Государственное и муниципальное управление как вид профессиональной деятельности.
Профессия – это основа связи личности с др людьми, способ его социализации , а т.ж. средство самоутверждения в обществе.
Профессия является одним из факторов социализации.
Профессия – это род трудовой деятельности человека, обладающего определенным набором знаний , в результате определенной подготовки и опыта работы.
Знания по профессии, делу, специальности являются неотъемлемым компонентом профессионализма. Профессионализм проявляется в умении найти и применить методы, средства, приемы, которые соответствуют данной управленческой ситуации и позволяют решить данную управленческую задачу наиболее эффективно.
Профессионализм – это мера качества деятельности в гос управлении. Поэтому деятельность гос служащих должна быть рациональной, продуманной, эффективной.
Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать определенным набором профессиональных качеств – это качества человека, которые влияют на эффективность его труда по основным характерам (производительность, своевременность, надежность, оперативность, и др)
В качестве профессионально важных качеств могут выступать психические процессы(мыслительные, сенсорные, речевые и да), а т.ж. мотивы деятельности, отношение к труду и др людям.
Важным ресурсом, который вкладывает профессионал в процесс труда являетсяпрофессиональные способности. Можно выделить:
1. Общечеловеческие способности – это такие, которые необходимы для включения человека в любую трудовую профессиональную деятельность ( способность к труду, к активности т саморегуляции, к общению, сотрудничеству, к преодолению жизненных ситуаций)
2. Специальные способности -обеспечивают успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности ( математические, спортивные.
3. Общие профессиональные способности –формируются на основе общечеловеческих с опорой на специальные способности.
Профессиональная пригодность – это совокупность качеств человека, необходимых и достаточных для достижения значительных результатов в своей профессиональной деятельности.
Профессиональная пригодность определяется не только профессиональными способностями, но и мотивацией , знаний и умений, черт характера и от удовлетворенности трудом.
По мере роста профессионала меняется профессиональное самосознание.
Профессиональный тип или склад мышления – это преобладающее использование, принятых именно в данной профессионально области, приемов решения задач, способов анализов профессиональных ситуаций.
Профессиональное творчество - это нахождение новых нестандартных способов решения управленческих задач и анализа ситуаций. Оно требует развития у человека таких новых качеств как:
· Умение видеть альтернативу там, где ее не видят другие
· Умение распознавать проблему, когда она еще не стала нести негативные последствия. Умение предупреждать
· Умение к быстрому переключении с одной задачи на другую
· Готовность критически относится к общепринятым истинам и к новым идеям
· Умение создавать новые комбинации из уже известных частей, компонентов и др.
Профессиональное творчество чаще опирается на профессиональное мастерство , на опыт специалиста.
3.Новое качество образования в контексте введения уровневой системы высшего профессионального образования.
Комплексные изменения в вузах
• Изменение содержания и структуры образовательных программ
• Трансформирование организации учебного процесса
• Внедрение новых технологий обучения
• Совершенствование ресурсного обеспечения учебного процесса
Введение различных программ различных уровней:
• Бакалавриат – высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, степени (квалификации) «бакалавр». Нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года.
• Подготовка специалиста
• Магистратура – высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, степени (квалификации) «магистр». Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по результатам сдачи вступительных испытаний. Нормативный срок обучения составляет 2 года.
Главным инструментом обеспечения приоритетного развития уровневого высшего профессионального образования в России, безусловно, является федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
На решение ключевых проблем, связанных с введением уровневого высшего профессионального образования, была ориентирована значительная часть проектов в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) и аналитической ведомственной программы "Развитие научного потенциала высшей школы".
Стратегической целью ФЦПРО является
• обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации;
• обновления структуры и содержания образования;
• развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ;
• формирования системы непрерывного образования.
Таким образом, в рамках ФЦПРО в предшествующие годы было реализовано около тысячи проектов, направленных на совершенствование системы высшего профессионального образования.
Федеральным агентством по образованию были определены направления программ повышения квалификации научно-педагогических работников, которые имеют прямое отношение к введению уровневого высшего профессионального образования
Всего было разработано более 250 образовательных программ повышения квалификации.
Структурный и содержательный анализ программ повышения квалификации свидетельствует о необходимости применения системного подхода в формировании новых компетенций, связанных с уровневым образованием, у всех участников образовательного процесса. То есть, должен быть реализован комплекс мероприятий по совершенствованию всей системы повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава и руководящих работников вузов на федеральном и вузовском уровнях.
4.Компетентностный подход в системе общего и профессионального образования.
Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Причем, это утверждение остается верным и применительно к научным обсуждениям этого феномена, так и для компьютерного редактора, неизменно обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный.
Подчеркнем, что языковой аспект этой проблемы оказывается немаловажным. Так, М.Е.Бершадский в Педагогическом дискуссионном клубе "Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника" (портал Аудиториум.ru, 2002 год) рассматривает проникновение понятий "компетенция" и "компетентность" в русский язык как очередное проявление процесса, в результате которого скоро "педагоги скоро начнут писать тексты, записывая английские слова с помощью кириллицы".
Если же заглянуть вглубь филологических тонкостей, то отчетливо выделяется две противоположные точки зрения на сущность этих понятий.
Одна из них, представленная в уже упомянутом тексте М.Е.Бершадского, состоит в том, что "понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение"; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции: представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой".
Прямо противоположная точка зрения базируется на вполне интуитивном представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Именно в рамках этой "прогрессистской" установки делаются утверждения:
· компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева);
· компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин);
· компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов);
· компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин);
· компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев);
· компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность" (А.М.Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).
Между тем, существует ряд проблем в системе общего и профессионального образования, которые, формально не затрагивая сущность и структуру компетентностного подхода, очевидным образом влияют на возможности его применения. Среди них:
· проблема учебника, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;
· проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;
· проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности;
· проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании буквально по всем поводам;
· проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации, в том числе: идеи профилизации старшей школы и, одновременно, перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развития школьного самоуправления и централизации системы финансирования образования и др.
Таким образом, мы можем констатировать, что само обсуждение компетентностного подхода, безотносительно специфических представлений и интерпретаций, погружено в особый культурно-образовательный контекст, заданный следующими тенденциями российского образования в последнее десятилетие:
· утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;
· вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;
· изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования - к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений;
· перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда.
5.Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов в области гос и муниципального управления.
Основой для разработки модели специалиста в области муниципального управления служат, прежде всего, цели, задачи, функции, выполняемые органами местного самоуправления и которые логично вытекают из вопросов местного ведения и делегированных полномочий. Существенными аспектами основы являются и реальная компетенция органов управления муниципального образования, а также определение основных требований к муниципальным служащим. Важными позициями выступают, с одной стороны, концепция муниципальной службы, представленная различными теориями муниципального управления, с другой – практика муниципального управления, общие и специфические проблемы развития муниципальных образований.
Практика свидетельствует, что при разработке модели специалиста, которая выполняла бы роль ориентира для различных вузов и органов местного самоуправления, необходимо учитывать:
· первое, особенности понимания целей, характера, сущности и методов муниципального управления, исходя из характера и модели местного самоуправления;
· второе – все виды деятельности персонала органов местного самоуправления, в том числе в смежных областях, а также общие, специфические функции муниципального управления;
· третье – проблемы, с которыми может столкнуться орган местного самоуправления в ходе своего становления и развития, а также в обозримой перспективе;
· четвертое – перечень практических задач по видам деятельности и вопросам местного ведения, которые решают муниципальные служащие;
· пятое – необходимость обеспечения профессиональной мобильности персонала на основе получаемой базовой подготовки.
Структуру концептуальной модели специалиста в области муниципального управления целесообразно рассматривать как систему, состоящую из следующих модулей.
· Первый модуль – общие характеристики специальности и предназначения специалиста. В этом модуле также может быть предложен вариант структуризации специальности на специализации.
· Второй модуль – описание соответствия вопросов местного ведения и делегированных полномочий, проблем, выполняемых функций, задач и известных методов их решения.
· Третий модуль – общие и частные требования к знаниям, умениям специалистов с учетом их ролевого и личностного положения по сферам и видам деятельности.
· Четвертый модуль – базовые единицы системы знаний специалиста.
· Пятый модуль – технологические умения специалиста в смысле знания инструментария управления различными объектами, видами деятельности и процессами.
· Шестой – модуль личностных, интеллектуальных, волевых, психологических и этических качеств.
В свою очередь концептуальная модель специалиста в области муниципального управления может служить и основой для разработки производных моделей. К таким моделям можно отнести:
· модель содержания обучения;
· модель технологии обучения;
· модель профессиональных ситуаций и квалификационных задач
и другие.