Предупреждение. Увеличивать мощность работающего двигателя во время разворота в сторону неработающего двигателя и выпускать шасси во время разворота запрещается.

6. Горизонтальный полет самолета с одним работающим двигателем (винт неработающего двигателя зафлюгирован) возможен при стандартной температуре наруж­но воздуха до границы высотности в диапазоне скоростей 200—280 км/час по прибору в зависимости от используемой мощности работающего двигателя и полетного веса самолета.

Следует иметь в виду, что при необходимости разре­шается использовать номинальный режим исправного двигателя в течение всего одномоторного полета — от момента отказа одного из двигателей до посадки само­лета.

Производить в полете расфлюгирование винта и за­пуск ранее отказавшего двигателя при невыявленных причинах отказа и неустраненных в полете неисправно­стях запрещается.

В случае, если в процессе одномоторного полета выявлены и устранены дефекты, повлекшие за собой вре­менный отказ двигателя, расфлюгирование винта и за­пуск ранее отказавшего двигателя допускается только в том случае, когда есть уверенность, что в результате неизбежного снижения самолета при расфлюгировании винта и запуска двигателя самолет не снизится ниже безопасной высоты полета.

7. Пилотировать самолет в горизонтальном полете с одним работающим двигателем рекомендуется одним из указанных способов:

1) без крена, но с незначительным скольжением на неработающий двигатель; шарик указателя скольжения находится в центре;

2) с креном 1—2° в сторону работающего двигателя; шарик указателя скольжения отклонен в сторону рабо­тающего двигателя на 2—3 мм.

Оба способа пилотирования не сложны, но во втором случае полет в облаках несколько сложнее ввиду того, что выдерживание скорости по авиагоризонту с креном требует дополнительного внимания пилота.

8. Противообледенительная система самолета обеспе­чивает симметричное удаление льда с обеих плоскостей при одномоторном полете. Однако вследствие уменьшен­ного наличия теплового баланса удаление льда при ин­тенсивном обледенении недостаточно. В двухмоторном полете в зоне интенсивного обледенения, если, несмотря на работу противообледенительной системы, скорость по­лета при неизменном режиме двигателей уменьшится на 20 км/час, необходимо изменить высоту полета, чтобы выйти из этой зоны. Для того чтобы исключить возмож­ность выхода из строя двигателей из-за обледенения воз­духозаборников, рекомендуется открыть заслонки подо­грева воздуха, одновременно с которыми откроются механически связанные с ними заслонки пылефильтров.

Давление наддува (Рк) при этом упадет на 30—40 мм рт. ст. Падение наддува необходимо восстановить соответствующим открытием дросселей «газа».

ПОЛЕТ В УСЛОВИЯХ АТМОСФЕРНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Метеорологические особенности состояния атмосферы

Наиболее (вероятное развитие опасной для полета турбулентности имеет место при следующих метеорологических условиях:

а) при волновых возмущениях на стационарном фронте в зоне развивающегося циклона в момент подхода вторичного холодного фронта и интенсивной конвекции. В этих условиях грозовая деятельность развивается за короткий (промежуток времени и вызывает град, ливневые осадки, мощные электрические разряды и шквалы; вблизи земли, исключающие всякую возможность полета самолета в этих условиях;

б) в зоне активной грозовой деятельности, возникающей на всех фронтах (на холодных, теплых и фронтах акклюзии);

в) в мощных кучевых и «кучево-дождевых облаках, а также вблизи их границ, особенно при развитии грозовой деятельности;

г) в высоко-кучевых чечевицеобразных облаках. Особенно интенсивны вертикальные движения в этих облаках; над горными и высокогорными трассами, где причи­ной их возникновения являются волновые движения с подветренной сторону горных хребтов;

д) при ветрах более 15—20 м/сек, направленных перпендикулярно к горным хребтам на горных и высокогорных трассах.

Рекомендации по выполнению полета в зонах

Грозовой деятельности

1. В процессе полета необходимо систематически уточнять метеорологическую обстановку на трассе путем запроса ГРДП и РДП, а также путем наблюдений с борта самолета за ориентировкой облачных систем и фор­мой облаков, расположенных выше и ниже эшелона по­лета.

2. Экипажи самолетов при пролете контрольных на­земных пунктов обязаны сообщать диспетчеру об усло­виях полета на Пройденном участке маршрута, а также отвечать на дополнительные вопросы по уточнению фак­тической погоды.

3. При наличии на трассе развитой кучевой и мощно-кучевой облачности экипаж должен запросить диспетче­ра предоставить ему эшелон, обеспечивающий выполне­ние полета по ПВП (по правилу визуального полета).

4. Категорически запрещается выход на полет по верхней кромке кучевых и мощно-кучевых облаков при неустойчивой стратификации атмосферы.

5. Категорически запрещается входить в мощную ку­чевую и кучево-дождевую (грозовую) облачность, пере­секать ее в полете по приборам, а также обходить ее ни­зом в горной местности.

6. Запрещается пересечение грозового фронта в зоне развивающегося циклона как в визуальном полете, так и при полете в слоистой облачности.

7. При полете в слоистой облачности теплого фронта большие помехи в радиосвязи свидетельствуют о разви­тии в этой облачности грозовой деятельности, которая на наземном радиолокаторе может еще не обнаружиться. В этих случаях командир корабля должен запросить раз­решение у диспетчера выполнять полет по ПВП.

Предупреждение. В зоне развивающегося циклона в юж­ных районах возможна грозовая деятельность во все времена года.

8. При наличии грозового положения категорически запрещается пробивание мощно-кучевой облачности при заходе, на посадку. Снижение следует производить в районе, где отсутствует такая облачность по согласованию с диспетчером.

9. Обходить грозы и пересекать их разрешается в следующих случаях:

а) Обход фронтальной и внутримассовой гроз сторо­ной разрешается при наличии радиолокационного кон­троля за самолетом с земли, на безопасной высоте с от­клонением от трассы не более 100 км и на удалении от грозовой облачности не менее 10 км, за исключением та­ких горных и других участков трасс, где это отклонение запрещено инструкцией по производству полетов по дан­ной трассе.

б) Если обход фронтальной грозы стороной невозможен и самолет вынужден пересекать грозовой фронт, экипаж прежде всего должен запросить диспетчера о месте расположения грозовых очагов по засветкам наземного радиолокатора и получить от него данные о возможном направлении пересечения фронта между грозовыми очагами, расположенными друг от друга на удалении не менее 50 км.

При отсутствии таких условий для пересечения фронта самолет должен вернуться на аэродром вылета или произвести посадку на запасном аэродроме по указанию диспетчера.

Предупреждение. В случае отсутствия прямой связи с диспетчером или связи с диспетчером через борт другого самолета командир корабля обязан вернуться на аэродром вылета или произвести посадку на запасном аэродроме. Самостоятельное пересечение грозового фронта при отсутствии связи с диспетчером категорически Запрещается.

Отменять полеты по условиям грозовой деятельности на трассе целесообразно только в тех случаях, когда обход и пересечение грозовых зон по данным наземного радиолокатора практически невозможно. Запрещается выполнять полеты по воздушным трас­сам, расположенным над горными районами при:

— отсутствии радиолокационного контроля за самолетом с земли;

— наличии облачных систем холодного фронта в центре циклона.

Наши рекомендации