Из второй части огэ по русскому языку.

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 1 г. Лаишево» Республики Татарстан

Козина Марина Ивановна

https://vk.com/club84416328

2. Смысловой анализ текста.

От ученика требуется знание следующих тем: «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста».

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.

2. Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ.

3. Найдите в тексте предполагаемый с вашей точки зрения ответ, сверьте его с предложенными ответами.

4. Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу и вашему варианту ответа.


3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Ученик должен знать, выполняя задание: чтобы выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка! (в теории, которую я выставила на своей странице, о них все есть)

Алгоритм выполнения задания:

1. Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в каком используется определенное средство выразительности (например, метафора), то для этого необходимо:

- вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин (например, что такое метафора);

- внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;

- определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;

- выбрать правильный ответ.

Например,

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.

3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.

4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

Ответ записываем цифрой: 4.

2. Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя, то для этого необходимо:

- внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;

- вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов;

- прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нем;

- в случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении.

Например,

Мы встретились глазами, и я увидел в них усталость, неподвижную, как смёрзшийся в глыбу снег.

1). Метафора; 3). Сравнительный оборот.

2). Олицетворение. 4). Фразеологизм.

Ответ записываем цифрой: 3.

4. Правописание приставок.

Ученик должен знать правописание приставок.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте все слова.

2. Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию.

3. Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

Например,


Из предложений 16-20 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением "неполное действие":

Если речь идет о неполном действии, значит ищем слово с приставкой при-

(16) Я взял его тетрадь и начал придирчиво сравнивать наши работы.

(17) – Ничего себе! – возмущённо воскликнул я. (18) – Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку», а мне за те же самые три ошибки – «тройку»?!

(19) В классе стало тихо. (20) Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь.

Ответ записываем словом: приосанился.

5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.

Ученик должен знать, выполняя задание, правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте все слова.

2. Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию.

3. Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.

Например,

Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени.

(7) Это была повесть Катаева «Сын полка», которую я прочитал ещё летом. (8) Недовольно морщась и шумно ёрзая, всем своим видом я показывал учителю, как скучно мне на его уроке. (9) Кто-то из мальчишек шикнул, дескать, дай послушать, и тогда я демонстративно уставился в окно.

(10) В каком-то месте учитель нашёл у Катаева неточность и сказал, что танк не может стрелять на полном ходу.

Ответ записываем словом: показывал.

6. Лексика и фразеология.

Ученик должен знать, выполняя задание, лексику и фразеологию, синонимы, группы слов по происхождению и употреблению.

Алгоритм выполнения задания:

1. Прочитайте указанное в задании предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.

2. Подберите к этому слову возможные синонимы.

3. Определите, какой из подобранных синонимов

А) наиболее употребителен;

Б) не носит оттенка книжности и разговорности;

В) обладает минимальной экспрессией;

Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.

Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.

4.Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.

Например,

Замените слово ёрзаяиз предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(8) Недовольно морщась и шумно ёрзая, всем своим видом я показывал учителю, как скучно мне на его уроке.

· лексическое значение слова – двигаясь.

· Возможные синонимы – двигаясь, елозя, шебутясь, вертясь.

· Двигаясь – наиболее употребительное слово, не носит оттенка экспрессии. Значит это и есть нейтральный синоним.

ОТВЕТ записываем словом: двигаясь.

7. Виды подчинительной связи в словосочетании.

Ученик должен знать, выполняя задание, что такое словосочетание; виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Алгоритм выполнения задания:

1.При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:

· Если оба слова изменяются – это согласование (сущ.+ прилагательное; сущ. + причастие; сущ. + притяж. местоимение, сущ.+ порядковое числительное: красивый пейзаж, читающая девочка, мой шарф, первый номер и т.п.);

· Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление (глагол + существительное или местоимение в каком-либо падеже с предлогом или без него: сидеть за партой, идти в школу, говорить ерунду, сказать ей и т.п)

· Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания – это примыкание (в словосочетание входят НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА: деепричастие, наречие, неопределенная форма глагола, сравнительная степень прилагательного: быстро двигаясь, очень хорошо, выступать лучше, хорошо сказать и т.п.).

2.Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:

· Если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное – это согласование;

· Если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, - это управление;

· Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного – это примыкание.

3.Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.

Например,

Замените словосочетание возмущенно воскликнул (предложение 17), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

17). – Ничего себе! – возмущённо воскликнул я.


1. Возмущенно воскликнул – это примыкание (неизменяемое наречие + глагол). Нам надо поменять его на управление.

2. Управление – это глагол + сущ. или местоимение с предлогом или без.

Глагол у нас есть. Это главное слово в словосочетании, которое не может изменяться, так что его оставляем в той же форме – воскликнул.

Второе слово (зависимое слово) – возмущенно. Зависимое слово и нужно менять. Перед нами - наречие, меняем его на сущ. с предлогом. Сущ – возмущение, добавляем предлог – с.

х

3. Получаем управление – воскликнул с возмущением.

Ответ записываем словосочетанием: воскликнул с возмущением.

8. Способы выражения главных членов предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание, способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматические основы в предложении.

2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:

· Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;

· Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть;

· Надо, нужно, необходимо.

3.Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним предложение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (я рад побывать на конференции).

4.Внесите в бланк ответов выделенную грамматическую основу.

ЕЩЕ обратите внимание: слова «да», «нет» являются грамматической основой, так как играют роль сказуемых. Междометия входят в состав сказуемых (разве вы не пойдете спать?)

Например,

Выпишитеграмматическую основупредложения 19.

19). В классе стало тихо.

Ответ записываем словосочетанием: стало тихо.

9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание, простое предложения, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособленными членами: определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями.

Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):

1.Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.

2.Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.

3.Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами.

Алгоритм выполнения задания (поиск предложения, осложненного обособленными членами):

1. Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.

2. Помните о том, что

- обособленные определения отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;

- обособленные обстоятельства отвечают на вопросы что делая? что сделав? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

- обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? что именно такое? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;

- обособленные дополнения выражаются

а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;

3. Выберите правильный ответ и запишите цифру, под которой этот ответ содержится.

Например,

Среди предложений 1-4 найдите предложениес обособленным приложением.Напишите его номер.

(1) Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. (2) Ещё никогда литературу нам не преподавал мужчина, и это нам, пятиклассникам, показалось не только странным, но и недопустимым. (3) Его тихий, словно извиняющийся голос мы восприняли как проявление слабости. (4) С нами так никто никогда не разговаривал, и я снисходительно спросил его.

Рассуждения: в первом предложении обособления (то есть выделения запятыми) нет. Во втором предложении три запятые: одна отделяет два простых предложения в составе сложного, две других обособляют (выделяют) обособленное приложение, которое мы ищем – это нам (кому именно?), пятиклассникам, показалось…

Все-таки пройдемся по 3 и 4 предложению, чтобы не наделать ошибок:

· В третьем предложении запятая используется при сравнительном обороте.

· В четвертом предложении запятая отделяет одно предложение от другого в составе сложного.

Итак ответ записываем цифрой: 2.

10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.

Ученик должен знать, выполняя задание, правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; что такое обращение; какие знаки препинания ставятся при обращении; что такое уточняющие члены предложения (уточняющие обстоятельства).

Алгоритм выполнения задания (вводное слово)

1.Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове, проверьте, является ли найденное вами слово вводным или оно является схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или нельзя его отбросить или удалить из предложения:

Внимание!!!

- вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми;

- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.

2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:

- как будто, словно;

- частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.

3. Не забывайте о том, что в задании в указанном предложении могут быть два и более вводных слова.

Например,

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятые при вводном слове.

Наверно,1 дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. Он там,2 в безбрежном одиночестве,3 а я здесь,4 со своей нелепой правотой,5 со своей победой.

Рассуждения: нам предлагаются 5 запятых. Определим, какая или какие из них стоят при вводном слове:

1. Наверное – это вводное слово. Можно заменить синонимичным вводным словом – возможно, изъять его из предложения.

2. 2 и 3 запятые выделяют уточняющую конструкцию.

3. 4 запятая выделяет обособленное определение. 5 употреблена при однородных членах предложения.

Ответ записываем цифрой: 1.

Алгоритм выполнения задания (обращение)

1.Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называют того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам (например, «О, Русь моя!»)

2.Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.

3.Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.

НИКОГДА МЕСТОИМЕНИЕ ЛИЧНОЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОБРАЩЕНИЕМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ!!!!!!! Например, «Эй, ты!» - это грубость, хамство.

А теперь пример задания:

Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

(10)– Кать,(1) ну расскажи,(2) пожалуйста,(3) как там Антуан? – дёргала Дронову за рукав Аллочка Любимова.

(11)– Пока… никак,(4) – вынуждена была признаться та. –(12) Но ведь это только начало!

(13)– Вы,(5) девчонки,(6) совсем помешались на Антуане,(7) – рассмеялась Оля Авласович.

Рассуждения: всего 7 запятых, требующих анализа.

1. В 10 предложении есть обращение «Катя», выделено 1 зпт. 2 и 3 запятые выделяют вводное слово.

2. В 11 предложении 4 зпт использована при прямой речи.

3. В 12 предложении5 и 6 запятая использованы для выделения обращения. 7 зпт – при прямой речи.

Ответ записываем цифрами: 156 (без запятых!)

Алгоритм выполнения задания (уточнение)

1. 1.Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов

- отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?

- конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.

2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение.

Например,

Наверно,1 дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. Он там,2 в безбрежном одиночестве,3 а я здесь,4 со своей нелепой правотой,5 со своей победой.

Рассуждения: нам предлагаются 5 запятых. Определим, какая или какие из них стоят при уточняющей конструкции:

§
1запятая. Наверное – это вводное слово. Можно заменить синонимичным вводным словом – возможно, изъять его из предложения.

§ 2 и 3 запятые выделяют уточняющую конструкцию.

§ 4 запятая выделяет обособленное определение. 5 употреблена при однородных членах предложения.

Ответ записываем цифрами: 23

11. Выделение грамматических основ в предложении.

Ученик должен знать, выполняя задание, способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке

Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматические основы в предложении, посчитайте их количество.

2. Запишите правильный ответ в бланк ответов.


Например,

Укажите количествограмматических основв предложении 20.

(20) Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь.

Рассуждения:

1. Грамматическая основа – я приосанился и положил. Всего одна.

2. Ответ – 1.

Ответ записываем цифрой: 1.

12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Ученик, выполняя задание, должен:

- уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе;

- иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях;

- понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного;

- знать, что такое сложноподчиненное предложение и каково его строение;

- уметь делать пунктуационный анализ.

Алгоритм выполнения задания:

1.Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение (БСП);

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены (ССП);

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное (СПП).

Итак, пример:

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложного предложения, связанными подчинительнойсвязью.

Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку»,1 а мне за те же самые три ошибки «тройку»?! Это была повесть Катаева «Сын полка»,2 которую я прочитал ещё летом. Новая учительница,3 увидев,4 что я не пишу,5 и желая сразу навести порядок в классе,6 поставила мне в дневник двойку.

Рассуждения:

1. всего на рассмотрение нам предлагают 6 зпт.

2. 1 зпт стоит перед союзом А. значит это сочинительная связь.

3. 2 зпт стоит перед союзным словом которую, значит это подчинительная связь.

4. 3 зпт выделяет дееприч.оборот, 4 тоже, заодно отделяет одно предложение от другого и обозначает подчинительную связь. так как стоит перед подчин.союзом что. 5 зпт обозначает конец придаточного предложения, значит тоже обозначает подчинит.связь. Союз и здесь ни при чём.

5. По сути 5 и 6 запятые выделяют деепричастный оборот. Если его убрать, 5 зпт встанет на свое место – обозначит конец придаточного предложения.

Ответ записываем цифрами: 245.


13. Синтаксический анализ сложного предложения.

Ученик должен знать, выполняя задание, сложное предложение с разными видами связи между частями

Алгоритм выполнения задания:

1. 1.Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:

- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;

- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным;

- нам нужны только те предложения, в которых 3 и более грамматических основ, и они должны быть сложноподчиненными.

Почему? Докажу вам:

Мы ищем предложения с определенной связью между ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В СОСТАВЕ СЛОЖНОподчиненного.

Значит придаточных должно быть не менее 2-х + 1 главное предложение. Итого 3 предложения в составе сложного.

2. Выявите границы простых предложений в составе сложного;

3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:

- если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит перед вами сложное бессоюзное предложение;

- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.

- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное.

4. Итак, мы нашли СПП с двумя придаточными. Выясняем, какой связью они соединены:

1. Последовательное подчинение.

[ ], (что … ), (которые … ). Он делал вид, что кри­чит на маль­чи­шек, которые ти­хонь­ко про­бра­лись в те­ат­раль­ный двор.

Соединение цепочкой: убери одно звено – цепь рассыплется (или как вагоны поезда). Вопросы задаем последовательно, от одного предложения к другому.

Однородное подчинение.

[ ], (как … ), (как … ). Они ви­де­ли, как ру­шат­ся дома от взры­вов, как па­да­ют в го­лод­ном беспамят­стве люди

Два придаточных относятся к одному главному предложению, отвечают на один вопрос (по типу однородных членов предложения), прикрепляются одним и тем же союзом. В данном предложении - союз «как».

Иногда в примерах вместо второго союза может стоять между придаточными союз «и», как и при однородных членах.

[ ], (что … ) и (что … ). Вы­хо­ди­ло, что мы ро­ди­лись слиш­ком позд­но и пути к славе для нас за­кры­ты.

Или вовсе не будет союза второго, вместо него поставят запятую(как и при однородных членах).

(Если…), (если…), то

Если с нами бе­реж­но иг­ра­ют, если нас не раз­бра­сы­ва­ют, не ло­ма­ют, то мы ожи­ва­ем и обе­ре­га­ем сон и покой наших хо­зя­ев

Наши рекомендации