Тема 9. Деловая оценка персонала.
Интерактивное занятие № 7 (2 часа).
Кейс-методы изучения и анализа основных принципов, методов и законов управления.
Разработка и анализ ситуаций на темы (за основу берутся данные конкретной организации):
1. Основная идея профессионального соответствия.
2. Основные качественные характеристики какой-либо должности и конкретного сотрудника, ее занимающего.
3. Цели деловой оценки данного сотрудника.
4. Порядок (организационная процедура) проведения оценки сотрудника.
5. Выбор оценщиков (их должности или место в структуре по отношению к оцениваемому сотруднику).
6. Состав показателей деловой оценки, характеризующих сотрудника за оцениваемый период.
7. Способы оценки показателей.
8. Процесс оценки конкретной должности персонала.
9. Процесс оценки конкретной категории персонала.
10. Процесс оценки конкретного подразделения организации.
11. Взаимосвязь деловой оценки с другими направлениями деятельности службы управления персоналом: обучением, управлением карьерой, адаптацией и т.д.
12. Процесс подведения итогов деловой оценки персонала.
13. Функции управления, связанные с результатами деловой оценки персонала.
Тема 10. Организация системы обучения.
Интерактивное занятие № 8 (2 часа).
Интерактивный метод: обсуждение в группах.
На первом этапе группового обсуждения перед студентами ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого студенты должны подготовить аргументированный развернутый ответ.
Преподаватель устанавливает определенные правила проведения группового обсуждения:
· задает определенные рамки обсуждения (например, допустимо не менее 10 ошибок);
· вводит алгоритм выработки общего мнения;
· назначает лидера, руководящего ходом группового обсуждения и др.
На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.
Вопросы для обсуждения в группах:
1. Причины возрастания роли профессионального потенциала в развитии организации.
2. Основные исходные данные при планировании процесса профессионального обучения сотрудников.
3. Основные формы материальных и нематериальных поощрений для повышения уровня профессиональной подготовки.
4. Основные принципы обучения взрослых.
5. Способы оценки качества повышения квалификации сотрудников.
6. Способы определения потребности в обучении конкретной группы сотрудников (на примерах).
7. Способы оценки результативности обучения.
8. Организационные формы подготовки и реализации обучения.
9. Цели обучения для конкретных групп сотрудников (на примерах).
10. Показатели оценки качественных характеристик обучаемых сотрудников как основы формирования программ обучения.
Интерактивное занятие № 9 (2 часа).
Учебный тренинг по стресс-менеджменту.
Тема 11. Управление деловой карьерой (2 часа).
Интерактивное занятие № 10 (2 часа).
Деловая игра по теме: «Новый руководитель».
Тема 12. Управление конфликтами (2 часа).
Интерактивные занятия № 13, 14 (4 часа).
Деловая игра по теме: «Кто прав? Руководитель или подчиненный?»
Тема 13. Организация труда персонала (2 часа).
Интерактивное занятие № 11, 12 (4 часа).
Кейс-методы изучения и анализа основных принципов, методов и законов управления.
Разработка и анализ ситуаций на темы (за основу берутся данные конкретно организации):
1. Обоснование необходимости анализа организации труда (на конкретном примере).
2. Обоснование выбора персонала, состояние организации труда которого целесообразно исследовать (на конкретном примере).
3. Обоснование экономических, социальных, психофизиологических критериев оценки эффективности организации труда (на конкретном примере).
4. Анализ и оценка эффективности существующей организации труда выбранной категории персонала:
· система производственных взаимосвязей;
· используемые приемы и методы труда;
· стандарты выполнения работ;
· условия труда;
· состояние нормирования труда;
· использование рабочего времени;
· обеспечение необходимыми ресурсами;
· соответствие номенклатуры и количества оборудования характеру выполняемой работы и т.д.
Образовательные технологии
Образовательные технологии рассматриваются как пути и способы выработки компетенций посредством системной организации учебного процесса. Цель образовательной технологии – овладение компетенциями ОК-2; ОК-10; ОК-13и ПК-6; ПК-8; ПК-13; ПК-33; ПК-35.
Основными видами образовательных технологий являются: дистанционное обучение, компьютерные технологии (виртуальные и сетевые интернет-технологии), технологии интерактивного обучения, информационно-коммуникационные технологии (компьютеры, телекоммуникационные сети, средства мультимедиа). Эффективность образовательных технологий зависит от активных методов обучения. Активные методы должны вносить элементы существенного приближения учебного процесса к практической профессиональной деятельности, тем самым способствуя формированию и оцениванию общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося.
Основными видами образовательных технологий являются: дистанционное обучение, компьютерные технологии (виртуальные и сетевые интернет-технологии), технологии интерактивного обучения, информационно-коммуникационные технологии (компьютеры, телекоммуникационные сети, средства мультимедиа). Эффективность образовательных технологий зависит от активных методов обучения.
Активные методы должны вносить элементы существенного приближения учебного процесса к практической профессиональной деятельности, тем самым способствуя формированию и оцениванию общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося.
Графа «СВР» (самостоятельная внеаудиторная работа студентов) предполагает, что на занятии обязательно наличие конспекта лекционного материала, заранее проработанного в целях подготовки к практическому и интерактивному занятию.
Т – тема лекционного занятия
ИЗ – интерактивное занятие
ИЗ1, 2… - интерактивные занятия № 1, 2 и т.д.
Преподавание дисциплины «Основы управления персоналом» ведется с применением следующих видов образовательных технологий (Таблица 2):
Таблица 1
Методы обучения
Пассивные методы (П) | Схема 1 (пассивный метод) Преподаватель → Студент | Преподаватель – основное действующее лицо, управляющее ходом занятия; студенты - пассивные слушатели, подчиненные его директивам |
Активные методы (А) | Схема 2 (активный метод) Преподаватель ↔ Студент | Преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе занятия; студенты – активные участники процесса |
Интерактивные методы (И) | Схема 3 (интерактивный метод) ↔ Студент Преподаватель ↓↑ ↔ Студент | Более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом; доминирование активности студентов в процессе занятия |
Таблица 2
Использование образовательных технологий в учебном процессе освоения дисциплины «Основы управления персоналом»
Образовательные технологии | Вид технологии | Метод обучения активный/ пассивный/ интерактивный | Формы организации деятельности студентов | Виды УР | |||
Т | ИЗ | СВР | |||||
ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | |||||||
Лекция | П | + | |||||
Практическое занятие | П/А | + | + | ||||
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | |||||||
Информационные технологии: | использование электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям и практическим занятиям. | А | + | ||||
Интерактивные технологии | Тематическая дискуссия | А, И | ФФ, ИФ, К, С | Т3 | ИЗ3 | + | |
Методика «мозговой штурм» | А, И | ГФ, РК, ИФ, С, К | Т2 | ИЗ2 | + | ||
Кейс-метод | А, И | ГФ, РК, ИФ, С, К | Т9 Т13 | ИЗ7 ИЗ13 ИЗ14 | + | ||
Методика «дерево решений» | А, И | ГФ, РК, ИФ, С, К | Т2 | ИЗ1 | + | ||
Презентация проектов | А, И | ИФ, К, С, ОДР | Т7 | ИЗ5 ИЗ6 | |||
Обсуждение в группах | П/А, И | ГФ, РК, С, К | Т10 | ИЗ8 | |||
Деловая игра | А, И | ГФ, РК, ИФ, С, К | Т11 Т12 | ИЗ10 ИЗ11 ИЗ12 | |||
Учебный тренинг | А, И | ФФ, ИФ, С, К | Т10 | ИЗ9 | |||
Творческое задание | А, И | ИФ, К, С | Т4 | ИЗ4 | |||
На овладение компетенцией ОК-2 направлены следующие интерактивные занятия: ИЗ 3, ИЗ 8.
На овладение компетенцией ОК-10 направлены следующие интерактивные занятия: ИЗ 1, ИЗ 2, ИЗ 9.
На овладение компетенцией ОК-13 направлены следующие интерактивные занятия: ИЗ 4, ИЗ 5, ИЗ 6, ИЗ 8, ИЗ 10.
На овладение компетенцией ПК-6 направлены следующие интерактивные занятия: ИЗ 3, ИЗ 7, ИЗ 13, ИЗ 14.
На овладение компетенцией ПК-8 направлены следующие интерактивные занятия: ИЗ 1, ИЗ 5, ИЗ 6.
На овладение компетенцией ПК-13 направлены следующие интерактивные занятия: ИЗ 8, ИЗ 10.
На овладение компетенцией ПК-33 направлены следующие интерактивные занятия: ИЗ 11, ИЗ 12.
На овладение компетенцией ПК-35 направлены следующие интерактивные занятия: ИЗ 1, ИЗ 10.
Формы организации работы студентов[1]:
Индивидуальная форма (ИФ) – углубленная индивидуализация обучения, когда каждому студенту дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого студента. Данная форма используется при выполнении заданий для самостоятельной работы, углублении знаний и ликвидации в них пробелов.
Групповая форма (ГФ) – предусматривает разделение группы студентов на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий, выполнение практических работ, решение заданий.
Работа в команде (РК)–совместная работа студентов в группе при выполнении практических работ и интерактивных заданий. Данная форма относится к групповой форме.
Фронтальная форма (ФФ) – предполагает совместную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, студенты работают над одной проблемой. Преподаватель спрашивает всех, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Студентам обеспечивается одновременное продвижение в учении.
Домашняя работа (ДР) – логическое продолжение аудиторных занятий по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений и навыков; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Различают домашние работы текущего (ТДР) и опережающего характера (ОДР).
Консультация (К) – предполагает вторичный разбор учебного материала, слабо усвоенного, либо совсем не усвоенного студентами. Дидактические цели консультаций: ликвидация пробелов в знаниях студентов, оказание помощи в самостоятельной работе, расширение и углубление знаний. Задача преподавателя – показать причинно-следственные связи, раскрыть закономерности в содержании программного материала. Консультации бывают: индивидуальные (ИК) и групповые (ГК).
Собеседование (С) – обсуждение проблемных вопросов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Комплексное изучение студентами основного содержания дисциплины предполагает овладение материалами лекций, учебников и учебных пособий, творческую работу в ходе проведения практических и интерактивных занятий, а также целенаправленную, систематическую деятельность по самостоятельному закреплению, углублению и расширению знаний данной дисциплины.
В процессе лекции студент должен усвоить и законспектировать название темы, учебных вопросов и основные блоки теоретического материала, то есть, сделанные преподавателем теоретические посылки (гипотезы), их аргументацию и выводы. В случае, если какое-либо положение не совсем понятно студенту или представляется недостаточно убедительным, целесообразно задавать преподавателю уточняющие вопросы. Наличие у студента конспекта лекции обязательно. Материалы лекции являются основой для подготовки к практическим и интерактивным занятиям.
Основной целью практических, интерактивных занятий является комплексный контроль усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на практических занятиях в форме подготовленных студентами выступлений (7 – 10 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы.
Самостоятельная работа преследует цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные студентами в ходе аудиторных занятий, а также сформировать навыки работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развивать творческое, продуктивное мышление обучаемых, их креативные качества, формирование общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-2; ОК-10; ОК-13и ПК-6; ПК-8; ПК-13; ПК-33; ПК-35.
Изучение основной и дополнительной литературы является наиболее распространённой формой самостоятельной работы студентов и в процессе изучения дисциплины «Основы управления персоналом» применяется при рассмотрении всех тем. Результаты анализа основной и дополнительной литературы в виде короткого конспекта основных положений той или иной работы фиксируются в рабочей тетради, наличие которой у студента обязательно.
Одной из форм самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «Основы управления персоналом» является подготовка устных выступлений. Целями устных выступлений являются:
- формирование умения грамотно осуществлять выбор литературы и первоисточников по теме сообщения и доклада;
- анализ наиболее важных результатов концептуальных научных исследований по выбранной теме;
- структурированная и логичная подача / презентация материала;
- осуществление взаимодействия с преподавателем и студентами при последующем обсуждении сообщения или доклада.
Подготовка устного выступления включает в себя следующие этапы:
1. Определение темы и примерного плана выступления;
2. Работа с рекомендуемой литературой по теме выступления;
3. Выделение наиболее важных и проблемных аспектов исследуемого вопроса;
4. Предложение возможных путей интерпретации проблем, затронутых в сообщении или докладе;
5. Выработка целостного текста устного выступления.
Кроме того, при выступлении возможно использование наглядных материалов, например, таблиц, иллюстраций, схем. Оптимальным методом завершения устного сообщения или доклада была бы дискуссия с аудиторией по теме выступления.
При устном выступлении студенту следует придерживаться регламента, т.е. соблюдать указанное преподавателем время выступления. Как правило, продолжительность выступления с докладом на занятии не превышает 10 – 15 минут. Далее, целесообразно перед началом презентации материала уточнить форму и порядок ответов на вопросы аудитории, т.е. предусмотреть такую возможность по ходу выступления либо по его окончании.
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" – попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.).
Эссе представляет собой сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией и собственной трактовкой какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новый, субъективно окрашенный текст о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Тема эссе
Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель — побуждать к размышлению. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Например: «Тождественна ли власть политике?», «Целесообразно ли выделение власти в отдельную структуру управления?» (формулировка данных тем предполагает аргументацию собственной точки зрения). Например, тема «Сравните взгляды на механизмы формирования оценки политики трех управленческих школ (по собственному выбору)» предполагает не только определение общих для всех трех концепций положения, но и разработку категорий для сравнения.
Например, темы эссе могут формулироваться следующим образом: «Количественная теория денег Фишера и Фридмена: общее и различия». От формулировки предложенной темы зависит, – реферат или эссе напишет студент. Студент обязан сам сформулировать рабочий вариант темы, опираясь на примерный перечень тем.
Построение эссе
Построение эссе – это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе
1. Титульный лист:
2. Введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для политики того периода?».
3. Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли. Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков – не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.