Предупреждение. Увеличивать мощность работающего двигателя во время разворота в сторону неработающего двигателя и выпускать шасси во время разворота запрещается.
6. Горизонтальный полет самолета с одним работающим двигателем (винт неработающего двигателя зафлюгирован) возможен при стандартной температуре наружно воздуха до границы высотности в диапазоне скоростей 200—280 км/час по прибору в зависимости от используемой мощности работающего двигателя и полетного веса самолета.
Следует иметь в виду, что при необходимости разрешается использовать номинальный режим исправного двигателя в течение всего одномоторного полета — от момента отказа одного из двигателей до посадки самолета.
Производить в полете расфлюгирование винта и запуск ранее отказавшего двигателя при невыявленных причинах отказа и неустраненных в полете неисправностях запрещается.
В случае, если в процессе одномоторного полета выявлены и устранены дефекты, повлекшие за собой временный отказ двигателя, расфлюгирование винта и запуск ранее отказавшего двигателя допускается только в том случае, когда есть уверенность, что в результате неизбежного снижения самолета при расфлюгировании винта и запуска двигателя самолет не снизится ниже безопасной высоты полета.
7. Пилотировать самолет в горизонтальном полете с одним работающим двигателем рекомендуется одним из указанных способов:
1) без крена, но с незначительным скольжением на неработающий двигатель; шарик указателя скольжения находится в центре;
2) с креном 1—2° в сторону работающего двигателя; шарик указателя скольжения отклонен в сторону работающего двигателя на 2—3 мм.
Оба способа пилотирования не сложны, но во втором случае полет в облаках несколько сложнее ввиду того, что выдерживание скорости по авиагоризонту с креном требует дополнительного внимания пилота.
8. Противообледенительная система самолета обеспечивает симметричное удаление льда с обеих плоскостей при одномоторном полете. Однако вследствие уменьшенного наличия теплового баланса удаление льда при интенсивном обледенении недостаточно. В двухмоторном полете в зоне интенсивного обледенения, если, несмотря на работу противообледенительной системы, скорость полета при неизменном режиме двигателей уменьшится на 20 км/час, необходимо изменить высоту полета, чтобы выйти из этой зоны. Для того чтобы исключить возможность выхода из строя двигателей из-за обледенения воздухозаборников, рекомендуется открыть заслонки подогрева воздуха, одновременно с которыми откроются механически связанные с ними заслонки пылефильтров.
Давление наддува (Рк) при этом упадет на 30—40 мм рт. ст. Падение наддува необходимо восстановить соответствующим открытием дросселей «газа».
ПОЛЕТ В УСЛОВИЯХ АТМОСФЕРНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
Метеорологические особенности состояния атмосферы
Наиболее (вероятное развитие опасной для полета турбулентности имеет место при следующих метеорологических условиях:
а) при волновых возмущениях на стационарном фронте в зоне развивающегося циклона в момент подхода вторичного холодного фронта и интенсивной конвекции. В этих условиях грозовая деятельность развивается за короткий (промежуток времени и вызывает град, ливневые осадки, мощные электрические разряды и шквалы; вблизи земли, исключающие всякую возможность полета самолета в этих условиях;
б) в зоне активной грозовой деятельности, возникающей на всех фронтах (на холодных, теплых и фронтах акклюзии);
в) в мощных кучевых и «кучево-дождевых облаках, а также вблизи их границ, особенно при развитии грозовой деятельности;
г) в высоко-кучевых чечевицеобразных облаках. Особенно интенсивны вертикальные движения в этих облаках; над горными и высокогорными трассами, где причиной их возникновения являются волновые движения с подветренной сторону горных хребтов;
д) при ветрах более 15—20 м/сек, направленных перпендикулярно к горным хребтам на горных и высокогорных трассах.
Рекомендации по выполнению полета в зонах
Грозовой деятельности
1. В процессе полета необходимо систематически уточнять метеорологическую обстановку на трассе путем запроса ГРДП и РДП, а также путем наблюдений с борта самолета за ориентировкой облачных систем и формой облаков, расположенных выше и ниже эшелона полета.
2. Экипажи самолетов при пролете контрольных наземных пунктов обязаны сообщать диспетчеру об условиях полета на Пройденном участке маршрута, а также отвечать на дополнительные вопросы по уточнению фактической погоды.
3. При наличии на трассе развитой кучевой и мощно-кучевой облачности экипаж должен запросить диспетчера предоставить ему эшелон, обеспечивающий выполнение полета по ПВП (по правилу визуального полета).
4. Категорически запрещается выход на полет по верхней кромке кучевых и мощно-кучевых облаков при неустойчивой стратификации атмосферы.
5. Категорически запрещается входить в мощную кучевую и кучево-дождевую (грозовую) облачность, пересекать ее в полете по приборам, а также обходить ее низом в горной местности.
6. Запрещается пересечение грозового фронта в зоне развивающегося циклона как в визуальном полете, так и при полете в слоистой облачности.
7. При полете в слоистой облачности теплого фронта большие помехи в радиосвязи свидетельствуют о развитии в этой облачности грозовой деятельности, которая на наземном радиолокаторе может еще не обнаружиться. В этих случаях командир корабля должен запросить разрешение у диспетчера выполнять полет по ПВП.
Предупреждение. В зоне развивающегося циклона в южных районах возможна грозовая деятельность во все времена года.
8. При наличии грозового положения категорически запрещается пробивание мощно-кучевой облачности при заходе, на посадку. Снижение следует производить в районе, где отсутствует такая облачность по согласованию с диспетчером.
9. Обходить грозы и пересекать их разрешается в следующих случаях:
а) Обход фронтальной и внутримассовой гроз стороной разрешается при наличии радиолокационного контроля за самолетом с земли, на безопасной высоте с отклонением от трассы не более 100 км и на удалении от грозовой облачности не менее 10 км, за исключением таких горных и других участков трасс, где это отклонение запрещено инструкцией по производству полетов по данной трассе.
б) Если обход фронтальной грозы стороной невозможен и самолет вынужден пересекать грозовой фронт, экипаж прежде всего должен запросить диспетчера о месте расположения грозовых очагов по засветкам наземного радиолокатора и получить от него данные о возможном направлении пересечения фронта между грозовыми очагами, расположенными друг от друга на удалении не менее 50 км.
При отсутствии таких условий для пересечения фронта самолет должен вернуться на аэродром вылета или произвести посадку на запасном аэродроме по указанию диспетчера.
Предупреждение. В случае отсутствия прямой связи с диспетчером или связи с диспетчером через борт другого самолета командир корабля обязан вернуться на аэродром вылета или произвести посадку на запасном аэродроме. Самостоятельное пересечение грозового фронта при отсутствии связи с диспетчером категорически Запрещается.
Отменять полеты по условиям грозовой деятельности на трассе целесообразно только в тех случаях, когда обход и пересечение грозовых зон по данным наземного радиолокатора практически невозможно. Запрещается выполнять полеты по воздушным трассам, расположенным над горными районами при:
— отсутствии радиолокационного контроля за самолетом с земли;
— наличии облачных систем холодного фронта в центре циклона.