Процесс топливоподачи. Характеристики процесса.

Процесс топливоподачи. Характеристики процесса. - student2.ru

Основные понятия и параметры процесса топливоподачи.

1. Цикловая подача– подача топлива за один рабочий цикл gц= go Nom/60n i г\цикл, где: m – коэффициент тактности, для 2-т. дв. = 1; для 4-х т. дв. =2, п – 1\мин; i – число цилиндров.

В зависимости от мощности двигателя и скорости его вращения величины цикловых подач лежат в следующих пределах : gц= 0,15 -150 г\цикл.

2. Фазы подачи –φ нпн, φ кпн, φ кпф, φ нпф– фазы начала и конца подачи по насосу и по форсунке. φ нпф ≈ фф.0 или угол опережения впрыска топлива, φп= φ нпф +φ кпф– продолжительность подачи топлива.

3. Рн. Рф. Рн.макс, Рф.макс, Р ф.о, Рф.з, Рост.– давления топлива в насосе, форсунке, максимальные, открытия иглы, закрытия иглы, остаточное в топливопроводе между впрысками.

Остановимся более подробно на величине цикловой подачи –gц = Fпл hа Пп0д 10-3 г \цикл;Fnn = TTd2 /4– площадь плунжера м2; ha– активный ход плунжера м, рт– плотность топлива кг\м3; Ппод– коэффициент подачи топливного насоса, представляющий собой отношение действительно поданной порции топлива дц к теоретически возможной и равной объему, описываемому плунжером на протяжении его активного хода, умноженному на плотность. Коэффициент подачи величина переменная и зависит от большого числа факторов, к числу которых относятся геометрические и конструктивные соотношения в ТНВД,сжимаемость топлива и явления дросселирования в периоды наполнения и отсечки и, конечно, утечки в системе насос – форсунка. По опытным данным Ппод = 0,75-1.1, на него существенное влияние оказывают число оборотов и величина цикловой подачи. Увеличение gц (ha) приводит к росту коэффициента подачи. Важная особенность изменения ппад заключается в том, что при снижении оборотов от номинальных до ≈75% п ном и сохранении положения топливной рейки неизменным, он увеличивается (на 10-15%) и лишь затем падает. Это увеличение влечет за собой рост цикловой подачи и, соответственно, – среднего эффективного давления Ре = к gц П. и развиваемого двигателем крутящего момента Мкр, что благоприятно сказывается на тяговых свойствах двигателя и устойчивости режима малых оборотов.

Пример – главный двигатель буксирующего судна. С увеличением силы тяги на гаке обороты двигателя будут падать и, если крутящий момент не будет увеличиваться, то обороты и тяговое усилие будут продолжать снижаться. Если же при снижении оборотов, цикловые подачи за счет роста коэффициента подачи растут, то, соответственно, увеличиваются момент и сила тяги.

О том, как развивается процесс топливоподачи, можно проследить по приведенным на рис кривым:

а) давлений топлива у форсунки,

б) хода иглы форсунки при ее открытии,

в) интегрального распределения подачи за один впрыск по углу п.к.в. (закона подачи).

Давление топлива в топливопроводе и в форсунке поднимается до значения Рфо, при котором игла форсунки поднимается и, в связи систечением топлива под нее, в этот момент обычно отмечается небольшой местный провал давления. Однако этот провал быстрокомпенсируется в связи с тем, что плунжер продолжает сжимать топливо, и давление поднимается до максимального значения – Рмакс.

Дальнейший рост давления прекращается, так как в насосе начинается отсечка (или плунжер приходит в ВМТ кулачка) и давление падает. По достижении Рфз, при котором пружина сажает иглу на седло, впрыск топлива прекращается. В форсунке и в топливопроводе при наличии нагнетательного клапана с отсасывающим пояском устанавливается давление, равное остаточному – Рост, сохраняющееся до следующего цикла подачи топлива. При отсутствии разгрузки устанавливается более высокое давление, равное Рф.з, что провоцирует появление подтекания топлива под иглу.

В общем случае процесс топливоподачи в системе «ТНВД – форсуночный топливопровод – форсунка можно условно подразделить на следующие этапы:

1 этап – наполнение полости ТНВД топливом, поступающим от подкачивающего насоса под давлением 0,4 – 0,5 МПа. Начало – открытие плунжером при его движении вниз впускного окна (клапана).

Окончание– закрытие плунжером впускного окна (клапана) при его движении из крайнего нижнего положения вверх (геометрическое окончание наполнения). Действительное окончание наполнения происходит раньше, так как при подходе верхней кромки плунжера к верхней кромке окна благодаря возникающему в остающейся узкой щели дросселированию начинается сжатие топлива, давлениетоплива начинает расти и перепуск прекращается. При этом, чем больше обороты двигателя, тем больше сказывается дросселирование итем раньше (по углу поворота вала) заканчивается наполнение и начинается сжатие топлива. Таким образом, активный ход плунжера, соответствующий подаче топлива, несколько увеличивается.

2 этап– сжатие топлива в надплунжерной полости насоса от давления подкачки до давления, при котором открывается нагнетательный клапан насоса Роткр.н.кл = Рзатяга.пруж.кл. + Рост. Здесь уместно отметить, что существенную роль в процессе топливоподачи играет сжимаемость топлива. Коэффициент сжимаемости топлив а = (0,6 – 1,0) 10 -6м2\ кг. Благодаря сжимаемости плунжер затрачивает часть своего хода на сжатие топлива.

Расчетное уравнение –Fпп Cпп dt = a V1 dpгде: Fnл – площадь плунжера, Спп – скорость плунжера, t – время, V1 – объем надплунжерной полости насоса, Р – давление топлива.

3 этап– продолжение сжатия (соответствующего роста давления) топлива в объеме полости насоса V, ив объеме топливо провода и форсунки V2. Начало – открытие нагнетательного клапана. Окончание – достижение давления открытия иглы Рф0. Расчетное уравнениеFпп Cпп dt = a ( V1 + V2) dp.

4 этап– впрыск топлива в цилиндр с момента открытия иглы и до момента начала отсечки в ТНВД. Начало этапа – момент подъема давления топлива у иглы форсунки до величины давления открытия иглы. Окончание – начало отсечки в ТНВД, соответствующее открытию отсечной кромкой плунжера отсечного отверстия (открытию отсечного клапана в насосе клапанного типа) и закрытие нагнетательного клапана.

5 этап– продолжение истечения (впрыска) топлива из форсунки от момента отсечки в насосе и посадки нагнетательного клапана на седло до момента, когда давление у форсунки упадет до давления посадки иглы на седло (закрытие иглы). Впрыск происходит за счет расширения топлива, оставшегося в топливо проводе и форсунке (в объеме V2).

При наличии у нагнетательного клапана разгрузочного пояска (рис 12.5) давление в топливопроводе и форсунке резко падает до Рост ≤ Рзакр. иглы и тогда последняя фаза впрыска практически отсутствует. Это хорошо, так как истечение топлива из форсунки при понижающихся давлениях впрыска отрицательно сказывается на распыливании, сокращается длина факела и проникновение капель в богатые кислородом периферийные зоны камеры сгорания, тем самым, приводящее к неполному сгоранию и дымлению на выхлопе.


Наши рекомендации