Общие методические указания к выполнению

Кафедра физики

ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ

Методические указания и контрольные задания

для студентов заочной формы обучения

Тула 2012

УДК 531

Введение в физику. Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения / Муравлева Л.В., Семин В.А., Бурцева О.И., Кажарская С.Е.- Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. – 47 с.

Данные методические указания содержат краткие сведения из теории, набор контрольных заданий, краткое математическое приложение и общие методические указания к выполнению контрольных работ.

Ил.:62, Библ.: 9

Печатается по решению библиотечно-издательского совета Тульского государственного университета.

Рецензент: д-р физ.-мат.наук, проф. Д.М.Левин

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Общие методические указания к выполнению

контрольных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Основы векторной алгебры и математического анализа

2.1. Скалярные и векторные величины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2. Действия с векторами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.2.1 Сравнение векторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.2.2 Сложение векторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.2.3 Вычитание векторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2.4 Умножение вектора на скаляр . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

2.3. Скалярное и векторное произведения . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.3.1 Скалярное произведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.3.2 Векторное произведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.4. Производная и интеграл . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.4.1. Производная и ее применения . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.4.2. Первообразная и интеграл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

3.Задания для контрольной работы по дисциплине

«Введениие в физику»

3.1. Основы векторной алгебры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

3.2. Прямая задача кинематики. Векторный способ

описания движения частицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

3.3. Обратная задача кинематики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

3.4. Связь линейных и угловых величин в кинематике . . . . . .26

3.5. Кинематика вращательного движения . . . . . . . . . . . . . . . . 28

3.6. Сила как причина изменения импульса . . . . . . . . . . . . . . . 30

3.7. Динамика вращательного движения твердого тела . . . . . .33

3.8. Момент инерции. Теорема Штейнера. Центр масс . . . . . .36

3.9. Кинетическая энергия. Мощность. Работа . . . . . . . . . . . . .41

3.10. Закон сохранения импульса и момента импульса . . . . . .43

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Общие методические указания к выполнению

Контрольных работ



  1. В течение первого семестра студент-заочник выполняет контрольную работу №1 и №2 по дисциплине «Введение в физику». Контрольная работа №1 предусматривает решение задач. Номера задач, которые студент должен включить в контрольную работу определяются по таблице вариантов, приведенной ниже. Последняя цифра зачетной книжки соответствует номеру варианта.

Контрольная работа №2 заключается в написании конспекта по физике в соответствии с перечнем тем, приведенных ниже. Объем конспекта должен составлять не менее 10 машинописных листов.

2. Контрольные работы нужно выполнять чернилами в школьной тетради в клетку или на листах формата А4. На обложке контрольных необходимо привести сведения по следующему образцу:

Контрольная работа №1 (№2)

По дисциплине «Введение в физику»

Вариант № 1

выполнил: студент группа Б660121 Иванов П.П.

Основы векторной алгебры и математического анализа

Действия с векторами

Математические действия с векторными величинами – это геометрические действия.

Сравнение векторов

Равные векторы.Два вектора равны, если они имеют:

- равные модули,

- одинаковые направления.

Противоположные векторы. Два вектора противоположны, если они имеют:

- равные модули,

- противоположные направления.

-

Сложение векторов

Мы можем сложить два вектора геометрически по правилу параллелограмма и по правилу треугольника.

Пусть заданы два вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru (см. рис.). Найдем сумму этих векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru + Общие методические указания к выполнению - student2.ru = Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Величины Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru - это составляющие векторы, вектор Общие методические указания к выполнению - student2.ru - это результирующий вектор.

Правило параллелограмма для сложения двух векторов:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru 1. Нарисуем вектор Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

2. Нарисуем вектор Общие методические указания к выполнению - student2.ru так, что его начало совпадает с началом вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru ; угол между векторами равен Общие методические указания к выполнению - student2.ru (см. рисунок).

3. Через конец вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru проведем прямую линию, параллельную вектору Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

4. Через конец вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru проведем прямую линию, параллельную вектору Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Мы построили параллелограмм. Стороны этого параллелограмма – составляющие векторы Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

5. Проведем диагональ параллелограмма из общей точки начала вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru и начала вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

6. Модуль результирующего вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru равен длине диагонали параллелограмма и определяется по формуле:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

начало вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru совпадает с началом вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru и началом вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru (направление вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru показано на рисунке).

Правило треугольника для сложения двух векторов:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru

1. Нарисуем составляющие векторы Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru так, что начало вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru совпадает с концом вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru . При этом угол между векторами равен Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

2. Результирующий вектор Общие методические указания к выполнению - student2.ru направлен так, что его начало совпадает с началом вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru , а конец совпадает с концом вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

3. Модуль результирующего вектора находим по формуле:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Вычитание векторов

Вычитание векторов – это действие, обратное сложению:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Найти разность вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru и вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru - это тоже самое, что найти сумму вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru и вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru , противоположного вектору Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Мы можем найти вектор разности геометрически по правилу параллелограмма или по правилу треугольника (см. рис.).

Правило параллелограмма.

Стороны параллелограмма - вектор Общие методические указания к выполнению - student2.ru и вектор - Общие методические указания к выполнению - student2.ru ; диагональ параллелограмма - вектор разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Правило треугольника.

Вектор разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru соединяет конец вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru и конец вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru (начало вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru совпадает с концом вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru ).

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Умножение вектора на скаляр

Пусть заданы вектор Общие методические указания к выполнению - student2.ru и скаляр n. Найдем произведение вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru и скалярного вектора n.

В результате умножения вектора на скаляр мы получаем новый вектор Общие методические указания к выполнению - student2.ru : Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Направление вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru такое же, как направление вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru при Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Направление вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru противоположно направлению вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru при Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Модуль вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru в n раз больше модуля вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru , если Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Скалярное произведение

Из двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru можно образовать скаляр по правилу:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Это выражение называется скалярным произведением векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru и обозначается одним из символов Общие методические указания к выполнению - student2.ru , или Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Следовательно, Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru = Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

По определению скалярное произведение обладает следующими свойствами:

1) Общие методические указания к выполнению - student2.ru ,

2) Общие методические указания к выполнению - student2.ru ,

3) Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Векторное произведение

Из двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru можно образовать новый вектор:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru , где

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Модуль нового результирующего вектора находим по формуле:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Эта операция называется векторным произведением векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru и обозначается одним из символов Общие методические указания к выполнению - student2.ru или Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Также общеизвестна формула

Общие методические указания к выполнению - student2.ru ,

где Общие методические указания к выполнению - student2.ru - угол между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Направление вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru можно найти, используя следующий прием. Мысленно совмещаем продольную ось буравчика (правого винта, штопора) с перпендикуляром к плоскости, в которой лежат перемножаемые векторы (в данном примере – векторы Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru ). Затем начинаем вращать головку винта (ручку штопора) по направлению кратчайшего поворота от первого сомножителя ко второму, то есть от вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru к вектору Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Направление движения тела винта и будет являться направлением вектора Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Этот прием называется правилом правого винта или правилом буравчика (см. рис.).

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

В терминах векторного произведения выражаются момент силы, момент импульса и др. Говоря о векторе, всегда имеем ввиду его компоненты. Вектор, в отличие от скаляра, определяется тремя числами. Поэтому такие операции как сложение, вычитание, скалярное и векторное произведения сводятся к привычным действиям с компонентами.

Производная и интеграл

Производная и ее применения

Пусть функция у=f(х) определена в точках х и х1 .Разность х1 - х называется приращением аргумента, а разность f(х1) - f(х) - приращением функциипри переходе от значения аргумента х к значению аргумента х1. Приращение аргумента обозначают Общие методические указания к выполнению - student2.ru , приращение функции обозначают Общие методические указания к выполнению - student2.ru или Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Если существует предел отношения приращения функции Общие методические указания к выполнению - student2.ru к приращению аргумента Общие методические указания к выполнению - student2.ru при условии, что Общие методические указания к выполнению - student2.ru , то функция у=f(х) называется дифференцируемой в точке х, а этот предел называется значением производной функции у=f(х) в точке х и обозначается Общие методические указания к выполнению - student2.ru или Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Операцию отыскания производной называют дифференцированием.

Первообразная и интеграл

Пусть на интервале (а, b) задана непрерывная функция f(х). По определению функция F(х) называется первообразной функцией для f(х) на интервале (а, b), если на нем производная от F(х) равна f(х):

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Очевидно, что если функция Общие методические указания к выполнению - student2.ru - первообразная для f(х) на (а,b), а С – некоторая постоянная, то функция Общие методические указания к выполнению - student2.ru есть также первообразная для f(х), потому, что

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Если F(х) какая-либо первообразная от f(х) на интервале (а, b), то возможные первообразные от f(х) на этом интервале выражаются формулой Общие методические указания к выполнению - student2.ru , где вместо С можно подставить любое число.

Неопределенным интегралом от непрерывной функции f(х) на интервале (а, b) называется произвольная ее первообразная функция. Неопределенный интеграл обозначается так:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

Если Общие методические указания к выполнению - student2.ru , Общие методические указания к выполнению - student2.ru – непрерывные на интервале (а, b) функции и Общие методические указания к выполнению - student2.ru , и Общие методические указания к выполнению - student2.ru – постоянные, то имеет место следующее равенство, выражающее основное свойство неопределенного интеграла:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru ,

где С – некоторая постоянная.

Список основных неопределенных интегралов

1. Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

2. Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

3. Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

4. Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

5. Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

6. Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

7. Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

8. Общие методические указания к выполнению - student2.ru

9. Общие методические указания к выполнению - student2.ru

10. Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

11. Общие методические указания к выполнению - student2.ru

12. Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

13. Общие методические указания к выполнению - student2.ru ;

14. Общие методические указания к выполнению - student2.ru

3.Задания для контрольной работы по дисциплине

«Введениие в физику»

Основы векторной алгебры

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

1-1. Найдите

а) модуль суммы Общие методические указания к выполнению - student2.ru

б) разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

в) скалярное произведение векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru

г) косинус угла между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

д) векторное произведение Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Решить задачу графически и аналитически.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

1-2. Найдите

а) модуль суммы Общие методические указания к выполнению - student2.ru

б) разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

в) скалярное произведение векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru

г) косинус угла между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

д) векторное произведение Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Решить задачу графически и аналитически.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

1-3. Найдите

а) модуль суммы Общие методические указания к выполнению - student2.ru

б) разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

в) скалярное произведение векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru

г) косинус угла между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

д) векторное произведение Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Решить задачу графически и аналитически.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru 1-4. Найдите

а) модуль суммы Общие методические указания к выполнению - student2.ru

б) разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

в) скалярное произведение векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru

г) косинус угла между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

д) векторное произведение Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Решить задачу графически и аналитически.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

1-5. Найдите

а) модуль суммы Общие методические указания к выполнению - student2.ru

б) разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

в) скалярное произведение векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru

г) косинус угла между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

д) векторное произведение Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Решить задачу графически и аналитически.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

1-6. Найдите

а) модуль суммы Общие методические указания к выполнению - student2.ru

б) разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

в) скалярное произведение векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru

г) косинус угла между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

д) векторное произведение Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Решить задачу графически и аналитически.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru 1-7. Найдите

а) модуль суммы Общие методические указания к выполнению - student2.ru

б) разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

в) скалярное произведение векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru

г) косинус угла между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

д) векторное произведение Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Решить задачу графически и аналитически.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

1-8. Найдите

а) модуль суммы Общие методические указания к выполнению - student2.ru

б) разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

в) скалярное произведение векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru

г) косинус угла между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

д) векторное произведение Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Решить задачу графически и аналитически.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

1-9. Найдите

а) модуль суммы Общие методические указания к выполнению - student2.ru

б) разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

в) скалярное произведение векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru

г) косинус угла между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

д) векторное произведение Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Решить задачу графически и аналитически.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru 1-10. Найдите

а) модуль суммы Общие методические указания к выполнению - student2.ru

б) разности Общие методические указания к выполнению - student2.ru Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

в) скалярное произведение векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Общие методические указания к выполнению - student2.ru

г) косинус угла между векторами Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

д) векторное произведение Общие методические указания к выполнению - student2.ru двух векторов Общие методические указания к выполнению - student2.ru и Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Решить задачу графически и аналитически.

Прямая задача кинематики

Обратная задача кинематики

Если известны зависимости Общие методические указания к выполнению - student2.ru и начальные условия Общие методические указания к выполнению - student2.ru , Общие методические указания к выполнению - student2.ru , Общие методические указания к выполнению - student2.ru , Общие методические указания к выполнению - student2.ru , Общие методические указания к выполнению - student2.ru , Общие методические указания к выполнению - student2.ru , то можно определить:

Общие методические указания к выполнению - student2.ru ; Общие методические указания к выполнению - student2.ru ; Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Общие методические указания к выполнению - student2.ru ; Общие методические указания к выполнению - student2.ru ; Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Путь, пройденный частицей за время t: Общие методические указания к выполнению - student2.ru

3-1. Частица начала свое движение из начала координат, и ее скорость зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru .

На какое расстояние от начала координат удалится частица в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В = 1 м/c.

3-2. Частица начала свое движение из начала координат, и ее скорость зависит от времени по закону

Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Какой путь проделает частица за время Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В = 1 м/c, Общие методические указания к выполнению - student2.ru рад/с.

3-3. Частица начала свое движение из начала координат с нулевой начальной скоростью, и ее ускорение зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Найти модуль скорости частицы в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В =1 м/с2.

3-4. Частица начала свое движение из начала координат с нулевой начальной скоростью, и ее ускорение зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Найти тангенс угла, под которым будет направлена скорость частицы в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с а) к оси х, б) к оси y, если А = В =1 м/с2.

3-5. Частица начала свое движение из начала координат с начальной скоростью Общие методические указания к выполнению - student2.ru и с ускорением, которое зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Каков модуль скорости частицы в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = 1 м/с, В =1 м/с2.

3-6. Частица начала свое движение из начала координат с начальной скоростью Общие методические указания к выполнению - student2.ru и с ускорением, которое зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Каков модуль скорости частицы в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = 1 м/с, В =1 м/с2.

3-7. Частица начала свое движение из начала координат с начальной скоростью Общие методические указания к выполнению - student2.ru и с ускорением, которое зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Каков модуль скорости частицы в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = 1 м/с, В =1 м/с2.

3-8. Частица начала свое движение из точки с радиусом-вектором Общие методические указания к выполнению - student2.ru со скоростью, которая зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . На какое расстояние от начала координат удалится частица в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В = 1 м/c, С = 1 м.

3-9. Частица начала свое движение из начала координат, и ее скорость зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Какой путь проделает частица за время Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В = 1 м/c.

3-10. Частица начала свое движение из начала координат с нулевой начальной скоростью, и ее ускорение зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Какая величина скорости будет у частицы в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = 1 м/с2, В =1 м/с2.

3-11. Частица начала свое движение из начала координат с начальной скоростью Общие методические указания к выполнению - student2.ru и с ускорением, которое зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Каков модуль скорости частицы в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = 1 м/с, В =1 м/с2.

3-12. Частица начала свое движение из начала координат с начальной скоростью Общие методические указания к выполнению - student2.ru и с ускорением, которое зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Каков модуль скорости частицы в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = 1 м/с, В =1 м/с2.

3-13. Частица начала свое движение из начала координат с начальной скоростью Общие методические указания к выполнению - student2.ru и с ускорением, которое зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Каков модуль скорости частицы в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = 1 м/с, В =1 м/с2.

3-14. Частица начала свое движение из точки с радиусом-вектором Общие методические указания к выполнению - student2.ru со скоростью, которая зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . На какое расстояние от начала координат удалится частица в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В = 1 м/c, С = 1 м.

3-15. Частица начала свое движение из точки с радиусом-вектором Общие методические указания к выполнению - student2.ru со скоростью, которая зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . На какое расстояние от начала координат удалится частица в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В = 1 м/c, С = 1 м.

3-16. Частица начала свое движение из точки с радиусом-вектором Общие методические указания к выполнению - student2.ru со скоростью, которая зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . На какое расстояние от начала координат удалится частица в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В = 1 м/c, С = 1 м.

3-17. Частица начала свое движение из точки с радиусом-вектором Общие методические указания к выполнению - student2.ru со скоростью, которая зависит от времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . На какое расстояние от начала координат удалится частица в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В = 1 м/c, С = 1 м.

3-18. Частица начала свое движение из точки с радиусом-вектором Общие методические указания к выполнению - student2.ru со скоростью, которая зависит от времени по закону

Общие методические указания к выполнению - student2.ru . На какое расстояние от начала координат удалится частица в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В =1 м/c, С = 1 м.

3-19. Начальная скорость частицы равна Общие методические указания к выполнению - student2.ru , а ускорение меняется во времени по закону Общие методические указания к выполнению - student2.ru . Через сколько секунд скорость частицы окажется перпендикулярной оси ОХ?

3-20. Частица начала свое движение из точки с радиусом-вектором Общие методические указания к выполнению - student2.ru со скоростью, которая зависит от времени по закону

Общие методические указания к выполнению - student2.ru . На какое расстояние от начала координат удалится частица в момент времени Общие методические указания к выполнению - student2.ru с, если А = В =1 м/c, С = 1 м.

Теорема Штейнера.

Момент инерции Общие методические указания к выполнению - student2.ru твердго тела относительно произвольной оси О равен сумме момента инерции этого тела Общие методические указания к выполнению - student2.ru относительно оси С, параллельной оси О и проходящей через центр масс тела, и произведения массы этого тела Общие методические указания к выполнению - student2.ru и квадрата расстояния Общие методические указания к выполнению - student2.ru между осями О и С.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru

Координата центра масс Общие методические указания к выполнению - student2.ru , где Общие методические указания к выполнению - student2.ru – координата материальной точки с массой Общие методические указания к выполнению - student2.ru или Общие методические указания к выполнению - student2.ru (случай непрерывного распределения).

Таблица моментов инерции некоторых фигур.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru – кольца относительно оси, проходящей через центр кольца перпендикулярно его плоскости. Общие методические указания к выполнению - student2.ru – однородного шара относительно оси, проходящей через центр шара.
Общие методические указания к выполнению - student2.ru – диска относительно оси, проходящей через центр диска перпендикулярно его плоскости. Общие методические указания к выполнению - student2.ru – стержня относительно оси, проходящей через середину стержня перпендикулярно к нему.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru 8-1. Перпендикулярно плоскости однородного диска массы m и радиуса R проходят две параллельные оси. Одна проходит через центр масс диска С, а другая через точку О, лежащую на расстоянии х от точки А на краю диска. Точки О, С и А лежат на диаметре диска. Во сколько раз больше момент инерции диска Общие методические указания к выполнению - student2.ru , чем Общие методические указания к выполнению - student2.ru ? Если m = 1 кг, R = 1 м, х = 0,4 м.

Общие методические указания к выполнению - student2.ru 8-2. Перпендикулярно однородному тонкому стержню массы m и длиной l проходят две параллельные оси. Одна проходит через центр масс стержня С, а другая через точку О, лежащую на расстоянии х от его конца А. Во сколько раз больше момент инерции стержня Общие методические указания к выполнению - student2.ru , чем Общие методические указания к выполнению - student2.ru ? Если m = 1 кг, l = 1 м, х = 0,4 м.

Наши рекомендации