Методы организации выполнения решения

Методы, используемые на этапе постановки проблемы, обеспечивают ее достоверное и наиболее полное описание. В ихсоставе выделяют ме­тоды сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фик­сации важнейших событий, факторного анализа, сравнения, модели­рования. Набор методов зависит от характера и содержания проблемы, сроков и средств, которые выделяются на этапе постановки.

На этапе разработки вариантов решений также используются методы сбора информации, но в отличие от первого этапа, на котором осуще­ствляется поиск ответов на вопросы типа "что произошло?" и "по каким причинам?", здесь уясняют, "как можно решить проблему, с помощью каких управленческих действий ?"

Менеджеры и специалисты не только собирают и обрабатывают необ­ходимые данные, но и используют свой творческий потенциал, знания и умения для разработки вариантов решений. При групповой работе раскрытию творческих способностей и неординарного мышления спо­собствуют методноминальной групповой техники, методДельфы и метод мозговой атаки.

3. На этапе выбора решения необходимо определитьметоды формирова­ния критериев выбора. Наиболее полно они разработаны для хорошо структурированных решений, где возможно использование методов ко­личественного анализа и электронной обработки данных. К решению управленческих проблем часто применяют экономико-математические методы, которые позволяют использовать в качестве критерия выбора целевую функцию, которую обычно надо максимизировать или мини­мизировать. Такой выбор называютоптимизационным. Примерами оптимизационых критериев являются: максимум прибыли, доходов, про­изводительности; минимум затрат, потерь от брака.

Для оценки вариантов слабо структурированных решений применяют систему взвешенных критериев. Часто используется модель, позволяю­щая принимать не оптимальное, аудовлетворительное решение, кото­рое считается "достаточно хорошим", так как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает улучшение проблемной ситуации.

Методом доведения принятого решения до исполнителей чаще всего является составление плана реализации, которым предусматривается си­стема мер, обеспечивающих успешное достижение поставленных целей. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, указа­ние) используются методы материального стимулирования, проводятся встречи работников с руководством, разъясняется суть принятых реше­ний. Все они направлены на преодоление сопротивления нововведени­ям, на повышение заинтересованности работников в получении запла­нированного результата. Большое значение имеет использование методов контроля выполнения работ, связанных с реализацией решения.

Вопрос 34. Конфликты в организациях: сущность, природа, влияние на результаты работы персонала фирмы

Сущность конфликта

Типы конфликтов

1. Конфликт часто определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Современная точка зрения на конфликт заключается в том, что в орга­низациях, даже с эффективным управлением, некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, большее число альтерна­тив или проблем. Это делает процесс принятия решений более эффек­тивным. Отсюда - конфликт может бытьфункциональным, ведущим к повышению эффективности организации, илидисфункциональным, при­водящим к снижению личной удовлетворенности, группового сотруд­ничества и эффективности принятия решений.

2. Существуют четыреосновных типа конфликта:

• внутриличностный конфликт. Возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результатов его работы, что может происходить, в частности, из-за нарушения прин­ципа единоначалия; когда производственные требования не согласуют­ся с личными потребностями или ценностями. Конфликт может яв­ляться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку;

• межличностный конфликт. В организациях чаще всего проявляется в виде борьбы людей за ограниченные ресурсы, статусы, место в управленчес­кой иерархии, капитал, рабочую силу. Может проявляться как столкно­вения между личностями с различными чертами характера, взглядами и ценностями;

• конфликт между личностью и группой. Производственные группы уста­навливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблю­дать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удов­летворить свои социальные и материальные потребности. Конфликт может возникнуть, если отдельная личность займет позицию, отличаю­щуюся от позиции группы;

• межгрупповой конфликт. Возникают между группами, формальными и неформальными. Часто происходят между линейным и штабным персо­налом, между функциональными группами (например, между отделом сбыта и производства по поводу количества производимой продукции).

Вопрос 35. Причины и последствия конфликтов в организациях

1. Причины конфликтов

Наши рекомендации