Алгоритм выполнения заданий 2-14

Алгоритм выполнения заданий 2-14

Однородное подчинение.

[ ], (как … ), (как … ). Они ви­де­ли, как ру­шат­ся дома от взры­вов, как па­да­ют в го­лод­ном беспамят­стве люди

Два придаточных относятся к одному главному предложению, отвечают на один вопрос (по типу однородных членов предложения), прикрепляются одним и тем же союзом. В данном предложении - союз «как».

Иногда в примерах вместо второго союза может стоять между придаточными союз «и», как и при однородных членах.

[ ], (что … ) и (что … ). Вы­хо­ди­ло, что мы ро­ди­лись слиш­ком позд­но и пути к славе для нас за­кры­ты.

Или вовсе не будет союза второго, вместо него поставят запятую(как и при однородных членах).

(Если…), (если…), то

Если с нами бе­реж­но иг­ра­ют, если нас не раз­бра­сы­ва­ют, не ло­ма­ют, то мы ожи­ва­ем и обе­ре­га­ем сон и покой наших хо­зя­ев

Здесь, правда, придаточные стоят перед главным предложением. Но это без разницы.

3. Неоднородное подчинение (параллельное) – самое интересное!

Вы все знаете, что такое новогодние гирлянды. Как жалко, когда перегорают в них лампочки. Если вдруг сгорела вся гирлянда, значит соединение в ней было последовательным. Помните, я вам написала, про закон «звеньев»: вылетает звено (вагон, лампочка), все летит к черту!

Но в настоящее время производители все-таки заботятся о своих покупателях, и в гирляндах стали употреблять параллельное соединение. А это означает, что если сгорит одно звено, то все остальные останутся целыми. Так и в наших предложениях с параллельным соединением: уберем одно придаточное, смысл предложения станет менее разнообразным (как и огни в гирлянде, например, без красного цвета), но в целом предложение не исчезнет. НАПРИМЕР:

[ … , (кто … ), … , (что … ), … ]. [ ], (кто … ), (что … ).

Но и тот, кто до войны воз­вра­щал­ся домой после дол­гой раз­лу­ки, не ис­пы­ты­вал тогда того, что ис­пы­ты­ва­ем мы сей­час.

Дверь от­кры­лась сразу, но Ва­лер­ка даже не успел уви­деть, кто стоял на по­ро­ге, по­то­му что от­ку­да-то вдруг вы­ско­чил ма­лень­кий ко­рич­не­вый клу­бок и, радост­но визжа, бро­сил­ся Ва­лер­ке под ноги.

А теперь о том, где могут стоять придаточные при параллельном соединении.

1. могут разрывать главное предложение:

Но и тот, кто до войны воз­вра­щал­ся домой после дол­гой раз­лу­ки, не ис­пы­ты­вал тогда того, что ис­пы­ты­ва­ем мы сей­час.

2. стоять друг за другом после главного предложения (отличаются от придаточных, соединенных однородным подчинением тем, что отвечают на разные вопросы, присоединяются разными союзами):

Дверь от­кры­лась сразу, но Ва­лер­ка даже не успел уви­деть, кто стоял на по­ро­ге, по­то­му что от­ку­да-то вдруг вы­ско­чил ма­лень­кий ко­рич­не­вый клу­бок и, радост­но визжа, бро­сил­ся Ва­лер­ке под ноги.

Одно придаточное может стоять перед главным предложением, другое – после него.

Когда наступит весна, я пойду в лес, чтобы набрать там подснежников.


* Курсивом выделены придаточные предложения.

Алгоритм выполнения на примере задания из КИМа:

E Kz22u5JtTq/OTiwLrD3XZWxGz6Qa9lid0lhkoDEwN3Do+6KPgs1P6hRQ7pFXC0N34zTipgH7iZIO Ozun7uOWWUGJeqlRm+vJdBpGIR6ms0WKB3tpKS4tTHOEyqmnZNiu/TA+W2Nl3WCkoRs03KKelYxc h4yHrI7pY/dGtY6TFsbj8hy9fvwPVt8BAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQDSngUs3wAAAAkBAAAP AAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/BTsMwEETvSPyDtUhcUOqElCaEOBVCAsENSlWubuwmEfY62G4a /p7lBMfRPM2+rdezNWzSPgwOBWSLFJjG1qkBOwHb98ekBBaiRCWNQy3gWwdYN+dntayUO+Gbnjax YzSCoZIC+hjHivPQ9trKsHCjRuoOzlsZKfqOKy9PNG4Nv07TFbdyQLrQy1E/9Lr93BytgHL5PH2E l/x1164O5jZeFdPTlxfi8mK+vwMW9Rz/YPjVJ3VoyGnvjqgCMwKSLEsLYqnJgRGQ5DeU9wKWRQm8 qfn/D5ofAAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA AABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAA AAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAHO9o104AgAAVwQAAA4AAAAAAAAA AAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANKeBSzfAAAACQEAAA8AAAAA AAAAAAAAAAAAkgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACeBQAAAAA= ">

Среди предложений 36-38 найдитесложноподчиненное предложениес однородными придаточными.Напишите номер этого предложения.

. (36) Но когда на следующий день вместо Ивана Васильевича пришла завуч, строгая, властная женщина, моё сердце упало. (37) Мне почему-то представилось, что по голой степи куда-то устало бредёт одинокий старик с помятым портфелем, ветер колышет полы его пальто и на седую голову падает снег. (38) Он там, в безбрежном одиночестве, а я здесь, со своей нелепой правотой, со своей позорной победой…

Алгоритм выполнения заданий 2-14

Наши рекомендации