Презентация поддержки учебного процесса
Лабораторная работа
«Конструирование мультимедийной презентации сопровождения учебного процесса»
Цель работы: получить теоретические знания по конструированию мультимедийных презентаций сопровождения учебного процесса и практические навыки реализации таких мультимедийных презентаций.
Методические рекомендации
Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия конкретной аудиторией и побуждающее ее на позитивное взаимодействие с объектом и/или автором презентации.
Задачи презентации вытекают из ее вида и способов ее представления аудитории и, благодаря этому, формулируются достаточно просто.
Пример «вытекания» представлен в таблице.
Презентация поддержки выступающего, несущая основную информацию | |
Особенности | Задачи |
Исходный интерес аудитории к презентации неизвестен. | Привлечь внимание аудитории. |
Презентация полностью или частично может использоваться без постоянного сопровождения докладчиком. | Включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений. |
Внимание аудитории сосредоточено на информации, содержащейся в презентации. | Предоставлять информацию аудитории максимально комфортно. |
В подавляющем большинстве случаев используется презентационное оборудование. | Учесть специфику презентационного оборудования. |
Презентация представляется группе слушателей. | Учесть особенности восприятия информации группой слушателей. |
Время представления презентации чаще всего ограничено. | Представить информацию в удобном аудитории темпе, оставляя в конце демонстрации время ответов на вопросы или отдых. |
Возможно, что кроме вашей презентации, аудитории будет предложено еще несколько презентаций. | Выделить презентацию среди презентаций-конкурентов. |
Прокомментируем поставленные перед презентацией задачи.
1. Привлечь внимание аудитории. Представьте себе две совершенно разные аудитории. Первую – аудиторию коллег-единомышленников, которым вы собираетесь рассказать о том, какая работа проделана вами за последний год. И вторую – аудиторию чиновников, которых нужно раскрутить на финансирование вашего проекта и которых такие как вы уже, мягко говоря, не удивляют. В первом случае для привлечения внимания аудитории достаточно будет адекватного содержания. Во втором – придется прибегать к приемам, выбивающих чиновников из привычной колеи «ты тут проси – а я послушаю». Этого эффекта можно достигнуть необычным содержанием презентации, грамотно выстроенной информационной структурой, эффектным дизайном или необычной подачей материала – это вы уже решите в процессе разработки.
2. Включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений. Решая эту задачу, просто представьте, что докладчику срочно пришлось покинуть конференц-зал, а презентация просто запущена на автоматическую демонстрацию и в безмолвии воспринимается аудиторией.
3. Предоставлять информацию аудитории максимально комфортно. Если слушателю придется всматриваться в буквы, чтобы прочесть их, постоянно разгадывать ребусы, чтобы понять смысл слайда и на ходу переводить английские цитаты неизвестных людей – он очень быстро перестанет быть слушателем. Если внимание слушателя сосредоточено на презентации и он готов воспринимать информацию – пусть он делает это, не напрягаясь.
4. Учитывать специфику проекционного оборудования. Очень многие графические эффекты, заливки, сочетания цветов не воспроизведутся или искажаются презентационным оборудованием. Не стоит делать презентации, которая на экране вашего компьютера при представлении заказчику будет выглядеть шикарно, а при демонстрации подведет вашего клиента нечитаемыми надписями и невидимыми картинками.
5. Учесть особенности восприятия информации группой слушателей. Если вы в тексте презентации допустите маленькую техническую неточность и ее будет просматривать один человек – он ее проигнорирует или вообще не заметит. В аудитории он обязательно ошибку заметит и поделится своим наблюдением с соседом, после чего по залу пробежит злорадный гул – лучший вид радости. Разрабатывая презентацию, необходимо прогнозировать уровень аудитории и прикладывать значительные усилия к тому, чтобы содержание и демонстрация презентации этому уровню удовлетворяли.
6. Предоставлять информацию в удобном аудитории темпе, оставляя в конце демонстрации время для ответов на вопросы или отдых. Если у вас 10 минут – не нужно делать презентацию на 70 слайдов и молниеносно пролистывать ее перед изумленной аудиторией, надеясь на паранормальные способности слушателей. Оцените время, необходимое для нормального восприятия каждого слайда и, если общая продолжительность презентации выходит за рамки отведенного вам регламента – сокращайте презентацию. И постарайтесь «уложить» презентацию в 75-80% отведенного регламентом времени. Даже если у аудитории не возникнет никаких вопросов по содержанию презентации – люди будут благодарны вам или за сэкономленное время, или за простую паузу.
7. Выделить презентацию среди презентаций-конкурентов. При подготовке презентации необходимо будет спрогнозировать решения, к которым могут прибегнуть ваши конкуренты. Или просто знать их. И, естественно, отличаться. Знание того, чему будут посвящены презентации конкурентов и как они будут преподноситься позволят вам, во-первых, воровать хорошие идеи. Во-вторых, обыгрывать чужие ошибки с необходимой степенью корректности. В-третьих, использовать презентации конкурентов для подтверждения тезисов собственной.
Конструирование компьютерной презентации возможно только после четкого ответа на пять вопросов.
1. Как будет представляться презентация слушателям?
2. Какое при этом будет использоваться презентационное оборудование?
3. Будет ли презентация интерактивной?
4. Что будет представляться в презентации?
5. Перед какой аудиторией будет делаться презентация?
Содержание презентации
Создать и описать универсальную схему разработки содержания презентации, конечно, невозможно – в каждом конкретном случае каждый разработчик делает это по-своему. Однако некоторые общие моменты могут быть выявлены и в этом исключительно творческом процессе. Остановимся на них подробнее.
Содержание презентации появляется на пересечении четырех категорий:
1. Задачи, которые стоят перед презентацией.
2. Идея разработчика.
3. Информация, имеющаяся в распоряжении разработчика.
4. Ограничения, накладываемые на презентацию. Например, объем информации, который может быть эффективно воспринят пользователями, быстродействие компьютера, на котором будет демонстрироваться презентация, возможности демонстрационного оборудования и т.п. Ограничения могут быть не только «запрещающие» (слабый компьютер, видео будет тормозить), но и «требующие» – определяющие условия, которые необходимо выполнить при разработке содержания.
Схема «Семинар»
Достаточно часто возникает необходимость в создании презентации, предназначенной для демонстрации на образовательном семинаре.
Следует отметить, что если в рамках семинара перед аудиторией выступает большое количество докладчиков, то общий заголовок становится обязательным – он не только разделяет доклады между собой, но и сообщает слушателям, кто перед ними будет выступать.
В такой презентации, чаще всего, не нужна никакая интерактивность – доклад обычно линеен и необходимость переключаться между несколькими «сюжетными линиями» запутает аудиторию и затруднит работу докладчика.
Сама презентация, построенная по рассматриваемой схеме, разбита на несколько подтем – это практически неизбежно в любом докладе.
1. Промежуточные заголовки. Разумно, если на этих же промежуточных заголовках будет содержаться и общее название презентации.
2. Первый вариант освещения подтемы основан на блоке-повествовании, который может содержать самую разнообразную информацию – от теоретических выкладок до конкретных примеров. Вернее, это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней – рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик. Приходилось видеть презентации, состоящие из 70 текстовых слайдов, которые просто прочитывались аудитории. Возникал только один вопрос: «Кто лишний – презентация или человек?» Презентация может дублировать докладчика только в самых важных частях его выступления – во всех остальных случаях она должна воздействовать на аудиторию средствами, докладчику недоступными.
3. Блок-вывод, заключающий подтему (независимо от способа ее раскрытия), очевиден – он резюмирует все вышеизложенное. Если в презентации освещается небольшое количество связанных тем, то блок-вывод каждой подтемы может накапливать выводы – повторять для аудитории ранее сделанные и добавлять новый (о том, чья мать повторение, уже говорилось). Важно отметить, что обороты типа «Таким образом» или «Резюмируя все вышесказанное» опять же должны говориться докладчиком, а не писаться на слайдах.
4. Второй способ раскрытия подтемы – это комбинация блока-вопроса и блока-ответа. Следует отметить, что эти блоки могут быть реализованы на одном слайде. Иногда это даже лучше – потому что слушатель будет одновременно видеть и вопрос и ответ (вопросы и ответы). При использовании такого варианта освещения подтемы вовсе необязательно обращать вопрос к аудитории и предлагать ей на него ответить (этот прием эффективен только в активной аудитории) – «вопрос-ответ» может использоваться просто как способ оживления повествования. Завершает комбинацию вопроса и ответа, естественно, блок-вывод, назначение и правила построения которого описаны выше.
5. Заключениев данной схеме может быть построено как простое перечисление всех промежуточных выводов, может быть полностью самостоятельным или комбинированным (перечислены все выводы, из них сделан или к ним добавлен еще один вывод).
6. Назначение и содержаниеИнформации для контактовтакже очевидно. Этот блок может отсутствовать – если семинар небольшой, докладчик один, есть раздаточный материал со всеми необходимыми данными.
Достаточно часто на семинарах слушателям вручается раздаточный материал, в состав которого может, например, входить компакт-диск с записанными на него презентациями. Если вы будете строить свою презентацию по рассмотренной только что схеме и с учетом изложенных правил (минимум содержательной информации), то, по прошествии некоторого времени, при самостоятельном изучении материала слушатель может просто не вспомнить, о чем шла речь в презентации. Во избежание таких случаев целесообразно либо готовить презентацию в двух видах (что не рационально), либо сопровождать ее тезисами доклада (что рационально и полезно).
Важно также заметить, что при создании презентаций поддержки учебного процесса не стоит увлекаться и создавать сложные обучающие или тестовые системы – стандартные приложения построения презентаций для этого не предназначены. Лучший вариант использования презентаций в учебном процессе – это создание сопроводительных материалов для короткого, но яркого выступления – на семинаре, тренинге, открытом или рекламном уроке, и в прочих случаях, когда форма представления материала столь же важна, как и его содержание.
Гиперссылки
Под гиперссылками в рамках данной работы понимаются ссылки на объекты данных, не являющиеся компонентами демонстрируемой презентации. И активация которых приведет к запуску дополнительных приложений (в том числе – и презентационных). К таковым относятся.
1. Другие презентации.
2. Текстовые документы, электронные таблицы и любые другие документы, открываемые с помощью внешних относительно презентации приложений.
3. Интернет-сайты.
4. Программы, работа которых не является частью презентации.
Совершенно безопасно использовать гиперссылки можно только в том случае, если презентация будет демонстрироваться на том же компьютере, на котором и создавалась. И, пожалуй, еще и в тех же условиях. Во всех остальных случаях (записи на компакт или дискету, демонстрации с ноутбука) гиперссылки могут преподнести массу неприятных сюрпризов. Документы, на которые вы ссылались в презентации, могут быть не найдены, приложения, необходимые для их открытия – не установлены, интернет – недоступен.
Конечно, при аккуратной разработке презентации всех этих проблем можно избежать. Но даже в этом случае используйте гиперссылки только в случае крайней нужды. Загрузка во время демонстрации презентации дополнительного приложения не добавит радости ни вам, ни слушателям.
Единственный тип презентаций, для которых использование гиперссылок целиком и полностью оправдано – это презентации, предназначенные для самостоятельного изучения пользователем. При работе с такой презентацией пользователю неоткуда получить дополнительную информацию, кроме как из интернета или прилагающихся к презентации документов. Кроме этого, он, чаще всего, не ограничен во времени и может подождать, пока загрузится вордовский документ, набранный мелким шрифтом.
Задание для студентов
Разработать мультимедийную презентацию сопровождения учебного процесса по схеме «Семинар». Тематика презентации выбирается студентом самостоятельно.
Лабораторная работа
«Конструирование мультимедийной презентации сопровождения учебного процесса»
Цель работы: получить теоретические знания по конструированию мультимедийных презентаций сопровождения учебного процесса и практические навыки реализации таких мультимедийных презентаций.
Методические рекомендации
Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия конкретной аудиторией и побуждающее ее на позитивное взаимодействие с объектом и/или автором презентации.
Задачи презентации вытекают из ее вида и способов ее представления аудитории и, благодаря этому, формулируются достаточно просто.
Пример «вытекания» представлен в таблице.
Презентация поддержки выступающего, несущая основную информацию | |
Особенности | Задачи |
Исходный интерес аудитории к презентации неизвестен. | Привлечь внимание аудитории. |
Презентация полностью или частично может использоваться без постоянного сопровождения докладчиком. | Включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений. |
Внимание аудитории сосредоточено на информации, содержащейся в презентации. | Предоставлять информацию аудитории максимально комфортно. |
В подавляющем большинстве случаев используется презентационное оборудование. | Учесть специфику презентационного оборудования. |
Презентация представляется группе слушателей. | Учесть особенности восприятия информации группой слушателей. |
Время представления презентации чаще всего ограничено. | Представить информацию в удобном аудитории темпе, оставляя в конце демонстрации время ответов на вопросы или отдых. |
Возможно, что кроме вашей презентации, аудитории будет предложено еще несколько презентаций. | Выделить презентацию среди презентаций-конкурентов. |
Прокомментируем поставленные перед презентацией задачи.
1. Привлечь внимание аудитории. Представьте себе две совершенно разные аудитории. Первую – аудиторию коллег-единомышленников, которым вы собираетесь рассказать о том, какая работа проделана вами за последний год. И вторую – аудиторию чиновников, которых нужно раскрутить на финансирование вашего проекта и которых такие как вы уже, мягко говоря, не удивляют. В первом случае для привлечения внимания аудитории достаточно будет адекватного содержания. Во втором – придется прибегать к приемам, выбивающих чиновников из привычной колеи «ты тут проси – а я послушаю». Этого эффекта можно достигнуть необычным содержанием презентации, грамотно выстроенной информационной структурой, эффектным дизайном или необычной подачей материала – это вы уже решите в процессе разработки.
2. Включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений. Решая эту задачу, просто представьте, что докладчику срочно пришлось покинуть конференц-зал, а презентация просто запущена на автоматическую демонстрацию и в безмолвии воспринимается аудиторией.
3. Предоставлять информацию аудитории максимально комфортно. Если слушателю придется всматриваться в буквы, чтобы прочесть их, постоянно разгадывать ребусы, чтобы понять смысл слайда и на ходу переводить английские цитаты неизвестных людей – он очень быстро перестанет быть слушателем. Если внимание слушателя сосредоточено на презентации и он готов воспринимать информацию – пусть он делает это, не напрягаясь.
4. Учитывать специфику проекционного оборудования. Очень многие графические эффекты, заливки, сочетания цветов не воспроизведутся или искажаются презентационным оборудованием. Не стоит делать презентации, которая на экране вашего компьютера при представлении заказчику будет выглядеть шикарно, а при демонстрации подведет вашего клиента нечитаемыми надписями и невидимыми картинками.
5. Учесть особенности восприятия информации группой слушателей. Если вы в тексте презентации допустите маленькую техническую неточность и ее будет просматривать один человек – он ее проигнорирует или вообще не заметит. В аудитории он обязательно ошибку заметит и поделится своим наблюдением с соседом, после чего по залу пробежит злорадный гул – лучший вид радости. Разрабатывая презентацию, необходимо прогнозировать уровень аудитории и прикладывать значительные усилия к тому, чтобы содержание и демонстрация презентации этому уровню удовлетворяли.
6. Предоставлять информацию в удобном аудитории темпе, оставляя в конце демонстрации время для ответов на вопросы или отдых. Если у вас 10 минут – не нужно делать презентацию на 70 слайдов и молниеносно пролистывать ее перед изумленной аудиторией, надеясь на паранормальные способности слушателей. Оцените время, необходимое для нормального восприятия каждого слайда и, если общая продолжительность презентации выходит за рамки отведенного вам регламента – сокращайте презентацию. И постарайтесь «уложить» презентацию в 75-80% отведенного регламентом времени. Даже если у аудитории не возникнет никаких вопросов по содержанию презентации – люди будут благодарны вам или за сэкономленное время, или за простую паузу.
7. Выделить презентацию среди презентаций-конкурентов. При подготовке презентации необходимо будет спрогнозировать решения, к которым могут прибегнуть ваши конкуренты. Или просто знать их. И, естественно, отличаться. Знание того, чему будут посвящены презентации конкурентов и как они будут преподноситься позволят вам, во-первых, воровать хорошие идеи. Во-вторых, обыгрывать чужие ошибки с необходимой степенью корректности. В-третьих, использовать презентации конкурентов для подтверждения тезисов собственной.
Конструирование компьютерной презентации возможно только после четкого ответа на пять вопросов.
1. Как будет представляться презентация слушателям?
2. Какое при этом будет использоваться презентационное оборудование?
3. Будет ли презентация интерактивной?
4. Что будет представляться в презентации?
5. Перед какой аудиторией будет делаться презентация?
Презентация поддержки учебного процесса
1. Презентация часто является частью учебного комплекса презентационных материалов.
2. Презентация одновременно является источником информации и средством привлечения внимания слушателей.
3. Презентация должна быть технологична. Внесение изменений, тиражирование и создание на ее основе новых презентаций должны осуществляться максимально просто.
4. Презентация должна быть универсальна с точки зрения используемых средств презентации (должна одинаково эффективно использоваться с использование мультимедиа-проектора, с прозрачных пленок, будучи распечатанной и т.д.)
Содержание презентации
Создать и описать универсальную схему разработки содержания презентации, конечно, невозможно – в каждом конкретном случае каждый разработчик делает это по-своему. Однако некоторые общие моменты могут быть выявлены и в этом исключительно творческом процессе. Остановимся на них подробнее.
Содержание презентации появляется на пересечении четырех категорий:
1. Задачи, которые стоят перед презентацией.
2. Идея разработчика.
3. Информация, имеющаяся в распоряжении разработчика.
4. Ограничения, накладываемые на презентацию. Например, объем информации, который может быть эффективно воспринят пользователями, быстродействие компьютера, на котором будет демонстрироваться презентация, возможности демонстрационного оборудования и т.п. Ограничения могут быть не только «запрещающие» (слабый компьютер, видео будет тормозить), но и «требующие» – определяющие условия, которые необходимо выполнить при разработке содержания.