Основные этапы процесса принятия управленческих решений

Вопросы к экзамену (Зачету

1. Альтернатива — один из возможных вариантов решения проблемы.

2. Вероятностное решение — решение, принятое в условиях риска или неопределенности, результатом которого являются несколько вероятных событий.

3. Делегирование полномочий — передача прав принятия части решений на нижестоящий уровень управления.

4. Детерминированное решение — решение, принятое в условиях определенности, результатом которого является единственное событие, вероятность наступления которого близка к единице.

5. Диверсификация рисков — распределение инвестируемых средств между различными не связанными между собой объектами вложений с целью снижения степени рисков.

6. Качество управленческого решения — степень соответствия параметров выбранной альтернативы определенной системе характеристик, обеспечивающая возможность эффективной реализации решения.

.

7. Критерий выбора — показатель, характеристика или признак, на основе которого производятся сравнение альтернатив и выбор наилучшего решения.

8. Лицо, принимающее решение (ЛПР) — единоличный или коллегиальный орган управления, утверждающий решение и несущий за него ответственность.

9. Методы моделирования — способы разработки и оптимизации решений, основанные на использовании математических моделей: теории игр, управления запасами, теории массового обслуживания, линейного программирования и т.п.

10. Методы экспертных оценок — способы разработки и обоснования решений, основанные на использовании обобщенного мнения специалистов-экспертов: метод мозгового штурма, метод «Дельфи», разработка сценариев и др.

11. Модель принятия решений Врума — Йеттона — графическая модель, позволяющая определить роль подчиненных в принятии решения, соответствующую ситуации и характеру возникшей проблемы.

12. Оптимальное решение — альтернатива, позволяющая максимизировать или минимизировать некоторый заранее определенный показатель (критерий выбора).

13. Ответственность за принятое решение — принуждение к соблюдению определенных требований, норм и правил.

14. Полномочия — ограниченное право распоряжаться ресурсами организации, проявляющееся в праве принимать решения.

15. Проблема — расхождение между желаемым и реальным (прогнозируемым) состояниями управляемого объекта.

16. Процесс принятия решений — последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

17. Психологические феномены процесса принятия решений — специфические особенности поведения людей в ситуациях выбора.

18. Решение — выбор альтернативы.

.19. Система поддержки принятия решений (СППР) — компьютерная программа, обеспечивающая ЛПР простой доступ к моделям и информации, используемым для разработки и выбора альтернатив.

20.Технология принятия решений — состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и выбора альтернатив.

21. Управленческое решение — выбор альтернативы, осуществленный ЛПР в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

22. Цель управления — желаемое состояние объекта управления.

23. Чистый риск — вероятность получения отрицательного (проигрыш, убыток) или нулевого экономического результата.

24. Эксперт — специалист, оценки и суждения которого ЛПР считает полезным учитывать при принятии решений.

Дать краткую характеристику этапов принятия решения

1) постановка проблемы; 2) выявление альтернатив; 3) выбор лучшей альтернативы или альтернатив; 4) внедрение решения в практику; 5) проверка результата.

Основные этапы процесса принятия управленческих решений

К наиболее значимым стадиям процесса принятия управленческого решения относят следующие:

  • Четкая формулировка имеющейся проблемы. Это один из наиболее важных этапов процесса принятия управленческих решений, поскольку именно от точной постановки цели, к достижению которой надо стремиться, во многом зависит успешное разрешение возникшей ситуации;
  • Всесторонний анализ и сбор информации. В данном случае процесс принятия управленческого решения включает изучение микро- и макрофакторов экономической среды, которые могут повлиять на успешное разрешение проблемы (платежеспособность населения, вкусы целевой аудитории, состояние экономики в стране и т.д.);
  • Разнообразное моделирование процесса принятия управленческих решений, позволяющее подобрать несколько вариантов достижения требуемой цели. В этом случае особенностями процесса принятия управленческого решения являются поиск нестандартных альтернативных способов выхода из ситуации и оценка результативности и последствий применения каждого из них. В этом случае в организации процесса принятия управленческого решения могут участвовать практически все сотрудники. При этом можно использовать методы «мозговой атаки», карты мнений, причинно-следственные диаграммы, выдвижения предложений, группового анализа ситуации и т.д

· Стадия выбора и формулировки оптимального решения создавшейся проблемы. Это одна из наиболее важных составляющих процесса принятия управленческих решений, которая требует большого опыта от руководителя. При выборе подходящего способа разрешения создавшейся ситуации он может полагаться на свою интуицию либо провести эксперимент, который на практике покажет, к чему приведет тот или иной путь.

· Применение выбранного способа решения проблемы на практике. Это один из наиболее сложных этапов процесса принятия управленческих решений, на котором необходимо конкретизировать поставленную задачу для ее исполнителей.

Наши рекомендации