Вид итоговой государственной аттестации-
Директор
Педагогического колледжа №18
«Митино»
Сергеева Т.С.
Вид итоговой государственной аттестации-
Итоговая государственная аттестация по специальности 050709 Преподавание в начальных классах предусматривает итоговые экзамены по дисциплинам «Педагогика и психология», «Русскому языку с методикой преподавания», «Теоретическим основам начального курса математики с методикой преподавания», защита выпускной квалификационной работы.
2. Объем времени на подготовку и проведение -
Итоговая государственная аттестация проходит в течение 6 недель, установленные учебным планом и Положением об итоговой аттестации.
Время, отпускаемое для подготовки к экзамену 7 дней
На проведение устного экзамена на ответ одного студента отводится не более 0,5 академического часа, на защиту выпускной квалификационной работы отводится до 1 академического часа на одного студента.
3. Сроки проведения – экзамены проходят в сроки с 18.05.11г. по 28.06.11г.
4. Необходимые экзаменационные материалы –по формам испытаний прилагаются
Экзамен. Педагогика и психология
Дисциплина Педагогика
Тема 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
Возникновение и развитие педагогической профессии в разные исторические периоды. Роль и место педагога в век информационного общества. Повышение требований общества к педагогу на современном этапе.
Общая характеристика педагогической деятельность: форма, характер, содержание. Структура педагогической деятельности. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности.
Понятие о профессиональной компетентности педагога как интегральном проявлении профессионализма. Педагогические способности, их влияние на уровень профессиональной компетентности и мобильности педагога.
Понятие о профессиограмме педагога как качественно-описательной модели представителя педагогической профессии, ее составляющие. Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога профессионала.
Тема 2. Профессиональная компетентность учителя Профессиональная компетентность как труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, достигаются высокие результаты в обученности и воспитанности школьников (по А.К. Марковой). Структура труда учителя: процесс труда (педагогическая деятельность учителя; педагогическое общение учителя; личность учителя); результат труда учителя (обученность школьников; воспитанность школьников; развитие школьников). Компоненты профессиональной компетентности учителя (по А.К. Марковой): профессиональные психологические и педагогические знания; профессиональные педагогические умения; профессиональные психологические позиции; личностные особенности. Готовность учителя к педагогической деятельности (по В.А. Сластенину): содержание теоретической готовности учителя (аналитические умения, прогностические умения, проективные умения, рефлексивные умения); содержание практической готовности учителя. (мобилизационные умения, информационные умения, развивающие умения, ориентационные умения; перцептивные умения; умения педагогического общения; педагогическая техника; прикладные умения). Требования к профессиональной компетентности и мобильности.Тема 3. Педагогика как наука о воспитании.
Основные понятия и категории педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, формирование, целостный педагогический процесс. Функции педагогики: описательная, объяснительная, прогностическая, оценочная. Использование педагогикой междисциплинарных понятий (личность, деятельность, общение, социализация). Источники педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли. Расширение границ педагогической науки: появление социальной педагогики, коррекционной педагогики и др. Формирование системы педагогических наук. Педагогика и исторические процессы. История образования (Я.А.Коменский, Д.Локк, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.)
Дисциплина Психология
Тема 4. Темперамент.
Понятие о темпераменте как индивидном свойстве человека. Типы темперамента по И. П. Павлову. Физиологические основы темперамента. Сила, уравновешенность, подвижность нервной системы. Параметры темперамента по В.С. Мерлину: сензитивность, активность, реактивность, темп реакций, пластичность и ригидность, эмоциональность. Экстравертированность и интровертированность. Характеристика типов темперамента. Учет сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического типов в работе учителя.
Тема 6. Эмоции и чувства.
Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства: понятие, значение, различия. Функции эмоций. Внешнее выражение эмоций. Виды эмоциональных состояний: настроение, аффект, страсть, стресс. Виды чувств: эстетические, моральные, интеллектуальные.
Тема 7. Восприятие.
Восприятие как процесс целостного отражения предметов и явлений. Виды восприятия, их использование в процессе занятий с детьми: произвольное, непроизвольное, одномоментное, развернутое, восприятие пространства, времени, движения. Свойства восприятия: предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.
Особенности восприятия младших школьников. Приемы развития восприятия младших школьников на уроках.
Тема 8. Память.
Память как мнемический процесс. Понятие о памяти. Классификация видов памяти (по модальности, по направленности, по длительности сохранения информации). Память как процесс отражения прошлого опыта человека. Основные процессы памяти: запоминание, забывание, сохранение, воспроизведение.
Особенности памяти младших школьников. Развитие памяти на уроках в начальной школе.
Тема 9. Внимание.
Внимание как процесс направленности и сосредоточенности сознания человека на определенных объектах. Виды: внешнее и внутреннее внимание, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Особенности использования различных видов внимания на занятиях. Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключение, распределение, их проявления на занятиях.
Тема 10. Мышление и речь.
Понятие о мышлении как процессе опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Классификация видов мышления по различным основаниям: по форме, по степени развернутости, по продуктивности. Понятие речи. Связь мышления и речи. Виды речи: внешняя, внутренняя, устная, письменная, монологическая, диалогическая. Свойства речи: выразительность, действенность, понятность.
Особенности мышления и речи младших школьников.
Тема 11. Способности.
Способности как индивидуально-психологические особенности человека. Отличительные особенности способности. Способности и задатки. Роль врожденных факторов в развитии способностей. Общие и специальные способности. Уровни развития способностей: репродуктивный, продуктивный (творческий): одаренность, талант, гениальность. Условия развития способностей у детей.
Тема 12. Характер.
Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характеров. Акцентуация характера (К. Леонгард, А.И. Личко).
Черты характера: отношение к себе, отношение к деятельности, отношение к вещам, отношение к людям. Роль среды в формировании характера.
Тема № 24 Основные понятия психологии обучения. Основные направления обучения.
Общая характеристика процесса обучения. Основные понятия психологии обучения «научение», «обучение», учение», «учебная деятельность».
Основные направления современного обучения: проблемное обучение, программированное обучение, контекстное обучение, обучение, основанное на теории формирования умственных действий П.Я Гальперина, развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
Дисциплина Теоретические основы начального курса математики
1. Элементы логики.
Математические понятия.
Особенности математических понятий. Объём и содержание понятия. Отношения рода и вида между понятиями. Классификация понятий.
Математические предложения.
Высказывания и высказывательные формы. Смысл слов «и», «или», «не» в составных высказываниях. Правила нахождения множеств истинности составных высказывательных форм.
Структура высказываний, содержащих кванторы; способы установления значения истинности высказываний.
Правила построения отрицания высказываний различной структуры.
Отношение логического следования и равносильности между высказывательными формами. Необходимые и достаточные условия. Структура теоремы. Виды теорем, связанных с данной.
Определение математического понятия, виды определений. Структура определения через род и видовое отличие. Основные требования к таким определениям. Использование определении при решении задач на распознавание. Остенсивные и контекстуальные определения.
1.4 Математические доказательства.
Понятие умозаключения. Простейшие схемы дедуктивных умозаключений.
Неполная индукция и аналогия.
Сущность математического доказательства. Способы доказательства, используемые в математике.
Элементы алгебры
Соответствия.
Понятие соответствия между элементами двух множеств. Способы задания соответствий. Соответствие, обратное данному. Взаимно однозначные соответствия. Равномощные множества.
Числовые функции.
Определение числовой функции. Способы задания функций. Возрастание и убывание функций. Прямая и обратная пропорциональности, их свойства и графики. Использование свойств прямой и обратной пропорциональности при решении текстовых задач различными способами.
2.3. Отношения на множестве.
Понятие бинарного отношения. Способы задания бинарных отношений, их свойства: рефлексивность, симметричность, антисимметричность, транзитивность. Отношение эквивалентности и его связь с разбиением множества на классы. Отношение порядка.
2.4. Некоторые понятия числовой алгебры.
Числовое выражение, его значение. Числовые равенства и неравенства. Основные свойства истинных числовых равенств и неравенств.
Выражение с переменной (переменными). Область определения выражения. Тождественные преобразования выражений.
Понятие уравнения с одной переменной и его решение. Теоремы о равносильности уравнений.
Понятие неравенства с одной переменной и его решение. Теоремы о равносильности неравенств.
Основные требования к знаниям и умениям.
В процессе изучения раздела необходимо овладеть следующими умениями и навыками:
- устанавливать вид соответствия между множествами (взаимно однозначное, функциональное);
- определять свойства знакомых бинарных отношений на множестве и их вид (отношение эквивалентности, отношение порядка);
- решать уравнения и неравенства с одной переменной, обосновывать предложенное решение.
- Целые неотрицательные числа.
Геометрические величины.
Длина отрезка и её измерение. Величина угла и её измерение.
Понятие площади плоской фигуры. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника.
Понятие площади криволинейной фигуры. Простейшие приборы для измерения площадей.
Основные требования к знаниям и умениям.
В процессе изучения раздела необходимо овладеть следующими умениями и навыками:
- решать элементарные задачи на построение с помощью циркуля и линейки;
- изображать на плоскости прямую призму, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус, шар, используя правила параллельного проектирования;
- вычислять числовые значения геометрических величин (длин отрезков, величин углов, площадей фигур), используя свойства геометрических фигур и формулы.
Экзаменационные вопросы по теоретическим основам
Начального курса математики
1.Особенности математических понятий. Объём и содержание понятия. Структура определения понятия через род и видовое отличие.
2.Понятие высказывания и высказывательной формы. Смысл слов «и», «или», в составных высказываниях. Высказывания с кванторами. Правила построения отрицания высказываний различной структуры.
3.Понятие умозаключения. Неполная индукция и аналогия. Простейшие схемы дедуктивных умозаключений. Использование кругов Эйлера для проверки правильности умозаключений.
4.Структура текстовой задачи, этапы её решения и приёмы и осуществления.
Методы решения текстовых задач.
5. Определение отношений «больше на» и «меньше на» на множестве натуральных чисел, их теоретико-множественный смысл и способы моделирования.
6.Определение отношений «больше в» и «меньше в» для натуральных чисел, их теоретико-множественный смысл и способы моделирования.
7.Понятие разбиения множества на попарно непересекающиеся подмножества (классы). Отношения эквивалентности и их связь с разбиением множества на классы.
8.Определение числовой функции. Способы задания функций. Прямая и обратная пропорциональности, их свойства и графики.
9.Понятие числового выражения и выражения с переменной. Тождественные преобразования выражений. Числовые равенства и неравенства, их основные свойства.
10.Понятие уравнения с одной переменной. Равносильные уравнения. Теоремы о равносильности уравнений.
11.Понятие отрезка натурального ряда чисел и счёта элементов конечного множества. Теоретико-множественный смысл натурального числа и нуля. Натуральное число как мера величины.
12.Свойства отношения «меньше» для натуральных чисел. Теоретико-множественный смысл отношения «меньше» и его свойства.
13.Теоретико-множественный смысл суммы натуральных чисел. Смысл суммы натуральных чисел, полученных в результате измерения величин.
14.Теоретико-множественный смысл разности натуральных чисел. Смысл разности натуральных чисел, полученных в результате измерения величин.
15.Определение умножения через сложение, его теоретико-множественный смысл. Смысл произведения натуральных чисел, полученных в результате измерения величин.
16.Теоретико-множественный смысл частного натуральных чисел. Смысл частного натуральных чисел, полученных в результате измерения величин.
17.Множество целых неотрицательных чисел. Определение действий с нулём. Невозможность деления на нуль (с обоснованием). Теоретико-множественный смысл нуля.
18.Законы сложения натуральных чисел, их назначение. Теоретико-множественный смысл этих законов.
19.Правила вычитания числа из суммы и суммы из числа, их теоретико-множественная интерпретация.
20.Правила деления суммы на число и произведения на число, их теоретико-множественная интерпретация.
21.Определение деления с остатком на множестве целых неотрицательных чисел, его теоретико-множественный смысл.
22.Законы умножения натуральных чисел, их назначение и теоретико-множественная трактовка.
23.Позиционные и непозиционные системы счисления. Особенности десятичной системы счисления. Сравнение чисел, записанных в этой системе счисления.
24.Алгоритм сложения многозначных чисел; теоретические факты, лежащие в его основе.
25.Алгоритм вычитания многозначных чисел; теоретические факты, лежащие в его основе.
26.Алгоритм умножения многозначных чисел; теоретические факты, лежащие в его основе.
27.Алгоритм деления многозначных чисел; теоретические факты, лежащие в его основе.
28. Понятие положительной скалярной величины и её измерение. Действия с величинами одного рода. Взаимосвязь этих действий с действиями над числами.
29.Понятие длины отрезка и её измерения. Действия над длинами. Стандартные единицы длины.
30. Понятие площади фигуры и её измерения. Равновеликие фигуры. Измерение площади при помощи палетки. Теорема о площади прямоугольника.
31. Понятие дроби и положительного рационального числа. Определение арифметических действий над положительными рациональными числами. Свойства сложения и умножения.
Дисциплина методика преподавания начального курса математики
Введение
Студент должен
иметь представление:
- о месте и роли учебной дисциплины, ее связи с другими дисциплинами;
Знать:
- цели и задачи учебной дисциплины.
Место и роль учебной дисциплины «Методика преподавания начального курса математики» в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов.
Цели, задачи и структура учебной дисциплины.
Связь методики преподавания начального курса математики с другими науками: психологией, математикой и педагогикой.
Тема 2.1 Дочисловой период
Студент должен:
знать:
- содержание, цели и задачи темы;
- возможные способы, методические приемы и формы организации учебной деятельности;
- виды упражнений для формирования умений и навыков младших школьников при изучении программного материала;
уметь:
- проводить сравнительный анализ различных учебников математики для начальных классов (выделять виды учебных задач, их последовательность, взаимосвязь);
- разрабатывать и проводить фрагменты различных этапов уроков при работе над изученным материалом.
Количественное натуральное число. Счет предметов. Взаимосвязь количественных и порядковых натуральных чисел. Математическая символика. Сравнение предметов, пространственные и временные представления. Сравнения множеств предметов («больше», «меньше», «столько же»).
Тема 2.2 Нумерация чисел
Студент должен:
знать:
- содержание материала и последовательность его изучения;
- возможные способы, методические приемы и формы организации учебной деятельности;
- виды упражнений для формирования умений и навыков младших школьников при изучении программного материала;
уметь:
- проводить сравнительный анализ различных учебников математики для начальных классов;
-разрабатывать и проводить фрагменты различных этапов урока при работе над изученным материалом;
-соотносить различные виды упражнений с образовательными задачами изучаемой темы.
Отрезок натурального ряда. Цифра и число нуль. Сравнение чисел. Состав числа. Методика изучения нумерации чисел по концентрам. Десятичная система счисления.
Тема 2.4 Простые задачи
Студент должен
знать:
- типы простых задач;
- способы и методы решения задач;
- модели, возможные при решении задач;
- этапы работы над задачей и приемы их выполнения;
- возможные способы обоснования выбора арифметического действия при ре-
шении задачи;
уметь:
- строить различные модели при решении задач и выбирать оптимальные;
- осуществлять все этапы работы над задачей.
Подготовительная работа к ознакомлению с понятием «задача». Понятие «задача» в начальном курсе математики. Приемы организации деятельности учащихся, нацеленные на формирование умения решать задачи (преобразование данной задачи, сравнение, задачи с недостающими и лишними данными, моделирование). Различные подходы в обучении решению простых задач (с ориентацией на их виды и без нее; на усвоение смысла арифметических действий до решения задач и в процессе их решения). Простые задачи на сложение и вычитание. Формирование понятий «больше на несколько единиц», «меньше на несколько единиц». Простые задачи на умножение и деление. Формирование понятий «больше в несколько раз», «меньше в несколько раз». Простые задачи на разностное и краткое сравнение. Простые задачи на нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Понятие «обратная задача»
Тема 2.5 Составные задачи
Студент должен
знать:
- способы и методы решения задач;
- виды задач и возможные модели, выполняемые в процессе решения задач;
- этапы работы над задачей;
- формы записи решения и ответа;
- приемы проверки решения задачи;
уметь:
- строить различные модели решения задач и выбирать оптимальные;
- осуществлять все этапы работы над задачей;
- выбирать оптимальные приемы выполнения каждого этапа в процессе решения
задачи и обосновывать свой выбор.
Методика ознакомления младших школьников с понятиями «составная задача».
Этапы работы над задачей. Задачи с пропорциональными величинами. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Задачи на движение.
Тема 2.8 Доли и дроби
Студент должен
знать:
- содержание материала и последовательность его изучения;
- способы и методы введения понятий «доля» и «дробь»;
- виды упражнений для формирования умений и навыков младших школьников
при изучении программного материала;
уметь:
- разрабатывать методику организации знакомства учащихся с понятиями «доля» и «дробь»;
- подбирать систему упражнений по формированию этих понятий;
- разрабатывать методику обучения решению задач на нахождение доли и дроби
числа и числа по его доле.
Формирование у учащихся наглядных представлений о доле и дроби. Сравнение долей. Обучение решению задач на нахождение дроби числа и числа по его доле.
Тема 2.9 Величины
Студент должен
знать:
- содержание материала и последовательность его изучения;
- способы, методические приемы изучения величин (единицы величин, их соот-
ношение);
- виды упражнений для формирования умений и навыков младших школьников при изучении величин и их свойств;
уметь:
- обосновывать правильность выполнения упражнений с позиции знания свойств величин.
Длина и масса предметов. Измерение длины (различными мерками). Единицы длины и массы. Сложение и вычитание величин (длина, масса). Площадь. Измерение площади. Сравнение площадей. Единицы площади. Палетка. Площадь и периметр прямоугольника. Время. Единицы времени, их соотношение.
Начального курса математики
- Способы определения понятий в начальном курсе математики. Ознакомление учащихся с геометрическими фигурами: точкой отрезком, многоугольником, прямоугольником, квадратом. Обучение учащихся распознаванию этих фигур.
- Приёмы ознакомления младших школьников с высказываниями, содержащими квантор
общности (свойствами действий и геометрических фигур, правилами).
- Использование индуктивных рассуждений и аналогии в начальном обучении математике. Примеры дедуктивных умозаключений из начального курса математики.
- Методика формирования понятия «задача» в начальном курсе математики.
- Методика формирования понятий «больше на», «меньше на» в начальном курсе математики. Примеры простых задач с этими отношениями и методика обучения их решению.
- Методика формирования понятий «больше в…», «меньше в…» в начальном курсе математики. Примеры простых задач с этими отношениями и методика обучения их решению.
- Использование приёма классификации при обучении математике в начальных классах.
- Методика обучения решению задач с прямо пропорциональными и обратно
пропорциональными величинами.
9. Методика формирования понятия выражения в начальном курсе математики. Обучение нахождению значения выражений, содержащих более двух действий. Методика изучения числовых равенств и неравенств.
10. Формирование представлений об уравнении в начальном курсе математики.
11. Формирование у младших школьников представление о счёте, порядковом и количественном натуральном числе, последовательности и названии чисел натурального ряда.
12. Методика формирования у младших школьников понятий «меньше» и «больше» для
натуральных чисел.
13. Ознакомление учащихся начальных классов со смыслом сложения. Типы ситуаций с предметными действиями, раскрывающих конкретный смысл сложения.
14. Ознакомление учащихся начальных классов со смыслом вычитания. Типы ситуаций с предметными действиями, раскрывающих конкретный смысл вычитания.
15.Методика ознакомления учащихся начальных классов с умножением.
16.Методика ознакомления учащихся начальных классов с делением.
17.Методика ознакомления учащихся со случаями умножения и деления с нулями единицей.
18.Методика изучения свойств сложения в начальном курсе математики. Использование этих свойств при освоении устных приёмов сложения чисел.
19.Методика изучения правил вычитания в начальном курсе математики, их использование для устных приёмов вычитания чисел.
20.Методика изучения правил деления в начальном курсе математики и их использование для устных приёмов деления в пределах сотни.
21.Знакомство с понятием «деление с остатком» в начальном курсе математики. Обучение младших школьников приёмам деления с остатком.
22.Методика изучения свойств умножения в начальном курсе математики. Использование этих свойств при формировании устных приёмов умножения в пределах сотни.
23.Методика изучения нумерации чисел в пределах сотни и миллиона.
24.Методика изучения алгоритма письменного сложения.
25.Методика изучения алгоритма письменного вычитания.
26.Методика изучения алгоритма письменного умножения.
27.Методика изучения алгоритма письменного деления.
28. Методика формирования представлений о величинах (длине, массе, времени) в начальном курсе математики.
29.Методика формирования представлений о длине отрезков. Ознакомление с единицами длины и их соотношением.
30.Методика формирования у младших школьников представлений о площади и её измерения. Ознакомление с единицами площади и их соотношением.
31.Методика изучения долей и дробей в начальном курсе математики.
1. Условия подготовки и процедура проведения -
преподаватели, отвечающие за подготовку выпускников к государственным экзаменам Е.Р. Стеценко (педагогика), Валюх М.Н. (психология),
В.М. Алимов, Т.Л. Дубровина, Л.М. Лескова, И.Захарова
ГОС СПО по специальности 050709 Преподавание в начальных классах. Примерные программы МО РФ.
Разрабатывается программа (точный перечень всех тем, необходимых для подготовки студентов, в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников).
Перечень вопросов и практических задач (превышает количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов).
Экзаменационные билеты (содержание до студентов не доводится).
Форма экзаменов - устная. Консультации проходят соответственно Положению (расписание консультаций прилагается).
Документация к экзамену
1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительные требования по специальности.
2. Программа итоговой государственной аттестации.
3. Приказ директора ПК о допуске студентов к итоговой государственной аттестации.
4. Сведения об успеваемости студентов (согласно п.14 Инструкции о порядке ведения, заполнения и выдачи государственных документов о среднем профессиональном образовании, утвержденной Постановлением Госкомвуза России от 10.04.96г. № 61)
5. Зачетные книжки студентов.
6. Книга протоколов заседания государственной комиссии.
7. Экзаменационные билеты.
8. Наглядный, справочный материал.
Согласовано
Т.Л. Дубровина
В.М. Тришкина
Директор
Педагогического колледжа №18
«Митино»
Сергеева Т.С.
Вид итоговой государственной аттестации-
Итоговая государственная аттестация по специальности 050709 Преподавание в начальных классах предусматривает итоговые экзамены по дисциплинам «Педагогика и психология», «Русскому языку с методикой преподавания», «Теоретическим основам начального курса математики с методикой преподавания», защита выпускной квалификационной работы.
2. Объем времени на подготовку и проведение -
Итоговая государственная аттестация проходит в течение 6 недель, установленные учебным планом и Положением об итоговой аттестации.
Время, отпускаемое для подготовки к экзамену 7 дней
На проведение устного экзамена на ответ одного студента отводится не более 0,5 академического часа, на защиту выпускной квалификационной работы отводится до 1 академического часа на одного студента.
3. Сроки проведения – экзамены проходят в сроки с 18.05.11г. по 28.06.11г.
4. Необходимые экзаменационные материалы –по формам испытаний прилагаются