Из второй части огэ по русскому языку.
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 1 г. Лаишево» Республики Татарстан
Козина Марина Ивановна
https://vk.com/club84416328
2. Смысловой анализ текста.
От ученика требуется знание следующих тем: «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста».
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.
2. Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ.
3. Найдите в тексте предполагаемый с вашей точки зрения ответ, сверьте его с предложенными ответами.
4. Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу и вашему варианту ответа.
3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Ученик должен знать, выполняя задание: чтобы выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка! (в теории, которую я выставила на своей странице, о них все есть)
Алгоритм выполнения задания:
1. Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в каком используется определенное средство выразительности (например, метафора), то для этого необходимо:
- вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин (например, что такое метафора);
- внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;
- определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
- выбрать правильный ответ.
Например,
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
2) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
3) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.
4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
Ответ записываем цифрой: 4.
2. Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя, то для этого необходимо:
- внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;
- вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов;
- прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нем;
- в случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении.
Например,
Мы встретились глазами, и я увидел в них усталость, неподвижную, как смёрзшийся в глыбу снег.
1). Метафора; 3). Сравнительный оборот.
2). Олицетворение. 4). Фразеологизм.
Ответ записываем цифрой: 3.
4. Правописание приставок.
Ученик должен знать правописание приставок.
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте все слова.
2. Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию.
3. Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.
Например,
Из предложений 16-20 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением "неполное действие":
Если речь идет о неполном действии, значит ищем слово с приставкой при-
(16) Я взял его тетрадь и начал придирчиво сравнивать наши работы.
(17) – Ничего себе! – возмущённо воскликнул я. (18) – Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку», а мне за те же самые три ошибки – «тройку»?!
(19) В классе стало тихо. (20) Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь.
Ответ записываем словом: приосанился.
5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.
Ученик должен знать, выполняя задание, правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте все слова.
2. Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию.
3. Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.
Например,
Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени.
(7) Это была повесть Катаева «Сын полка», которую я прочитал ещё летом. (8) Недовольно морщась и шумно ёрзая, всем своим видом я показывал учителю, как скучно мне на его уроке. (9) Кто-то из мальчишек шикнул, дескать, дай послушать, и тогда я демонстративно уставился в окно.
(10) В каком-то месте учитель нашёл у Катаева неточность и сказал, что танк не может стрелять на полном ходу.
Ответ записываем словом: показывал.
6. Лексика и фразеология.
Ученик должен знать, выполняя задание, лексику и фразеологию, синонимы, группы слов по происхождению и употреблению.
Алгоритм выполнения задания:
1. Прочитайте указанное в задании предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
3. Определите, какой из подобранных синонимов
А) наиболее употребителен;
Б) не носит оттенка книжности и разговорности;
В) обладает минимальной экспрессией;
Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.
Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.
4.Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.
Например,
(8) Недовольно морщась и шумно ёрзая, всем своим видом я показывал учителю, как скучно мне на его уроке.
· лексическое значение слова – двигаясь.
· Возможные синонимы – двигаясь, елозя, шебутясь, вертясь.
· Двигаясь – наиболее употребительное слово, не носит оттенка экспрессии. Значит это и есть нейтральный синоним.
ОТВЕТ записываем словом: двигаясь.
7. Виды подчинительной связи в словосочетании.
Ученик должен знать, выполняя задание, что такое словосочетание; виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Алгоритм выполнения задания:
1.При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:
· Если оба слова изменяются – это согласование (сущ.+ прилагательное; сущ. + причастие; сущ. + притяж. местоимение, сущ.+ порядковое числительное: красивый пейзаж, читающая девочка, мой шарф, первый номер и т.п.);
· Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление (глагол + существительное или местоимение в каком-либо падеже с предлогом или без него: сидеть за партой, идти в школу, говорить ерунду, сказать ей и т.п)
· Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания – это примыкание (в словосочетание входят НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА: деепричастие, наречие, неопределенная форма глагола, сравнительная степень прилагательного: быстро двигаясь, очень хорошо, выступать лучше, хорошо сказать и т.п.).
2.Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:
· Если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное – это согласование;
· Если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, - это управление;
· Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного – это примыкание.
3.Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.
Например,
Замените словосочетание возмущенно воскликнул (предложение 17), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
17). – Ничего себе! – возмущённо воскликнул я.
1. Возмущенно воскликнул – это примыкание (неизменяемое наречие + глагол). Нам надо поменять его на управление.
2. Управление – это глагол + сущ. или местоимение с предлогом или без.
Глагол у нас есть. Это главное слово в словосочетании, которое не может изменяться, так что его оставляем в той же форме – воскликнул.
Второе слово (зависимое слово) – возмущенно. Зависимое слово и нужно менять. Перед нами - наречие, меняем его на сущ. с предлогом. Сущ – возмущение, добавляем предлог – с.
х
3. Получаем управление – воскликнул с возмущением.
Ответ записываем словосочетанием: воскликнул с возмущением.
8. Способы выражения главных членов предложения.
Ученик должен знать, выполняя задание, способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите грамматические основы в предложении.
2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:
· Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;
· Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть;
· Надо, нужно, необходимо.
3.Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним предложение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (я рад побывать на конференции).
4.Внесите в бланк ответов выделенную грамматическую основу.
ЕЩЕ обратите внимание: слова «да», «нет» являются грамматической основой, так как играют роль сказуемых. Междометия входят в состав сказуемых (разве вы не пойдете спать?)
Например,
19). В классе стало тихо.
Ответ записываем словосочетанием: стало тихо.
9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.
Ученик должен знать, выполняя задание, простое предложения, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособленными членами: определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями.
Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):
1.Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.
2.Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.
3.Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами.
Алгоритм выполнения задания (поиск предложения, осложненного обособленными членами):
1. Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.
2. Помните о том, что
- обособленные определения отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;
- обособленные обстоятельства отвечают на вопросы что делая? что сделав? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
- обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? что именно такое? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;
- обособленные дополнения выражаются
а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;
3. Выберите правильный ответ и запишите цифру, под которой этот ответ содержится.
Например,
(1) Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. (2) Ещё никогда литературу нам не преподавал мужчина, и это нам, пятиклассникам, показалось не только странным, но и недопустимым. (3) Его тихий, словно извиняющийся голос мы восприняли как проявление слабости. (4) С нами так никто никогда не разговаривал, и я снисходительно спросил его.
Рассуждения: в первом предложении обособления (то есть выделения запятыми) нет. Во втором предложении три запятые: одна отделяет два простых предложения в составе сложного, две других обособляют (выделяют) обособленное приложение, которое мы ищем – это нам (кому именно?), пятиклассникам, показалось…
Все-таки пройдемся по 3 и 4 предложению, чтобы не наделать ошибок:
· В третьем предложении запятая используется при сравнительном обороте.
· В четвертом предложении запятая отделяет одно предложение от другого в составе сложного.
Итак ответ записываем цифрой: 2.
10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.
Ученик должен знать, выполняя задание, правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; что такое обращение; какие знаки препинания ставятся при обращении; что такое уточняющие члены предложения (уточняющие обстоятельства).
Алгоритм выполнения задания (вводное слово)
1.Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове, проверьте, является ли найденное вами слово вводным или оно является схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или нельзя его отбросить или удалить из предложения:
Внимание!!!
- вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми;
- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.
2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:
- как будто, словно;
- частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.
3. Не забывайте о том, что в задании в указанном предложении могут быть два и более вводных слова.
Например,
Наверно,1 дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. Он там,2 в безбрежном одиночестве,3 а я здесь,4 со своей нелепой правотой,5 со своей победой.
Рассуждения: нам предлагаются 5 запятых. Определим, какая или какие из них стоят при вводном слове:
1. Наверное – это вводное слово. Можно заменить синонимичным вводным словом – возможно, изъять его из предложения.
2. 2 и 3 запятые выделяют уточняющую конструкцию.
3. 4 запятая выделяет обособленное определение. 5 употреблена при однородных членах предложения.
Ответ записываем цифрой: 1.
Алгоритм выполнения задания (обращение)
1.Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называют того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам (например, «О, Русь моя!»)
2.Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
3.Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.
НИКОГДА МЕСТОИМЕНИЕ ЛИЧНОЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОБРАЩЕНИЕМ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ!!!!!!! Например, «Эй, ты!» - это грубость, хамство.
А теперь пример задания:
Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
(10)– Кать,(1) ну расскажи,(2) пожалуйста,(3) как там Антуан? – дёргала Дронову за рукав Аллочка Любимова.
(11)– Пока… никак,(4) – вынуждена была признаться та. –(12) Но ведь это только начало!
(13)– Вы,(5) девчонки,(6) совсем помешались на Антуане,(7) – рассмеялась Оля Авласович.
Рассуждения: всего 7 запятых, требующих анализа.
1. В 10 предложении есть обращение «Катя», выделено 1 зпт. 2 и 3 запятые выделяют вводное слово.
2. В 11 предложении 4 зпт использована при прямой речи.
3. В 12 предложении5 и 6 запятая использованы для выделения обращения. 7 зпт – при прямой речи.
Ответ записываем цифрами: 156 (без запятых!)
Алгоритм выполнения задания (уточнение)
1. 1.Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов
- отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?
- конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.
2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение.
Например,
Наверно,1 дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. Он там,2 в безбрежном одиночестве,3 а я здесь,4 со своей нелепой правотой,5 со своей победой.
Рассуждения: нам предлагаются 5 запятых. Определим, какая или какие из них стоят при уточняющей конструкции:
§
1запятая. Наверное – это вводное слово. Можно заменить синонимичным вводным словом – возможно, изъять его из предложения.
§ 2 и 3 запятые выделяют уточняющую конструкцию.
§ 4 запятая выделяет обособленное определение. 5 употреблена при однородных членах предложения.
Ответ записываем цифрами: 23
11. Выделение грамматических основ в предложении.
Ученик должен знать, выполняя задание, способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке
Алгоритм выполнения задания:
1. Выделите грамматические основы в предложении, посчитайте их количество.
2. Запишите правильный ответ в бланк ответов.
Например,
(20) Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь.
Рассуждения:
1. Грамматическая основа – я приосанился и положил. Всего одна.
2. Ответ – 1.
Ответ записываем цифрой: 1.
12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Ученик, выполняя задание, должен:
- уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе;
- иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях;
- понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного;
- знать, что такое сложноподчиненное предложение и каково его строение;
- уметь делать пунктуационный анализ.
Алгоритм выполнения задания:
1.Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:
- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;
- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.
2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.
3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:
- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение (БСП);
- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены (ССП);
- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное (СПП).
Итак, пример:
Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку»,1 а мне за те же самые три ошибки «тройку»?! Это была повесть Катаева «Сын полка»,2 которую я прочитал ещё летом. Новая учительница,3 увидев,4 что я не пишу,5 и желая сразу навести порядок в классе,6 поставила мне в дневник двойку.
Рассуждения:
1. всего на рассмотрение нам предлагают 6 зпт.
2. 1 зпт стоит перед союзом А. значит это сочинительная связь.
3. 2 зпт стоит перед союзным словом которую, значит это подчинительная связь.
4. 3 зпт выделяет дееприч.оборот, 4 тоже, заодно отделяет одно предложение от другого и обозначает подчинительную связь. так как стоит перед подчин.союзом что. 5 зпт обозначает конец придаточного предложения, значит тоже обозначает подчинит.связь. Союз и здесь ни при чём.
5. По сути 5 и 6 запятые выделяют деепричастный оборот. Если его убрать, 5 зпт встанет на свое место – обозначит конец придаточного предложения.
Ответ записываем цифрами: 245.
13. Синтаксический анализ сложного предложения.
Ученик должен знать, выполняя задание, сложное предложение с разными видами связи между частями
Алгоритм выполнения задания:
1. 1.Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:
- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;
- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным;
- нам нужны только те предложения, в которых 3 и более грамматических основ, и они должны быть сложноподчиненными.
Почему? Докажу вам:
Мы ищем предложения с определенной связью между ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В СОСТАВЕ СЛОЖНОподчиненного.
Значит придаточных должно быть не менее 2-х + 1 главное предложение. Итого 3 предложения в составе сложного.
2. Выявите границы простых предложений в составе сложного;
3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:
- если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит перед вами сложное бессоюзное предложение;
- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.
- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное.
4. Итак, мы нашли СПП с двумя придаточными. Выясняем, какой связью они соединены:
1. Последовательное подчинение.
[ ], (что … ), (которые … ). Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор.
Соединение цепочкой: убери одно звено – цепь рассыплется (или как вагоны поезда). Вопросы задаем последовательно, от одного предложения к другому.
Однородное подчинение.
[ ], (как … ), (как … ). Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди
Два придаточных относятся к одному главному предложению, отвечают на один вопрос (по типу однородных членов предложения), прикрепляются одним и тем же союзом. В данном предложении - союз «как».
Иногда в примерах вместо второго союза может стоять между придаточными союз «и», как и при однородных членах.
[ ], (что … ) и (что … ). Выходило, что мы родились слишком поздно и пути к славе для нас закрыты.
Или вовсе не будет союза второго, вместо него поставят запятую(как и при однородных членах).
(Если…), (если…), то
Если с нами бережно играют, если нас не разбрасывают, не ломают, то мы оживаем и оберегаем сон и покой наших хозяев