Организация контроля на предприятии.

  1. Понятие и необходимость контроля в управлении.

Насколько бы хорошо не были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как задуманы.

Существует ряд причин, нарушающих наши планы. Эти нарушения, прежде всего можно обнаружить с помощью системы контроля.

Например, надо регулярно: раз в день, неделю или месяц возвращаться к плану и выявлять отклонения от запланированного.

Контроль- это процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности. Контроль называют обратной связью.

Необходимость контроля:

  1. Контроль предупреждает развитие кризисных ситуаций: позволяет выявить проблемы в стадии зарождения и скорректировать до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
  2. Контроль уменьшает степень неопределённости внешней среды организации: изменение законодательства, поведение потребителей, конкурентов и другие, которые могут превратить вполне реальные планы в нечто недостижимое.
  3. Контроль поддерживает сильные стороны организации, сопоставляя достигнутые результаты с запланированными, определяя причины успехов и неудач руководители получают возможность адаптировать организацию к изменению внешней среды.

2.Виды контроля по времени осуществления.

  1. Предварительный- осуществляется до начала работы.
  2. Текущий– осуществляется на стадии хозяйственного процесса
  3. Заключительный- осуществляется после того, как работа выполнена, фактические результаты сравниваются с предусмотренными.

Виды контроля по субъектам:

  1. Внутренний- осуществляется на основе приказа по предприятию, силами и средствами самого предприятия.
  2. Внешний- осуществляется внешними органами и организациями на основе финансирования из независимых от предприятия источников.

3. Этапы контроля.

  1. Выработка стандартов и критериев.

Стандарты: цели, которые являются конкретными, поддаются измерению и имеют временные границы. Цели разрабатываются в форме показателей результативности (например: получить прибыль 500 тыс. рублей.) Есть цели, которые не поддаются результативности – например: степень удовлетворённости работой– показатель- количество увольнений.

  1. Сопоставление реально достигнутых результатов с установленными стандартами.
  2. Оценка результатов и принятие необходимых корректирующих действий.

Результаты могут быть:

= положительные: факт > план

= отрицательные: факт<план

= нейтральные: факт = план

Если результат:

1. Положительный- надо закрепить результат и корректирование на усиление мер, которые привели к положительному результату.

2. Отрицательный- устранить отклонение; ничего не предпринимать; пересмотреть стандарт.

Если результат нейтральный- не требует корректирования действий.

Лекция №8

Принятие решений в организации.

  1. Понятие и классификация решений.

Технология управления – это определённая система действий в области управления при решении любых задач.

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

Стадии управленческого решения:

1. Устранение проблемы: сбор информации, анализ информации, выяснение её актуальности, определение условий при которых проблема будет решена.

2. Составления плана решения: разработка альтернативного решения, сопоставление их с имеющимися ресурсами, оценка альтернативных вариантов, экономической эффективности, разработка детального плана решения.

3. Выполнение решения – доведение решения до конкретных исполнителей, разработка мер поощрений и наказаний, контроль за выполнением решений.

Управленческое решение – это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающий набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятия.

Классификация решения.

Классификация решений, принимаемых организацией.

Критерии Виды решений
Степень структурированности Слабоструктурированные (незапрограммированные) Высокоструктурированные (запрограммированные)
Содержание Экономические, организационные, социальные, технические, научно-исследовательские, маркетинговые и т.д
Количество целей Одноцелевые, многоцелевые
Направленность действий Стратегические, тактические, оперативные
Длительность действия Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Лицо, принимающее решение. Индивидуальные, групповые.
Уровень принятия решений. Организация в целом, структурные подразделения, функциональные службы, отдельные работники.
Глубина воздействия. Одноуровневые, многоуровневые.
Направления решений. Решения, направленные внутрь организации как системы, решения, направленные вне организации (на элементы внешней среды).
Степень важности. Особо важные, текущие (стандартные) и проч.
Степень секретности. Сверхсекретные (конфиденциальные), секретные, решения, предназначенные широкому кругу лиц.


Требования, предъявляемые к управленческому решению.

1. Эффективность;

2. Экономичность;

3. Обоснованность;

4. Реальность;

5. Оперативность;

6. Конкретность в исполнении и во времени;

7. Ясность и краткость.

Методы принятия решения:

1. Неформальные (эвристические методы) – основываются на аналитических способностях принимающих решения, в большей степени базируются на интуиции.

2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений.

3. Количественные методы принятия решения – используются ЭВМ.

Наши рекомендации