Организация контроля на предприятии.
- Понятие и необходимость контроля в управлении.
Насколько бы хорошо не были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как задуманы.
Существует ряд причин, нарушающих наши планы. Эти нарушения, прежде всего можно обнаружить с помощью системы контроля.
Например, надо регулярно: раз в день, неделю или месяц возвращаться к плану и выявлять отклонения от запланированного.
Контроль- это процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности. Контроль называют обратной связью.
Необходимость контроля:
- Контроль предупреждает развитие кризисных ситуаций: позволяет выявить проблемы в стадии зарождения и скорректировать до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
- Контроль уменьшает степень неопределённости внешней среды организации: изменение законодательства, поведение потребителей, конкурентов и другие, которые могут превратить вполне реальные планы в нечто недостижимое.
- Контроль поддерживает сильные стороны организации, сопоставляя достигнутые результаты с запланированными, определяя причины успехов и неудач руководители получают возможность адаптировать организацию к изменению внешней среды.
2.Виды контроля по времени осуществления.
- Предварительный- осуществляется до начала работы.
- Текущий– осуществляется на стадии хозяйственного процесса
- Заключительный- осуществляется после того, как работа выполнена, фактические результаты сравниваются с предусмотренными.
Виды контроля по субъектам:
- Внутренний- осуществляется на основе приказа по предприятию, силами и средствами самого предприятия.
- Внешний- осуществляется внешними органами и организациями на основе финансирования из независимых от предприятия источников.
3. Этапы контроля.
- Выработка стандартов и критериев.
Стандарты: цели, которые являются конкретными, поддаются измерению и имеют временные границы. Цели разрабатываются в форме показателей результативности (например: получить прибыль 500 тыс. рублей.) Есть цели, которые не поддаются результативности – например: степень удовлетворённости работой– показатель- количество увольнений.
- Сопоставление реально достигнутых результатов с установленными стандартами.
- Оценка результатов и принятие необходимых корректирующих действий.
Результаты могут быть:
= положительные: факт > план
= отрицательные: факт<план
= нейтральные: факт = план
Если результат:
1. Положительный- надо закрепить результат и корректирование на усиление мер, которые привели к положительному результату.
2. Отрицательный- устранить отклонение; ничего не предпринимать; пересмотреть стандарт.
Если результат нейтральный- не требует корректирования действий.
Лекция №8
Принятие решений в организации.
- Понятие и классификация решений.
Технология управления – это определённая система действий в области управления при решении любых задач.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Стадии управленческого решения:
1. Устранение проблемы: сбор информации, анализ информации, выяснение её актуальности, определение условий при которых проблема будет решена.
2. Составления плана решения: разработка альтернативного решения, сопоставление их с имеющимися ресурсами, оценка альтернативных вариантов, экономической эффективности, разработка детального плана решения.
3. Выполнение решения – доведение решения до конкретных исполнителей, разработка мер поощрений и наказаний, контроль за выполнением решений.
Управленческое решение – это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающий набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятия.
Классификация решения.
Классификация решений, принимаемых организацией.
Критерии | Виды решений |
Степень структурированности | Слабоструктурированные (незапрограммированные) Высокоструктурированные (запрограммированные) |
Содержание | Экономические, организационные, социальные, технические, научно-исследовательские, маркетинговые и т.д |
Количество целей | Одноцелевые, многоцелевые |
Направленность действий | Стратегические, тактические, оперативные |
Длительность действия | Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. |
Лицо, принимающее решение. | Индивидуальные, групповые. |
Уровень принятия решений. | Организация в целом, структурные подразделения, функциональные службы, отдельные работники. |
Глубина воздействия. | Одноуровневые, многоуровневые. |
Направления решений. | Решения, направленные внутрь организации как системы, решения, направленные вне организации (на элементы внешней среды). |
Степень важности. | Особо важные, текущие (стандартные) и проч. |
Степень секретности. | Сверхсекретные (конфиденциальные), секретные, решения, предназначенные широкому кругу лиц. |
Требования, предъявляемые к управленческому решению.
1. Эффективность;
2. Экономичность;
3. Обоснованность;
4. Реальность;
5. Оперативность;
6. Конкретность в исполнении и во времени;
7. Ясность и краткость.
Методы принятия решения:
1. Неформальные (эвристические методы) – основываются на аналитических способностях принимающих решения, в большей степени базируются на интуиции.
2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений.
3. Количественные методы принятия решения – используются ЭВМ.