекаются внешними, представительскими функциями и уходят от систематической работы внутри самой организации, что грозит ей по меньшей мере нестабильностью. Замыкание же на внутренних функциях может привести к консервации достигнутого, лишить организацию стратегического обзора и перспективы. Нужно, оптимальное соотношение публичных и внутриорганизационных функций. Пропорции эти относительные и устанавливаются чаще всего эмпирическим путем.
Каждый госорган реализует не одну, а набор, или систему, функций, т.е. осуществляет несколько видов управляющего воздействия.
Каждый из этих видов относительно самостоятельный, специфический, но все они взаимосвязаны и только в целостной совокупности обеспечивают выполнение задач. Анализ распределения каждой функции по вертикали и по горизонтали, т.е. функциональная структура госадминистративного управления, дает представление о политическом режиме, форме госуправленческого устройства, уровне централизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, характере и объеме самоуправляющихся систем. Анализ деятельности любой организации (госоргана) начинается с описания деятельности индивидов, групп, т.е. чем они занимаются, какие виды деятельности осуществляют - функциональный контекст. От этого исходного момента переходим к изучению организационного обеспечения функций, т.е. выделения отдельных структурных подразделений, должностных лиц - структурный контекст. Итак, цели (задачи) организации обусловливают функции, а функции определяют структуру органа.

22. На основе Теоретического анализа проблемы профессионального становления руководителя авторами выделены пять взаимосвязанных направлений, в рамках которых осуществляются исследования профессионального становления руководителя в современной психологии:

• психология управленческой деятельности;

• психология менеджмента;

• акмеологический направление;

• личностно-развивающий направление;

• направление исследования управленческой карьеры.

Их содержание во всей полноте охватывает биполярный континуум, представленный такими полюсами: «личность профессионала-управленца, его потребности, интересы, способности, Я-концєпція - требования управленческой деятельности до профессионала». Содержание каждого направления кратко раскрыто на рис. 2.1.

Относительно раскрытия сущности профессионального становления менеджера и места в этом процессе профессионально-управленческого самоопределение авторы виділяюті) следующие положения:

• о творческую и интегративную сущность управленческой деятельности;

• о смысловую природу бытия человека в мире;

• діалогізм между человеком и профессиональной средой;

• целостность и активность личности.

Профессиональное становление руководителя организации ее таком контексте рассматривается как одна из форм развития личности, багатоаснсктпий, многоуровневый и сложно детерминированный процесс, в котором можно выделить разные стороны и уровни.

Внешняя, объективная сторона профессионального становления оказывается в объективных характеристиках управленческой деятельности, в социальной ситуации профессионализации, в производительности личности в управлении.

Внутренняя, субъективная сторона может быть рассмотрена в следующих аспектах:

• змістовнО'Структурний (необходимые знания, умения, навыки, психические качества, профессиональные ценности, смыслы, позиции и т.д.);

• биографический (динамика профессионального развития на протяжении жизни);

• продуктивно-результативный (определенные уровни профессионализма, внутренние и внешние достояние).

Согласно стадий профессионального становления руководителя, каждая из которых характеризуется собственными задачами развития, выделяются состояния профессионального самоопределения специалиста.

Становление личности руководителя организации в процессе профессионализации может принимать различные формы:

• индивидной;

• индивид но-особистіспої;

• личностной.

Для индивидной формы профессионального становления руководителя образования характерно стремление к сохранению усвоенных норм и действий, поддержание баланса между собой и требованиями управленческой деятельности.

23. Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий, поэтому этика госслужбы включает в себя все основные элементы этики и культуры управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т.д.). На разных уровнях государственной службы объем властно -–распорядительных полномочий различен. На низовых уровнях объем этих полномочий невелик в силу жёсткой централизации деятельности государственной службы, рядовые работники выполняют исполнительские функции, но, тем не менее, определённый набор властных полномочий у них есть.

Этика государственной службы включает в себя целый ряд элементов этики идеологизированных систем: требование подчинения основных личных качеств специфике достигаемой (реализуемой) идеи, исключение всех тех, кто неспособен применять те методы и способы, которые необходимы для достижения поставленных целей. В системе госслужбы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения государственных чиновников на соответствие их стандартам, предъявляемым в данный период к госслужащим. Существует система внутренних наказаний госслужащих.

В организации госслужбы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Нравственность чиновников разлагается как бы изнутри. Такими особенностями, негативно влияющими на мораль государственных служащих, являются:

· Специфическая форма оплаты труда в государственной службе;

· Её территориальное устройство;

· Вертикальнаявыстроенность по направлению деятельности;

· Особый характер текучести рабочей силы;

· Особая заинтересованность отдельных слоёв населения в деятельности госслужбы.

Таким образом, этика госслужащего представляется достаточно нестабильным, ранимым, сильно зависящим от обстоятельств комплексом качеств. С другой стороны, государственный служащий – это лицо государства и нации, залог успешного функционирования государства. Поэтому существует ряд качеств, которыми госслужащий должен обязательно обладать. В связи с этим право играет решающую роль в организации государственной службы.

24. При использовании методов подготовки, профессиональной

переподготовки и повышении квалификации специалистов государственного и

муниципального управления, необходимо:

- учитывать прогрессивные долгосрочные перспективы развития

образовательных систем, в частности использование нетрадиционных методов

и форм интенсификации обучения, средств компьютерной техники и новейших

информационных технологий для контроля усвоения знаний и уровня развития

личностного потенциала, а также регулирования учебного процесса;

- иметь возможность выбора того или иного метода на основе

предварительной оценки и сопоставления ожидаемых результатов и затрат;

- ориентировать учебный процесс на мотивацию обучаемых, на

использование их опыта;

- не допускать отрыва обучения от реальной действительности;

позволяющей управлять пополнением знаний, коррекцией обучения в

соответствии с требованиями времени;

- сочетать индивидуальное и групповое обучение.

К принципам использования методов подготовки, профессиональной

переподготовки и повышения квалификации специалистов государственного и

муниципального управления следует отнести: объективность, надежность,

достоверность, доступность, а также принцип соответствия общей кадровой

политике.

Принцип объективности требует, чтобы методы использовались вне

зависимости от чьего-то мнения или отдельных суждений. Принцип

надежности предполагает работу вне зависимости от влияния ситуативных

факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач). Принцип

достоверности определяет, насколько успешно обучаемые на практике

применяют знания и навыки, полученные в процессе обучения. Принцип

доступности провозглашает, что процесс обучения и критерии оценки должны

быть доступны и понятны как обучающим, так и самим обучаемым. Кроме

этого, актуальна задача применения таких методов, которые позволили бы

решить проблему регулярного обучения специалистов государственного и

муниципального управления.

Рассмотрим основную направленность и содержание наиболее

используемых методов при подготовке, профессиональной переподготовке и

повышении квалификации специалистов государственного и муниципального

управления, как развитие критического мышления, учебнаядисскусия и

деловая игра.Сравнительная характеристика рассматриваемых методов представлена в

таблице.

Таблица - Сравнительная характеристика методов подготовки,

профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов

государственного и муниципального управления

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности специалиста - student2.ru

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику,

а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить

обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление

предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый обучаемый, невзирая

на авторитеты, вырабатывает свое мнение.

25. Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности [7], [13]. Учет и формирование индивидуального стиля является важной задачей трудового обучения, так как оно теснейшим образом связано с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности [4], [13]. Связь между индивидуальным стилем и профессиональной пригодностью необходимо учитывать уже при проведении профориентационной работы с молодежью [8]. Проектирование трудового пути учащихся предполагает выявление их индивидуальных особенностей и прогнозирование на этой основе индивидуально-своеобразных способов деятельности в зависимости от требований профессий.

Таким образом, проблемы индивидуального стиля имеют непосредственное отношение к решению важных практических задач. Это говорит об актуальности данных проблем и необходимости их дальнейшей разработки. Особое значение приобретает задача «выявления условий, обеспечивающих управление формированием индивидуального стиля. В контексте этой задачи мы и рассматриваем изучение структуры индивидуального стиля. Знания о его строении и внутренней организации являются существенной предпосылкой для индивидуализации подхода при обучении труду.

Состояние разработки проблемы структуры индивидуального стиля трудовой деятельности коротко можно охарактеризовать следующим образом. С одной стороны, в этой структуре выделены наиболее общие компоненты и связи. С другой — в ряде исследований получены данные, на основе которых можно составить более развернутую и детализированную характеристику структуры индивидуального стиля. В этих условиях возникает необходимость в использовании синтезирующего метода, который позволяет преодолевать границы «аспектного знания» и изучать явление как многогранное образование, выявлять в нем новые стороны и связи [12].

В настоящей статье предпринята попытка систематизировать и обобщить данные исследований (в том числе и исследований автора), имеющих отношение к проблеме структуры индивидуального стиля трудовой деятельности. При решении данной задачи мы исходили из того, что изучение структуры предмета или явления означает рассмотрение его как системы, т. е. предполагает выделение в нем элементов, механизмов их интеграции в целое, связей, зависимостей, иерархических уровней и т.д. [11], [12], [15], [16], [22]. В плане конкретизации поставленной задачи возникает необходимость в формулировке конкретных проблем исследования структуры индивидуального стиля, что требует предварительного анализа психологической литературы, отражающей опыт исследования индивидуального стиля деятельности.

Е.А. Климов [7] в структуре индивидуального стиля выделяет две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируется на свойствах нервной системы; вторая группа, образующая «пристройку» к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние «обрастают» компенсаторными механизмами. В «пристройку» к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие имеют компенсаторное значение.

Наши рекомендации