Программа учебного курса «теория управления»

Теория управления

Методические рекомендации

Самара 2015

УДК 658.011.4(07)

Теория управления. Методические рекомендации / Составитель: О.А. Горбунова. - Самара: МИР, 2015. - 30 с.

Рекомендации предназначены для студентов Международного института рынка очной и заочной формы обучения, обучающихся по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Составитель: Горбунова О.А., к.э.н., доцент

Рецензент: Погодина Г.В., к.ф.н., доцент

Печатается по решению

Учебно-методического совета

Международного института рынка

© Международный институт рынка, 2015

© Составление Горбунова О.А., 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 4

Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО.. 4

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ». 6

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.. 8

Контрольные вопросы для подготовки к практическим занятиям.. 8

Тестовые задания для текущего контроля степени усвоения дисциплины.. 11

Темы докладов и рефератов по курсу. 25

Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения. 26

Вопросы для подготовки к зачету. 27

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 28

ВВЕДЕНИЕ

Целью дисциплины «Теория управления» является понимание концепции управления и современных проблем ее практического использования. Это предполагает изучение студентами основных принципов, концепций и ключевых проблем теории управления, а также выработку базовых навыков принятия и реализации административно-управленческих решений. Программа курса нацелена на формирование стройной системы взглядов в данной области. Содержание дисциплины включает методологические основы управленческой науки, историю ее развития, технологию и механизм управления.

Задачами изучения курса являются:

- дать бакалаврам общее представление о функциях, законах и методах управления;

- ознакомить студентов-бакалавров с основными теориями, концепциями и закономерностями управления социально-экономическими системами;

- отработать на примерах и игровых ситуациях навыки управления организацией и ее подразделениями;

- выделить специфические особенности труда государственных служащих;

- сформировать умения анализировать основные факторы эффективности управления.

Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО

Учебная дисциплина «Теория управления» входит в базовую часть дисциплин учебного плана и опирается на ранее пройденные обучающимися предметы (в рамках программы бакалавриата).

Данная дисциплина опирается на предшествующие ей дисциплины «Психология», «Введение в специальность». Для изучения этой дисциплины обучающийся должен получить навыки эффективного взаимодействия в коллективе и способности представлять результаты своей работы и отстаивать свое мнение.

Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Основы государственного и муниципального управления», «Теория организации», «Региональное управление и территориальное планирование», «Основы управления персоналом», «Управление проектами».

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке выпускной квалификационной работы, выполнении научных студенческих работ.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисцип­лины (модуля)

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

– этапы развития теории управления;

– теоретические основы управления;

– место и роль теории управления и ее взаимосвязь с другими разделами и отраслями экономической науки;

– методологические и организационно-правовые аспекты управления, технологию и экономический механизм управления;

– основные управления проблемы и принципиальные возможности их решения;

– принципы принятия и реализации эффективных управленческих решений, функции и методы управления;

– требования к государственному аппарату и его работникам;

– типы организационных структур управления, логику принятия и воплощения управленческих решений в рамках этих структур;

– практические технологии управления, технику личного труда управленца;

– сущность и содержание эффективности управления.

Уметь:

- охарактеризовать отличия в школах управления;

- показать роли, которые выполняет управленец в различных школах управления;

- выявлять проблемы управления при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- использовать методологические, организационно-экономические, социально-экономические, социально-психологические основы управления, теоретические модели при принятии практических управленческих решений;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных управленческих решений;

- применять методы научной организации труда и организационного проектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;

- анализировать мотивацию труда работников организации;

- планировать, координировать и контролировать индивидуальную и совместную деятельность в организации;

- разрешать конфликтные ситуации;

- определять направления повышения эффективности управления на основе анализа влияния социально-экономических факторов.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

- навыками принятия управленческих решений;

- навыками разработки стратегии организации;

- методикой построения мотивационной системы в организации;

- навыками разрешения конфликтных ситуаций;

- методикой управления государственными и муниципальными организациями.

Дисциплина «Теория управления» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3+ по направлению подготовки ВО «Государственное и муниципальное управление»:

б) общепрофессиональных компетенций:

- способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

в) профессиональных компетенций:

- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);

- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);

- способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности (ПК-18);

- способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);

- умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-21);

- умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22).

Тема 4. Планирование как функция управления

Стратегические и тактические планы. Понятие и содержание стратегического управления. Отличие стратегического управления от оперативного. Основные этапы и задачи стратегического управления. Внутренняя и внешняя среда в управлении. Оценка и анализ внешней среды в стратегическом управлении. Миссия организации. Целеполагание и оценка ситуации. Требования к постановке целей и задач. Формирование «дерева целей». Использование метода «сценариев будущего» в стратегическом управлении. Анализ стратегических альтернатив, стадии и факторы выбора стратегии. Управление реализацией стратегии.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Контрольные вопросы для подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Сущность и содержание теории управления

1. Что является объектом теории управления?

2. Что является предметом теории управления?

3. Что выражают законы управления?

4. В чем заключается сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления)?

5. В чем состоит главный смысл управленческой деятельности?

6. Какие есть аспекты управленческой деятельности?

7. Назовите методы управления.

8. Как можно охарактеризовать экономические методы управления?

9. На какие три группы системы знаний опирается наука управления?

10. В чем состоит суть закона единства действий законов управления?

11. Что повлияло на возникновение различных школ в управлении?

12. Какую основную задачу решал Ф.У. Тейлор, разрабатывая свои принципы организации?

13. Какую основную задачу решал А. Файоль, создавая свою «теорию администрации»?

14. Что являлось предметом исследования школы человеческих отношений?

15. Достижения каких наук применили создатели школы человеческих отношений в управлении?

16. Назовите ключевую характеристику науки управления, отличающую ее от предыдущих школ управления (Ф.У. Тейлор, А. Файоль).

17. В каком феномене современного управления нашли свое развитие гуманистические идеи?

18. Почему существуют разные определения понятию «управление»?

19. В чем состоит новая парадигма управленческой теории?

Тема 4. Планирование как функция управления

1. В чем состоит механизм планирования?

2. Что такое прогнозирование?

3. Чем отличается прогнозирование от планирования, или какую роль играет прогнозирование в плановом процессе?

4. Виды планов организации?

5. Этапы разработки стратегического плана?

6. Особенности стратегического планирования для НКО?

7. Приведите примеры миссии организаций?

8. Сформулируйте цели коммерческих и некоммерческих организаций?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Гапоненко, А.Л. Теория управления / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. - Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013.

2. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления : учебное пособие / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 167 с. : табл., схемы - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01344-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119173

3. Кравченко, К.А. Организационное проектирование и управление развитием крупных компаний: методология и опыт проектирования систем управления / К.А. Кравченко, В.П. Мешалкин. - М. : Академический Проект : Альма Матер, 2012. - 528 с. - (Технологии менеджмента). - ISBN 978-5-8291-1397-1|5-902766-30-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211129

4. Теория управления / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - Учебник. - М.: Финансы и статистка, 2008.

5. Рой О.М. Теория управления / О.М. Рой. - Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008.

Дополнительная литература

1. Акимова Т. В. Общая теория организации. – М.: Юнити-Дана, 2009.

2. Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие. – М., 2011.

3. Коробко В.И. Теория управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

4. Короченко Р. А. Общая теория организации: Учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2013.

5. Мухин В. И. Основы теории управления. – М., 2013.

6. Основы теории управления / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2008.

7. Рой О.М. Теория управления: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2012.

Интернет-ресурсы

1. http://www.biblioclub.ru – ЭБС «Университетская библиотека онлайн»;

2. http://www.elitarium.ru – официальный сайт Центра дистанционного образования «Элитариум»;

3. http://www.aup.ru/library/vn/006 – библиотека экономической и деловой литературы;

4. http://library.hse.ru/e-resources/HSE_economic_journal – официальный сайт ежеквартального научно-информационного журнала «Экономический журнал Высшей школы экономики»;

5. http://www.ich.tsu.ru – научно-практический журнал «Проблемы управления в социальных системах»;

6. http://www.circle.ru – публичный некоммерческий информационный ресурс Методологического Движения;

7. http://www.avtopilot.ru – официальный сайт газеты «Коммерсантъ»;

8. http://eup.ru/Catalog/All-All.asp – Библиотека экономической и управленческой литературы.

Учебно-методическое издание

Горбунова Оксана Александровна

Теория управления

Методические рекомендации

Корректор Петрова И.Н.

Подписано к печати 21.09.2015.

Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная.

Печать ризограф.

Тираж 100 экз.

Международный институт рынка

443030, Самара, ул. Г.С.Аксакова, 21

Теория управления

Методические рекомендации

Самара 2015

УДК 658.011.4(07)

Теория управления. Методические рекомендации / Составитель: О.А. Горбунова. - Самара: МИР, 2015. - 30 с.

Рекомендации предназначены для студентов Международного института рынка очной и заочной формы обучения, обучающихся по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

Составитель: Горбунова О.А., к.э.н., доцент

Рецензент: Погодина Г.В., к.ф.н., доцент

Печатается по решению

Учебно-методического совета

Международного института рынка

© Международный институт рынка, 2015

© Составление Горбунова О.А., 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 4

Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО.. 4

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ». 6

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.. 8

Контрольные вопросы для подготовки к практическим занятиям.. 8

Тестовые задания для текущего контроля степени усвоения дисциплины.. 11

Темы докладов и рефератов по курсу. 25

Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения. 26

Вопросы для подготовки к зачету. 27

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 28

ВВЕДЕНИЕ

Целью дисциплины «Теория управления» является понимание концепции управления и современных проблем ее практического использования. Это предполагает изучение студентами основных принципов, концепций и ключевых проблем теории управления, а также выработку базовых навыков принятия и реализации административно-управленческих решений. Программа курса нацелена на формирование стройной системы взглядов в данной области. Содержание дисциплины включает методологические основы управленческой науки, историю ее развития, технологию и механизм управления.

Задачами изучения курса являются:

- дать бакалаврам общее представление о функциях, законах и методах управления;

- ознакомить студентов-бакалавров с основными теориями, концепциями и закономерностями управления социально-экономическими системами;

- отработать на примерах и игровых ситуациях навыки управления организацией и ее подразделениями;

- выделить специфические особенности труда государственных служащих;

- сформировать умения анализировать основные факторы эффективности управления.

Место учебной дисциплины в структуре ОП ВО

Учебная дисциплина «Теория управления» входит в базовую часть дисциплин учебного плана и опирается на ранее пройденные обучающимися предметы (в рамках программы бакалавриата).

Данная дисциплина опирается на предшествующие ей дисциплины «Психология», «Введение в специальность». Для изучения этой дисциплины обучающийся должен получить навыки эффективного взаимодействия в коллективе и способности представлять результаты своей работы и отстаивать свое мнение.

Данная дисциплина является предшествующей для следующих дисциплин: «Основы государственного и муниципального управления», «Теория организации», «Региональное управление и территориальное планирование», «Основы управления персоналом», «Управление проектами».

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке выпускной квалификационной работы, выполнении научных студенческих работ.

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисцип­лины (модуля)

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

– этапы развития теории управления;

– теоретические основы управления;

– место и роль теории управления и ее взаимосвязь с другими разделами и отраслями экономической науки;

– методологические и организационно-правовые аспекты управления, технологию и экономический механизм управления;

– основные управления проблемы и принципиальные возможности их решения;

– принципы принятия и реализации эффективных управленческих решений, функции и методы управления;

– требования к государственному аппарату и его работникам;

– типы организационных структур управления, логику принятия и воплощения управленческих решений в рамках этих структур;

– практические технологии управления, технику личного труда управленца;

– сущность и содержание эффективности управления.

Уметь:

- охарактеризовать отличия в школах управления;

- показать роли, которые выполняет управленец в различных школах управления;

- выявлять проблемы управления при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- использовать методологические, организационно-экономические, социально-экономические, социально-психологические основы управления, теоретические модели при принятии практических управленческих решений;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных управленческих решений;

- применять методы научной организации труда и организационного проектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;

- анализировать мотивацию труда работников организации;

- планировать, координировать и контролировать индивидуальную и совместную деятельность в организации;

- разрешать конфликтные ситуации;

- определять направления повышения эффективности управления на основе анализа влияния социально-экономических факторов.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

- навыками принятия управленческих решений;

- навыками разработки стратегии организации;

- методикой построения мотивационной системы в организации;

- навыками разрешения конфликтных ситуаций;

- методикой управления государственными и муниципальными организациями.

Дисциплина «Теория управления» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3+ по направлению подготовки ВО «Государственное и муниципальное управление»:

б) общепрофессиональных компетенций:

- способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

в) профессиональных компетенций:

- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);

- владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);

- способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности (ПК-18);

- способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);

- умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-21);

- умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22).

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

Тема 1. Сущность и содержание теории управления

Предмет и основные проблемы управления. Теоретические основы менеджмента. Эволюция управленческой мысли: научные школы менеджмента. Развитие науки управления в России. Новая управленческая парадигма. Современное состояние менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям. Многообразие моделей менеджмента. Место теории управления в структуре современного научного знания. Сущность и содержание теории управления. Цели и функции теории управления. Значение теории управления для подготовки студентов, обучающихся по направлению “государственное и муниципальное управление”.

Наши рекомендации