Вопрос2. Общие характеристики организаций

Ресурсы

Зависимость от внешней среды

Горизонтальное разделение труда

Вертикальное разделение труда

Структура организации

Необходимость управления

I. Любой организации для достижения намеченных целей необходимы ре­сурсы, подлежащие преобразованию в процессе производственной дея­тельности.Основные ресурсы, используемые организацией, - это люди (человеческие ресурсы), основной и оборотный капитал, технология и информация. Главная задача организации в области использования ре­сурсов - достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффек­тивности.

2. Организации полностью зависимы от окружающего мира как в отно­шении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Терминвне­шняя среда вбирает в себя экономические условия, потребителей, проф­союзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, технику и технологию.

4. Разделение всей работы на составляющие компоненты между участни­ками трудового процесса- горизонтальное разделение труда. 'Работа рас­пределяется по профессиональному признаку. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют со­бой основные виды деятельности, которые должны быть успешно вы­полнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.

5. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы.Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущ­ность управления. Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

• общее руководство - выработка и реализация основных перспективных направлений деятельности организации;

• технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий; рационализация производственных процессов на основе вне­дрения современных методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства;

• экономическое руководство - стратегическое и оперативное планирова­ние, анализ экономической деятельности организации, организация мар­кетинга, финансовой деятельности, стимулирования труда;

• оперативное управление - составление оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, инструктаж работников, организа­ция систематического контроля за ходом производственного процесса и его результатами;

• управление персоналом - подбор, расстановка и развитие персонала (че­ловеческого капитала) организации.

5. Все организации независимо от сфер деятельности имеют структуру, которая придает им целостность, способность реализовать свою мис­сию (предназначение).Структура организации - совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации. Элементы организации получили названия департаментов, управлений, отделов. Структурные подразделения орга­низации представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.

6.Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, деятельность всех структурных элементов должна быть скоординирова­на посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Управ­ленческий труд в ходе длительной эволюции выделился в особую кате­горию общественного труда.

Вопрос 3. Менеджмент: наука или искусство?

Менеджмент как искусство

Менеджмент как наука

1.Менеджмент, рассматриваемый с точки зрения конкретных управленческих действий, - это форма общественной практики людей, посредством ко­торой обеспечивается функционирование и развитие предприятий, реа­лизация стоящих перед ними задач. Высокая степень овладения практи­кой управления предприятиями может оцениваться как искусство.

Пониманиеменеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Люди, работающие в организациях, - это главный фактор, учет которого требует не только использования науч­ного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Многие специалисты считают, что управление является скорее искус­ством, которому можно научиться только через опыт и которым в со­вершенстве овладевают люди, имеющие талант. Менеджмент нередко рассматривается как искусство, которое должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, методы.

2. На базе практической деятельности по управлению организациями воз­никланаука управления, которая имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накоп­ленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, те­орий, принципов, способов и форм управления.

Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленчес­кого труда, установление связей между причиной и следствием, выяв­ление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказы­вается и более полезным, и эффективным. Они позволяют не только своевременно и квалифицированно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим строить стра­тегию и политику организаций. В самостоятельную область человеческих знаний, в науку менеджмент выделился в конце XIX века.

Наши рекомендации