Этапы процесса принятия решений
Этапы процесса принятия решений
1) Предварительный анализ проблемы.
1. Главные цели
2. Элементы и структуры системы, уровни рассмотрения
3. Подсистемы, используемые ими ресурсы и критерии качества функционирования систем.
4. Основные противоречия, узкие места и ограничения
2) Постановка задачи
1. Формулирование задачи
2. Определение типа
3. Определение множества вариантов и основных критериев для выбора
4. Выбор метода решения задач
3) Получение исходных данных. Устанавливаются способы измерения альтернатив и комплексной оценки. При этом возможно 3 способа проведения комплексной характеристики:
1. Статистическая оценка
2. Метод математического (или имитационного) моделирования
3. Метод экспертной оценки
4) Решение задачи принятия решений с привлечением необходимых методических (?) методов, вычислительной техники, экспертов и ЛПР. Обработка исходных данных и решения может проводиться с одной стороны итеративно, а с другой – с привлечением нескольких методов.
5) Анализ и интерпретация полученных результатов
Статические
ЗПР
Динамические
Статические ЗПР не требуют многократного решения через короткий промежуток, а динамические ЗПР требуют частого регулярного решения.
Классическая статическая модель
Модель управления запасами простейшего типа характеризуются постоянным во времени спросом, мгновенным пополнением запаса и отсутствием дефицита.
На рисунке показано изменение уровня запаса во времени. Предполагается, что интенсивность спроса (в единицу времени) равна b. Наивысшего уровня запас достигается в момент поставки заказа размером у Уровень запаса достигает нуля спустя у/b единиц времени после получения заказа размером у.
Рисунок.Изменение уровня запаса во времени
Чем меньше размер заказа у, тем чаще нужно размещать новые заказы. С другой стороны, с увеличением размера заказа уровень запаса повышается, но заказы размещаются реже. Так как затраты зависят от частоты размещения заказов и объема хранимого запаса, то величина у выбирается из условия обеспечения сбалансированности между двумя видами затрат. Это лежит в основе построения соответствующей модели управления запасами.
Пусть К – затраты на оформление заказа, имеющие место всякий раз при его размещении и затраты на хранение единицы заказа в единицу времени равны h. Следовательно, суммарные затраты в единицу времени TCU(y) как функцию от у можно представить в виде:
TCU(y) = . Продолжительность цикла движения заказа составляет t0=y/b и средний уровень запаса равен y/2.
Оптимальное значение у получается в результате минимизации TCU(y) по у. Таким образов, в предположении, что у – непрерывная переменная, имеем: ,откуда оптимальное значение размера заказа определяется выражением: . Оптимальная стратегия модели предусматривает заказ у* единиц продукции через каждые t0*=y*/b единиц времени. Оптимальные затраты TCU(y*) составляют .
Для большинства реальных ситуаций существует (положительный) срок выполнения заказа (временное запаздывание) L от момента размещения заказа до его действительной поставки. Стратегия размещения заказов в приведенной модели должна определять точку возобновления заказа. С точки зрения анализа в условиях стабилизации системы срок выполнения заказа L можно всегда принять меньше продолжительности цикла t0* . Если это условие не выполняется, вычисляют эффективный срок выполнения заказов: ]
Шкала. Определение. Виды.
Рассмотрим эмпирическое множество АЭ = {а1, а2, …, аn}, в качестве объектов которого могут выступать варианты решения или альтернативы. На этом множестве альтернатив задано некоторое бинарное отношение РЭ. Такая пара образует эмпирическую систему с отношением UЭ=<АЭ, РЭ>. Каждому объекту множества АЭ можно сопоставить некоторое число. Множество всех числовых оценок: АЧ = {f(a1), f(a2), …, f(an)}. На множестве чисел задано бинарное отношение РЧ. АЧ с РЧ образуют числовую систему UЧ = <АЧ, РЧ>.
Соответствие между UЭ и UЧ устанавливается с помощью гомоморфного (односторонне однозначного) отношения f, такого, что (f(ai), f(aj)) PЧ, (аi, aj) PЭ.
Шкала - < UЭ, f, UЧ >.
Виды шкал:
1. Номинальная. Числа в ней являются обозначениями или именами классов объектов. Пр.: ответ на закрытый вопрос анкеты, ответы на которые перечислены заранее.
2. Ранговая, или порядковая. Применяется для разбиения объектов на классы эквивалентности и для упорядочения этих классов по интенсивности рассматриваемого признака. Пр.: шкала твердости минералов Мооса.
В номинальной шкале измеряется квалификации спортсменов, а в ранговой места, которые они занимают.
Этапы процесса принятия решений
1) Предварительный анализ проблемы.
1. Главные цели
2. Элементы и структуры системы, уровни рассмотрения
3. Подсистемы, используемые ими ресурсы и критерии качества функционирования систем.
4. Основные противоречия, узкие места и ограничения
2) Постановка задачи
1. Формулирование задачи
2. Определение типа
3. Определение множества вариантов и основных критериев для выбора
4. Выбор метода решения задач
3) Получение исходных данных. Устанавливаются способы измерения альтернатив и комплексной оценки. При этом возможно 3 способа проведения комплексной характеристики:
1. Статистическая оценка
2. Метод математического (или имитационного) моделирования
3. Метод экспертной оценки
4) Решение задачи принятия решений с привлечением необходимых методических (?) методов, вычислительной техники, экспертов и ЛПР. Обработка исходных данных и решения может проводиться с одной стороны итеративно, а с другой – с привлечением нескольких методов.
5) Анализ и интерпретация полученных результатов
Статические
ЗПР
Динамические
Статические ЗПР не требуют многократного решения через короткий промежуток, а динамические ЗПР требуют частого регулярного решения.