Взлет в сложных метеоусловиях

При взлете в сложных метеоусловиях (туман, дымка, сильный снегопад и т. п.), если при включении посадоч­ных фар появляется световой экран, ухудшающий гори­зонтальную видимость, фары включать не рекомендует­ся. При взлете с включенными посадочными фарами, в случаях появления светового экрана на высотах ниже 50 м (вследствие входа в низкую облачность или более плотную дымку и т. п.), рекомендуется их выклю­чать.

Рулежные фары, не ограниченные временем непрерывного горения, выключаются в зависимости от метеообстановки. Пользуясь свечением рулежных фар, можно определять характер осадков и облачности.

НАБОР ВЫСОТЫ

1. После взлета (разгона самолета до скорости 170— 180 км/час и подъема шасси) самолет переводится в режим набора высоты. По мере преодоления препятствий на границе аэродрома устанавливается номинальный режим двигателям (в случае взлета с использованием взлетной мощности двигателей) и убираются закрылки, если они были выпущены.

2. Угол набора высоты должен быть таким, чтобы к моменту достижения высоты 50 м скорость полета равня­лась 230 км/час. Днем—на высоте 50 м, а ночью и в ус­ловиях плохой видимости на высоте 100 м и преодоления препятствий режим работы двигателей плавно умень­шить до крейсерского режима набора высоты (скорость полета 230 км/час, скороподъемность 2—3 м/сек, п = 2000 об/мин, Рк=,800 мм рт. ст.), после чего вы­ключить бензоподкачивающие насосы БЦН-1.

3. На переходе к набору эшелона установить шкалу правого высотомера на давление 760 мм рт. ст.

4. Если необходимо быстрее набрать высоту (выход из зоны обледенения, препятствия на пути набора), полетследует производить на номинальном режиме работы двигателей. Наивыгоднейшей поскороподъемности на номинальном режиме работы двигателей является скорость по прибору 215 км/час. Скороподъемность в этом случае составит около 5—5,5 м/сек.

5. Нормальный температурный режим двигателей выдерживается соответствующим открытием юбок капота и створок маслорадиаторов.

Рекомендуется выдерживать температуру головок цилиндров в пределах 180—205°С и не выше 225°С, температуру входящего масла 65°С, а выходящего масла не выше 115°С.

В случае повышения температуры масла или головок цилиндров сверх рекомендуемых величин, при полностью открытых юбках капотов и створках маслорадиаторов, следует изменить режим набора высоты уменьше­нием мощности двигателей или увеличением скорости полета вплоть до перехода в режим горизонтального по-лета.

6. При отказе одного из двигателей в установившемся режиме набора высоты (шасси и закрылки убраны) скороподъемность самолета обеспечивает возможность безопасного продолжения набора высоты на одном двигателе. В этом случае необходимо, удерживая самолет от разворота, создать крен 2—3° в сторону работающего двигателя. При этом командир корабля должен незамедлительно дать команду бортмеханику (а при его отсутствии—второму пилоту): «Левый флюгер» или «Правый флюгер» и, если мощность двигателей в момент отказа была уменьшена до крейсерского режима, увеличить мощность работающего двигателя до номинальной, после чего дать указание закрыть пожарный кран, выключить зажигание, закрыть юбки капота и створки маслорадиатора отказавшего двигателя.

Отказавший двигатель определяется по стремлению самолета к развороту в сторону неработающего двига­теля. Если при установившемся режиме набора высоты с одним работающим двигателем есть возможность снять полностью давление на ноту триммером руля поворота, рекомендуется удерживать самолет без крена в сторону работающего двигателя. При этом облегчается пилоти­рование.

Давление на ногу при парировании заброса самолета в момент отказа двигателя на скорости по прибору 230 км/час составляет 40—45 кг. Эффективность триммера руля поворота на этой скорости достаточна для балансирования самолета в одномоторном полете без крена в сторону работающего двигателя (винт неработающего двигателя зафлюгирован).

После флюгирования винта в одномоторном полете без крена давление на ноту (три нейтральном триммере) составляет около 30 кг. Каждый градус крена (до 5°) на этой скорости в сторону работающего двигателя умень­шает давление примерно на 6 кг.

Если почему-либо винт неработающего двигателя экипажем не флюгировался или отказала система флюгирования, необходимо перевести винт на предельно большой шаг (для уменьшения аэродинамического со­противления), полностью открыть дроссель для умень­шения гидравлического сопротивления выключить зажигание и подачу топлива, закрыть пожарный кран, юбки капотов и створки маслорадиаторов.

7. При определении высоты, которую необходимо набрать на одном двигателе, следует учитывать, что более безопасно возвращаться на аэродром вылета или продолжать полет до ближайшего аэродрома.

Самолет с полным полетным весом 17500 кг при стандартной температуре наружного воздуха и номи­нальной мощности работающего двигателя (винт не­работающего двигателя зафлюгирован) допускает набор высоты порядка 2000—2200 м. При этом наивыгоднейшая (по скороподъемности) скорость набора высоты до границы высотности составляет 200—195 км/час.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ

1. По окончании набора высоты эшелона и перехода горизонтальный полет, для уменьшения времени разгона самолета со скорости набора высоты до расчетной по плану полета скорости горизонтального полета, рекомендуется вначале плавно перевести самолет с угла набора на угол горизонтального полета, перемещая штурвал «от себя», и удерживать самолет на заданной высоте до достижения скорости, определенной предварительным расчетом. Затем установить режим работы двигателей согласно плану полета.

2. В установившемся режиме горизонтального полета по положению триммера руля высоты уточняется центровка самолета. На сбалансированном самолете при рекомендуемой центровке 16—17%- САХ указатель положения триммера руля высоты должен показывать примерно:

на скорости 270 км/час минус 0,5—0,8°

на скорости 300 км/час минус 1,2—1,4°

на скорости 330 км/час минус 1,8—2,1°

Изменение центровки на 1 % САХ вызывает отклонение триммера руля высоты на этих скоростях полета примерно на 0,3°, а каждый градус отклонения триммера (вверх или вниз) соответствует изменению центровки примерно на величину 3,3% САХ.

3. При неравномерной выработке топлива из левой и правой групп баков необходимо открыть соединительный кран, включить бензоподкачивающий насос (БЦН) группы баков, из которой следует выработать топливо иуравнять количество топлива в обеих группах баков. Полеты в зонах ожидания в целях экономии топлива рекомендуется производить на скорости 250 км/час. Эта скорость обеспечивает достаточную управляемость самолета при средней болтанке и в случаях обледенения самолета.

4. Включать автопилот разрешается на высоте не менее 600 м над местностью, предварительно сбалансировав самолет триммерами. Включает и выключает автопилот командир корабля или по его указанию второй пилот.

При включении рулевых машинок автопилота не следует отпускать рулей (штурвал и педали), не будучи полностью уверенным, что автопилот «взял управление». Излишние колебания рулей при полете на автопилоте или вялая работа автопилота устраняются регулировкой настройки чувствительности.

После включения (или выключения) автопилота пи­лот, выполнявший это действие (командир корабля или второй пилот), громко сообщает об этом экипажу; «Автопилот включен» (или «Автопилот выключен»).

5. При отказе в работе одного из двигателей в режи­ме горизонтального полета самолет легко балансирует­ся рулями, но для продолжения горизонтального полета необходимо зафлюгировать винт отказавшего двигателя если почему-либо винт не флюгируется, то необходимо перевести его на большой шаг, полностью открыть дроссель «газа», выключить зажигание и подачу топли­ва, закрыть пожарный кран, юбки капотов и створки маслорадиатора.

В случае отказа одного из двигателей в горизонталь­ном полете, вне зависимости от высоты занимаемого эшелона, необходимо:

— удерживая самолет от разворота и крена в сторону отказавшего двигателя, незамедлительно зафлюгировать винт отказавшего двигателя и увеличить мощность рабо­тающего двигателя до номинальной. Если полет прово­дил с включенным автопилотом, выключить автопилот.

Флюгирование винта производится бортмехаником или вторым пилотом только после команды командира корабля;

— закрыть пожарный кран, выключить зажигание,

закрыть юбки капота и створки маслорадиатора отказав­шего двигателя;

— установить скорость горизонтального полета 220— 240 км/час по прибору и соответствующий режим рабо­тающему двигателю. Сбалансировать самолет трим­мером;

— направиться на ближайший аэродром для посадки.

Если командир корабля считает полет до ближайше­го аэродрома небезопасным, предоставляется право про­извести посадку на любую пригодную площадку с убран­ным шасси.

Предупреждение. При возникновении раскрутки одного из винтов в горизонтальном полете рекомендуется зафлюгировать винт неисправного двигателя. Если винт не флюгируется или если командир корабля считает, что в сложившихся условиях полета флюгирование винта не обеспечивает продолжение безопасного полета, необходимо перейти на скорость, не превышающую 200—210 км/час, установив дросселем «газа» двигателю с раскрутившимся винтам оборотыпорядка 2400 об/мин.

Развороты в одномоторном полете как в сторону работающего, так и в сторону неработающего двигателя следует выполнять координировано, не допуская сколь­жения.

Правильность выполнения разворота без скольжения следует контролировать по шарику указателя поворота, который должен сместиться на 1—2 мм в сторону работающего двигателя или удерживаться в центре. Если в прямолинейном полете перед разворотом самолет полностью сбалансирован триммером руля поворота, выполнение разворота на скоростях 200— 230 км/час в сторону неработающего двигателя ничем не отличается от разворота в сторону работающего двигателя.

Если самолет не сбалансировав триммером руля поворота, то он стремится развернуться в сторону неработающего двигателя. В этом случае для разворота в сторону неработающего двигателя необходимо постепенно ослаблять давление ноги, удерживающей самолет на прямой, и одновременно плавно увеличивать крен до получения необходимого режима установившегося разворота.

Во всех случаях одномоторного полета развороты разрешается выполнять на скорости не менее 200 км/час по прибору. Чем больше скорость одномоторного полета, тем с большим креном можно производить разворот. Максимальный крен при разворотах не должен превышать 10° при скорости 200 км/час и 15° при скорости 230км/час по прибору.

Наши рекомендации