Интерактивное занятие по теме «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ЗНАЧЕНИЕ»
Интерактивное занятие по теме «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ЗНАЧЕНИЕ»
Форма занятия – дискуссия, разбор конкретных ситуаций.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны усвоить сущность и значение местного самоуправления как основы конституционного строя, права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения и формы народовластия; уметь разграничивать местное самоуправление и местное управление; раскрывать содержание принципов местного самоуправления, понимать механизм их государственных гарантий; юридически правильно квалифицировать факты нарушения права населения на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения; владеть навыками проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов на соответствие их положениям Европейской Хартии и Конституции, закрепляющим гарантии местного самоуправления.
Форма /технология проведения занятия - разбор конкретных ситуаций. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Задание 1.Разложите на составляющие определение местного самоуправления, изложенное в ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Прокомментируйте содержание таковых.
Задание 2. Раскройте смысл категорий «вопросы местного значения», «муниципальное образование», «муниципальные выборы», «местный референдум», «органы местного самоуправления».
Задание 3.Во время обсуждения проекта устава города группа депутатов предложила включить в качестве элементов системы местного самоуправления следующее: собрания, сходы граждан, трудовые коллективы, администрацию города, городской совет, общественные организации, местный референдум. Прокомментируйте предложение депутатской группы.
Задание 4.В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вопросы местного значения – «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно». В Главе 3 названного закона содержится перечень вопросов местного значения различных видов муниципальных образований. Вправе ли муниципальное образование самостоятельно решать, какие вопросы из установленных законодательством оно принимает к своему ведению? Обязано ли оно включать в свой устав все вопросы местного значения, установленные законодательством Российской Федерации? Вправе ли субъект Российской Федерации дополнять перечень вопросов местного значения?
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы, заслушиваются точки зрения студентов по поставленным вопросам. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: письменный ответ.
Интерактивное занятие по теме «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО: ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА»
Форма занятия – дискуссия, разбор конкретных ситуаций.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уметь определять место и роль муниципального права как комплексной отрасли права в правовой системе РФ; устанавливать сферу регулирования муниципального права; юридически правильно квалифицировать факты и основания возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений; раскрывать понятие и особенности муниципальных правовых актов как источников муниципального права; анализировать и сравнивать источники муниципального права; иметь представление о муниципальном праве как науке и учебной дисциплине; владеть навыками проведения юридической экспертизы уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов на соответствие Конституции и Закону о местном самоуправлении 2003 г.
Форма /технология проведения занятия - разбор конкретных ситуаций. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Задание 1. Теоретически обоснуйте необходимость выделения отрасли муниципального права.
Задание 2. Разграничьте муниципальное право как отрасль и науку муниципального права, заполнив следующую таблицу:
Критерии разграничения | Муниципальное право – отрасль | Муниципальное право - наука |
Предмет | ||
Методы | ||
Источники |
Задание 3.Составьте схему «Система муниципального права».
Задание 4. Из текста Конституции РФ выпишите принципы муниципального права (не менее четырех).
Задание 5. Из текста Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выпишите принципы муниципального права, дополняющие и развивающие конституционные принципы.
Задание 6. Приведите примеры следующих видов нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления:
- федеральные законы;
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- постановления Конституционного суда РФ;
- уставы субъектов РФ;
- законы и другие правовые акты, принимаемые органами государственной власти Ростовской области;
- уставы муниципальных образований, находящихся на территории Ростовской области;
- правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления;
- правовые акты, принимаемые должностными лицами местного самоуправления.
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы, заслушиваются точки зрения студентов по поставленным вопросам. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: письменный ответ.
Задание 1.
Составьте схему «Структура финансово-экономической основы местного самоуправления».
Задание 2.
На основании законодательства субъекта РФ, в котором вы проживаете, определите отчисления средств в бюджеты поселений, городских округов и муниципальных районов от региональных налогов и сборов.
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
Задание 7.
Напишите эссе на тему: «Принцип финансово-экономической обеспеченности местного самоуправления и его реализация».
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы, заслушиваются точки зрения студентов по поставленным вопросам. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: письменный ответ.
Задание 1.
Составьте схему «Государственные гарантии местного самоуправления».
Задание 2.
Глава администрации муниципального района направил письменное обращение в районную прокуратуру с просьбой провести проверку деятельности фирмы «М.» и привлечь к уголовной ответственности ее руководителя за систематическое нарушение нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления района.
Должна ли быть выполнена просьба главы районной администрации? Какие меры ответственности предусмотрены законодательством за данные нарушения?
Задание 3.
При выполнении работ по ремонту дорог и тротуаров в городском поселении муниципальным ремонтно-строительным предприятием были повреждены фасады и ограждения некоторых домов. Жители этих домов обратились в районный суд с иском к городской администрации о возмещении причиненного ущерба.
Должен ли суд принять данный иск к рассмотрению?
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы, заслушиваются точки зрения студентов по поставленным вопросам. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: письменный ответ.
Задание 1.
На основании анализа норм Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 24.07.2007) « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ГПК РФ определите, к подсудности какого суда относится рассмотрение дел о назначении выборов в органы местного самоуправления.
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4.
Заполните таблицу:
Признаки для сравнения | Референдум | Опрос |
Нормативные основы | ||
Порядок назначения | ||
Правовые последствия принятых решений |
Задание 5.
На местный референдум был вынесен вопрос о внесении изменений в Устав муниципального образования.Дайте юридическую оценку ситуации.
Задание 6.
С помощью ресурсов системы «КонсультантПлюс» определите правовые основы территориального общественного самоуправления в Ростовской области. Является ли территориальное общественное самоуправления формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы, заслушиваются точки зрения студентов по поставленным вопросам. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: письменный ответ.
Задание 1.
Выпишите из текста Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года и заучите наизусть определения «органы местного самоуправления», «депутат», «должностное лицо местного самоуправления», «выборное должностное лицо местного самоуправления», «член выборного органа местного самоуправления».
Задание 2.
Назовите достоинства и недостатки разных организационно-правовых форм местного самоуправления, заполнив таблицу. По каким критериям можно проводить сравнение?
Признаки для сравнения | Сильный исполнительный орган | Сильный представительный орган | Комиссионная форма |
Достоинства | |||
Недостатки |
Задание 3.
Дайте правовую оценку ситуации.
На муниципальных выборах были избраны 18 депутатов городской Думы (установленная численность депутатов городской Думы - 22 человека). На первом заседании Думы пять депутатов подали заявления о сложении полномочий.
Задание 4.
Задание 5.
Какие допущены нарушения при подготовке сессии?
В городской Совет должно быть избрано 25 депутатов. Через четыре дня после избрания в Совет 20 депутатов была созвана городской избирательной комиссией первая сессия. О времени и месте ее проведения было сообщено депутатам за 4 дня до сессии. На сессию совета прибыло 12 депутатов.
Задание 6.
Задание 7.
Мэр города №-ска, избранный непосредственно населением на выборах, допускал неоднократные нарушения финансовой дисциплины. За допущенные нарушения и несоблюдение норм действующего законодательства Губернатор области своим распоряжением освободил мэра города №-ска от занимаемой должности.
Задание 8.
Задание 9.
Задание 2.
Сформулируйте собственное понятие муниципально-правовой ответственности.
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы, заслушиваются точки зрения студентов по поставленным вопросам. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: письменный ответ.
Задание 1.
Проведите сравнительно-правовой анализ вопросов местного значения поседений, городских округов и муниципальных районов. Результаты внесите в таблицу.
Городские (сельские) поселения | Городские округа | Муниципальные районы | |
Полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности и социально-экономического развития территории | |||
Полномочия в социально-культурной сфере | |||
Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка | |||
Иные полномочия |
Задание 2.
Постановлением главы администрации городского округа были утверждены маршруты и графики движения автобусов, трамваев, троллейбусов и маршрутных такси, а также установлены расценки по оплате за проезд. ИП Петров М.С., осуществляющий перевозки пассажиров маршрутными такси на основе договора с местной администрацией, посчитал данное постановление главы администрации незаконным, поскольку, по его мнению, оно должно распространяться только на муниципальные транспортные предприятия. Он должен иметь право самостоятельно устанавливать как маршруты движения, так и величину оплаты за проезд. За разъяснением он обратился в прокуратуру.
От имени прокуратуры подготовьте ответ ИП Петрову М.С.
Задание 3.
Городская дума утвердила правила бытового обслуживания населения района, которыми определила режим работы предприятий, занятых оказанием бытовых услуг, а также расценки на эти услуги. Согласно решению Думы, данные правила обязательны для всех предприятий бытового обслуживания населения, расположенных на территории города. Дайте правовую оценку ситуации.
Задание 4.
Городская Дума приняла положение о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций. Кроме того, депутаты приняли решение объявить выговор директору МДОУ «Детский сад № 15» за неудовлетворительное качество услуг, оказываемых этим учреждением.
Оцените принятые городской Думой решения с точки зрения соответствия их законодательству.
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы, заслушиваются точки зрения студентов по поставленным вопросам. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: письменный ответ.
Задание 1.
На основе анализа положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» определите вправе ли:
- субъект РФ своим законом наделить органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на его территории, отдельными федеральными государственными полномочиями?
- Российская Федерация наделить федеральным законом органы местного самоуправления муниципальных образований конкретного субъекта РФ отдельными государственными полномочиями данного субъектов РФ?
Задание 2.
Выделите особенности федеральных законов, наделяющих органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Задание 3.
Проанализируйте определение ВС РФ от 11.07.2007 по делу № 74-Г07-13 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19.04.2007» в части толкования ВС РФ ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Задание 4.
Законами субъекта РФ органы местного самоуправления муниципальных образований наделены следующими отдельными государственными полномочиями:
- на государственную регистрацию актов гражданского состояния: о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, о перемене имени, о смерти;
- по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции,
- по содержанию архивных учреждений,
- по исполнению бюджета субъекта РФ по расходам при финансировании получателей средств этого бюджета в части проверки наличия и оформления документов на этапе санкционирования при исполнении расходов бюджета субъекта РФ,
- по определению должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях,
- по организационному и материально-техническому обеспечению проведения выборов в органы государственной власти субъекта РФ, референдумов субъекта РФ,
- по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В законах субъекта РФ была предусмотрена передача органам местного самоуправления необходимых для осуществления переданных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств.
Дайте правовую оценку ситуации.
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы, заслушиваются точки зрения студентов по поставленным вопросам. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: письменный ответ.
Вопросы для семинаров, коллоквиумов
по дисциплине «Муниципальное право»
Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством:
ОК-4; ОК-7, ПК 7-8
№ п/п | Контролируемые блоки (темы) дисциплины | Контролируемые компетенции (или их части)** | Вопросы для семинаров, коллоквиумов |
вид | кол-во | ||
Местное самоуправление: понятие, принципы, значение | ОК-4; ОК-7. | 1. Понятие и природа местного самоуправления. 2. Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя. 3. Местное самоуправление и государственное управление. Критерии местного самоуправления. 4. Принципы, лежащие в основе местного самоуправления. 5. Функции местного самоуправления. | |
Территориальная организация местного самоуправления | ОК-4; ОК-7; ПК-7-8. | 1. Понятие и принципы территориальных основ местного самоуправления. 2. Состав территории муниципального образования. 3. Установление и изменение границ муниципальных образований. 4. Преобразование муниципальных образований. 5. Упразднение муниципальных образований. | |
Экономическая основа местного самоуправления | ОК-4; ОК-7; ПК-7-8; | 1. Понятие финансово-экономической основы местного самоуправления. Понятие и составные элементы местных финансов. 2. Местный бюджет, местные налоги и сборы. 3. Муниципальная собственность. Субъекты и объекты муниципальной собственности. 4. Особенности участия муниципальных образований в гражданском обороте. | |
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления | ОК-4; ОК-7; ПК-7-8 | 1. Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан. 2. Местный референдум: порядок назначения и проведения. Результаты местного референдума. 3. Муниципальные выборы. Стадии организации и проведения муниципальных выборов. 4. Сходы граждан: условия их правомочия и компетенция. 5. Собрания граждан. Конференции делегатов. 6. Народная правотворческая инициатива. Публичные слушания. 7. Виды обращений граждан в органы местного самоуправления. Порядок и сроки их рассмотрения. 8. Опросы граждан. 9. Система территориального общественного самоуправления. | |
Органы местного самоуправления | ОК-4; ОК-7; ПК-7-8 | 1. Система органов местного самоуправления. 2. Порядок формирования и компетенция представительных органов местного самоуправления. Организация их работы. 3. Статус депутата представительного органа местного самоуправления. 4. Порядок выборов и правовой статус главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления. 5. Структура и компетенция исполнительных органов местного самоуправления. 6. Контрольно-счетный орган местного самоуправления. | |
Организационно-правовые основы муниципальной службы | ОК-4; ОК-7; ПК-7-8 | 1. Понятие муниципальной службы и муниципальной должности. 2. Классификации муниципальных должностей. 3. Муниципальные служащие: статус, порядок прохождения службы, защита прав. 4. Правовое регулирование правового статуса муниципальных служащих в Ростовской области. | |
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления | ОК-4; ОК-7; ПК-7-8 | 1. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и представительным органом местного самоуправления 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами | |
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями | ОК-4; ОК-7; ПК-7-8 | 1. Понятие наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 2. Принципы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями 3. Организационные основы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями |
Интерактивное занятие по теме «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ЗНАЧЕНИЕ»
Форма занятия – дискуссия, разбор конкретных ситуаций.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны усвоить сущность и значение местного самоуправления как основы конституционного строя, права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения и формы народовластия; уметь разграничивать местное самоуправление и местное управление; раскрывать содержание принципов местного самоуправления, понимать механизм их государственных гарантий; юридически правильно квалифицировать факты нарушения права населения на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения; владеть навыками проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов на соответствие их положениям Европейской Хартии и Конституции, закрепляющим гарантии местного самоуправления.
Форма /технология проведения занятия - разбор конкретных ситуаций. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Задание 1.Разложите на составляющие определение местного самоуправления, изложенное в ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Прокомментируйте содержание таковых.
Задание 2. Раскройте смысл категорий «вопросы местного значения», «муниципальное образование», «муниципальные выборы», «местный референдум», «органы местного самоуправления».
Задание 3.Во время обсуждения проекта устава города группа депутатов предложила включить в качестве элементов системы местного самоуправления следующее: собрания, сходы граждан, трудовые коллективы, администрацию города, городской совет, общественные организации, местный референдум. Прокомментируйте предложение депутатской группы.
Задание 4.В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вопросы местного значения – «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно». В Главе 3 названного закона содержится перечень вопросов местного значения различных видов муниципальных образований. Вправе ли муниципальное образование самостоятельно решать, какие вопросы из установленных законодательством оно принимает к своему ведению? Обязано ли оно включать в свой устав все вопросы местного значения, установленные законодательством Российской Федерации? Вправе ли субъект Российской Федерации дополнять перечень вопросов местного значения?
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы, заслушиваются точки зрения студентов по поставленным вопросам. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: письменный ответ.
Интерактивное занятие по теме «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО: ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА»
Форма занятия – дискуссия, разбор конкретных ситуаций.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уметь определять место и роль муниципального права как комплексной отрасли права в правовой системе РФ; устанавливать сферу регулирования муниципального права; юридически правильно квалифицировать факты и основания возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений; раскрывать понятие и особенности муниципальных правовых актов как источников муниципального права; анализировать и сравнивать источники муниципального права; иметь представление о муниципальном праве как науке и учебной дисциплине; владеть навыками проведения юридической экспертизы уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов на соответствие Конституции и Закону о местном самоуправлении 2003 г.
Форма /технология проведения занятия - разбор конкретных ситуаций. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Задание 1. Теоретически обоснуйте необходимость выделения отрасли муниципального права.
Задание 2. Разграничьте муниципальное право как отрасль и науку муниципального права, заполнив следующую таблицу:
Критерии разграничения | Муниципальное право – отрасль | Муниципальное право - наука |
Предмет | ||
Методы | ||
Источники |
Задание 3.Составьте схему «Система муниципального права».
Задание 4. Из текста Конституции РФ выпишите принципы муниципального права (не менее четырех).
Задание 5. Из текста Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выпишите принципы муниципального права, дополняющие и развивающие конституционные принципы.
Задание 6. Приведите примеры следующих видов нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления:
- федеральные законы;
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- постановления Конституционного суда РФ;
- уставы субъектов РФ;
- законы и другие правовые акты, принимаемые органами государственной власти Ростовской области;
- уставы муниципальных образований, находящихся на территории Ростовской области;
- правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления;
- правовые акты, принимаемые должностными лицами местного самоуправления.
Студенты высказываются по очереди, точно и кратко.
Студенты работают в группе. В обсуждении участвуют все студенты группы, заслушиваются точки зрения студентов по поставленным вопросам. После того как все ответы заслушаны, преподаватель проводит обсуждение каждого ответа. Студенты обмениваются мнениями.
Форма представления студентами конечного результата: письменный ответ.