Примерная программа учебного курса

«Экологическое сознание»

Объем курса - 30 учебных часов: лекции - 18 часов; семинары - 4 часа;

практические занятия - 8 часов.

Лекция 1. Определение понятия "экологическое сознание". Понятийный аппарат экологического сознания. Экологическое сознание и мировоззрение. Исторические корни экологического сознания. Эволюция экологического сознания (2 часа).

Лекция 2. Концепция права, морали и этики в экологическом сознании. Влияние вида цивилизации и менталитета нации на содержание экологического сознания. Роль кросскультурных взаимоотношений. Антропоморфизм и антропоцентризм экологического сознания (2 часа).

Лекция 3. Роль биологического и социального в экологическом сознании. Потребности и особенности их появления и развития. Конфликт как база экологического сознания (2 часа).

Семинар 1. Анализ содержания экологического сознания как одной из форм мировоззрения. Роль научного познания. Активность и созерцательность в экологическом сознании (2 часа).

Лекция 4. Факторы, определяющие напряженность в экологическом сознании. Роль уровня тревожности личности. Эмоциональные аспекты экологического сознания (2 часа).

Лекция 5. Когнитивные механизмы экологического сознания. Конструкты в экологическом сознании. Роль творческого и критического мышления экологической позиции личности (2 часа).

Семинар 2. Роль личностных характеристик в формировании и в проявлениях экологического сознания и их направленности в прошлое, настоящее или будущее (2 часа).

Практическое занятие 1. Методы анализа экологического сознания. Направленная и свободная беседа и виды анкетирования (4 часа).

Лекция 6. Виды экологического сознания. Сознание отрицания, гипермобилизации, агрессивно-хищническое сознание и активное адекватное сознание. Обыденное сознание. Роль потребностей в формировании вида сознания. Влияние примера и содержания информации, получаемой из различных источников (2 часа).

Лекция 7. Коллективное экологическое сознание. Виды коллективного экологического сознания и роль общественных институтов, в том числе и средств массовой информации (2 часа).

Практическое занятие 2. Проводится путем бесед и анкетирования жителей города по конкретной известной экологической проблеме с последующей обработкой данных (4 часа).

Лекция 8. Экологическое поведение, его формы и виды. Необходимость компромисса в экологическом поведении. Концепция государственного эгоизма. Роль научных данных в определении экологического поведения. Зависимость направленности и выраженности поведения от экологического ожидания (2 часа).

Лекция 9. Экологическое воспитание. Его задачи на разных этапах индивидуального развития. Экологическое воспитание как формирование духовных ценностей. Гуманистическое воспитание экологического сознания и его составляющие (2 часа).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. Алдашева А.А. Стратегия психологической адаптации в условиях Антарктиды //

Физиология человека. 1984. Т. 10. № 1.

Алдашева А.А. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - Л., 1984.

Алдашева А.А. Психологическая адаптация специалистов ВМФ к условиям деятельности: Дис. д-ра психол. наук. - М., 1995.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.

Анохин U.K. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина,

1975.

Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психол. жури. 1981. Т. 2, № 2. С. 8-18.

Базилевчч Т.Ф. Антиципация в структуре действительного смысла // Психол. журн. 1998. Т. 19, №3. С. 121-131.

Балин В.Д. О структуре индивидуального сознания // Психологические проблемы саморегуляции личности. - СПб., 1997.

Батищее Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб., 1997.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979.

БенуаА.Н. Мои воспоминания. - М.: Наука, 1980.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1996. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. - Пг, 1921.

Бодрое В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. - М., 1995.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1993. Т. 14, №6. С. 3-15.

Васильев И.А., Магомет-Эмиров М.Ж. Мотивация и контроль за действием. - М., 1991. Введение в эргономику / Под ред. В.П.Зинченко. М.: Сов. радио, 1974.

Веккер Л.Н. Психические процессы. - Л.: ЛГУ, 1983. Т. 1, 2.

Величковский Б.М. Современная коллективная психология. - М.: МГУ, 1982.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976. Вудвортс Р.З. Экспериментальная психология. - М.: Изд-во иностр. лит., 1950.

Вундт В. Основы психологии. - СПб., 1906. T.I.

Галиев М.А., Исмаилов Ф.Р., Абдюкова Г.М. Социально-гигиенические последствия современного экологического состояния городов нефтепереработки и нефтехимии // Экология человеки. 1998. № 3.

Гегель Ф. Сочинения. - М.: Мысль, 1935. Т. 8.

Геккель Э. Чудеса жизни. - СПб., 1909.

Гельгорн Э. Регуляторная функция автономной нервной системы. - М.: Иностр. лит., 1948.

Гостев А.А. Эволюция индивидуального сознания в процессе решения глобальных конфликтов (Очерки по конфликтологии). - М., 1993.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: ЛГУ, 1990.

Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. - М.: Педагогика, 1993.

Джеймс В. Психология. - М., 1991.

Дюркгейм Э. Методы социологии. - Киев, 1939.

ДьюиДж. Психология и педагогика мышления. - М.: Совершенство, 1997.

Железное Ю.Д. Природа человека и общества. - М., 1996.

Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. - М.: Сов.радио,1966.

Зараковский Г.М., Павлов В.В. Закономерности функционирования эргатических систем. - М.: Радио и связь, 1987.

Зараковский Г.М., Баранов Е.Г., Медведев В.К, Разыграева Н.А. Опыт исследования информационно-обусловленного экологического сознания учеников старших классов средней школы // Физиология человека. 1999. Т. 25.

Зигель А., Вольф Дж. Модель группового поведения в системе человек-машина. - М.: Мир, 1973.

Зинченко В.П., Вергилес М.Ю. Формирование зрительного образа. - М.: МГУ, 1969.

Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М.: Тривола, 1995.

Зубанов В.А. Прошлое и будущее человечества глазами эколога // Обществ, науки и современность. 1997. № 3.

Изард К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1990.

Капица С.П. Теория роста населения Земли. - М.: МФТИ, 1997.

Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: КГУ, 1969.

Коваленко М.И. Пассионарность как психологический феномен // Психологические проблемы саморегуляции личности. - СПб.: СПГУ, 1998. Вып. 2.

Коган М.С. Культура города и пути ее изучения // Город и культура. - СПб., 1992.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980.

Конрад Н.И. Запад и Восток. - М.: Наука, 1972.

Крылов А.А. Человек в автоматических системах управления. - Л.: ЛГУ, 1972.

Кудрявцев В.Н.Дмитриев А.В. Юридическая конфликтология. - М.: Наука, 1998.

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - Л.: Медицина, 1970.

Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. - М., 1930.

ЛеонтьевА.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975.

Линч К. Образ города. - М.: Прогресс, 1982.

Ломов Б.Ф. Человек и техника. - М.: Сов. радио, 1966.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

Мазур И.И., Молдованова О.И. Введение в инженерную экологию. - М.: Наука, 1989.

МакдауголлД. Различие эмоции и чувства//Психология эмоций. - М.: МГУ, 1984.

Малкин В.Б. Острая гипоксия // Адаптация человека к экстремальным условиям среды. - М.: Наука, 1979.

Мамардашвилч М.К. Формы и содержание мышления. - М., 1968.

МаслоуА. Самоактуализация//Психология личности. - М.: МГУ, 1982.

Маришук В.Л., Платонов К.К., Плотницкая Е.А. Напряженность в полете. - М.: Воениздат, 1969.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21.

Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях//Адаптация человека к экстремальным условиям среды. - М.: Наука, 1979.

Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов среды. - Л.: Наука, 1982.

Медведев В.И. Функциональные состояния головного мозга человека // Механизмы деятельности мозга. -Л.: Наука, 1988.

Медведев В.И. Экологическое сознание, индивидуальное и коллективное // Материалы конф. по экол. психологии. - М.: МГУ, 1998.

Медведев В.И. Экстремальные состояния человека в процессе деятельности // Физиология трудовой деятельности. - СПб.: Наука, 1993.

Менделеев Д.И. Заветные мысли. - Минск, 1997.

Мечников И.И. 40 лет искания рационального мировоззрения. - М., 1913.

Милошевич В.В., Карасев Е.В. Тенденция экологического естествознания. - Владивосток: АН СССР, 1983.

Моисеев Н.Н. Постиндустриальный мир и Россия // Зеленый мир. 1997. № 29.

Небылицин В.Н. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Просвещение, 1968.

Обозов Н.П. Межличностные отношения. - Л.: ЛГУ, 1979.

Оучи И. Методы организации производства: Японский и американский подходы. - М.: Наука, 1984.

Павлов И.П. Сочинения. - М.: Наука, 1951. Т. 3-5.

Панин Л.Е., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. - Новосибирск: Наука, 1984.

Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ движения общественного сознания. - М.: МГУ, 1997.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. - М.: Просвещение, 1969.

Посохова С. Т. Роль свойств личности в развитии состояния эмоциональной напряженности // Тез. 7-й науч. конф. ВМА. - Л., 1982.

Прибрам К. Языки мозга. - М.: Прогресс, 1975.

Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Прогресс, 1986.

Реан А.А. Проблемы и перспективы концепции локус-контроля личности // Пси-хол. журн. 1998. Т. 19, № 4.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1998.

Сартр Ж.П. Очерки теории эмоции // Психология эмоций. - М.: МГУ, 1984.

Селье Г. На уровне целого организма. - М.: Наука, 1972.

Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психологические проблемы самореализации личности. - СПб.: СПГУ, 1997. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М.: Наука, 1987.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М: Наука, 1970.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1966.

СоханьЛ.В. Стиль жизни личности. - Киев, 1982.

СпивакД-Л. Лингвистика измененных состояний сознания. - Л.: Наука, 1986.

Степин B.C., Аршинов В.И. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. - М.: Наука, 1994.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука. 1987.

Теплое Б.М. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1985. Т. 1.

Тихомиров О.И., Виноградов Ю.Е. Эмоции в функции эвристики // Психологические исследования. - М.: МГУ, 1969.

Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.

Уорвик К. Наступление машин. - М.: Наука, 1999.

Ухтомский Л.А. Доминанта. - М.: Наука, 1966.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М.: Наука, 1989.

Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Прогресс, 1990.

Философская энциклопедия. - М.: Сов. энцикл., 1960. Т.З.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1995.

Хакен Г. Синергетика. - М., 1985.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 1986. Т. 1,2.

Учение Л.Н.Гумилева. Опыт осмысления / Под ред. И.С.Шишкина. - М., 1998.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.

Юнг К. Архетип и символ. - М., 1991.

Яковец Б.Н. Готовность оператора к экстренному действию в связи с отношением к задачам. Дис. канд. психол. наук. - Тарту: ТГУ, 1971.

Яницикий О.Н. Экология города. Зарубежные концепции. - М.: Наука, 1984.

AllportG.W. Pattern and grouth in personality. - N.Y, 1969.

Arnold M. Yasson. The human person. - N.Y, 1954.

Bergson H. Creative Evolution. - N.Y, 1923.

Bruner Y.S., TagiuriR. The perception of people. Handbook ofSoc. Psychol. 1954. AddisonVestry. V.2.

Boden M.A. Atrificial intelligence and naturel man. MIT-Press, 1954. DarendorfR. The modem social conflict. - L., 1988.

Engel Y.F., Blackwell D.D., MiniardP.W. Consumer behavior. Chic.: C.D.S. 1986.

Fletcher G.S.J. Psychology and common sense // Am. Psychologist. 1984. № 30.

Frankel V. Psychotherapy and Existentialism // Selected Papers on Logotherapy. 1973.

Gibson Y. Y. An ecological approach to visual perception. - Boston, 1979. Group dynamics: reserch and theory / Ed. by Cartwight L., Zander A. N.Y: Harper and Row, 1968.

Guilford Y. Measurement of creativity. Exploration in creativity. - N.Y, 1967. Harrison R. V. Person-environment fit and job stress // Stress and \\brk. - N.Y: Wiles, 1978.

James W. Some problems of Psychology. A beginning of an Introduction to Phylosophy. - N.Y,1911.

Kelly G. Artificial intelligence. A modem myth. Ell, Norton. 1955.

Kelly G. The psychology of personal constructs. 1991. V. 1, № 2.

Levin К. Field theory in social science - L., 1952.

Levin K. Kriegslandshaft. Ztschr. Psychol. 1917. № 12.

Levin К. Principles of topological psychology. - N.Y; L., 1936.

Masani P.R. The unscientific side of the ecological movement // Curr. sciens (India). 1993. V. 65, № 8.

MedowsD.H., MedousD.L., Randersl. Beyond the limits. - Vermount, 1992. Mulim C.S. Some psychological aspects of isolated antarctic living // Am J. Psychiatry. 1969. № 177.

Mumfordl. The culture of cities. - N.Y, 1938.

Petersen C., Saligman M. Causal explanations as a risk factor for depression. Theory and evidence //J. Psychol. Review. 1984. V. 91.

Piagetl. Memoire at intilligence. N.Y., 1968.

Roller I.B. Generallized expectation for internal versus external control of reinforcement // Psychol. monogr. 1966. V. 30.

Rotter I.B. Some problems and misconceptions, related to the construct of internal versus external control of reinforcement //1. con. and din. Psychol. 1975. V. 43.

SadikN. Public policy and private decision //Am. J.Publ. Health Policy. 1992. V. 13,№ 2.

SchukA. Common sense and scientific interpretation of human action. The problem of social reality. - N.Y, 1962.

Spenser H. The principles of psychology. - N.Y, 1890. V. 1.

WieckerA. W. An Introduction to ecological Psychology. Montrey (Ca.): Brooks, 1979.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1......................................................................................................... 3

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ........................................................................ 3

Глава 2....................................................................................................... 16

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО................................ 16

СОЗНАНИЯ............................................................................................... 16

Глава 3....................................................................................................... 25

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО.................................. 25

СОЗНАНИЯ............................................................................................... 25

Глава 4....................................................................................................... 37

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВАНДАЛИЗМ................. 37

Глава 5....................................................................................................... 43

КОНЦЕПЦИИ ПРАВА, МОРАЛИ........................................................... 43

ЭТИКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ.......................................... 43

Глава 6....................................................................................................... 54

КОНФЛИКТ КАК БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ................ 54

Глава 7....................................................................................................... 70

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - СОСТОЯНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ 70

Глава 8....................................................................................................... 78

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭМОЦИИ....................................... 78

Глава 9....................................................................................................... 93

КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. 93

Глава 10................................................................................................... 116

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ.................................. 116

Глава 11................................................................................................... 128

ВИДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ............................................ 128

ГЛАВА 12................................................................................................... 151

ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 151

ГЛАВА 13................................................................................................... 182

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ГОРОДА........ 182

ГААВА 14................................................................................................... 198

ВЛИЯНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА........................................ 198

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ........................................................... 198

Глава 15................................................................................................... 226

ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ................................. 226

СОЗНАНИЕ............................................................................................. 226

Глава 16................................................................................................... 253

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ........................................................ 253

Глава 17................................................................................................... 270

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ..................................................... 270

Глава 18................................................................................................... 293

ПОДВОДЯ ИТОГИ.................................................................................. 293

ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................................ 308

Примерная программа учебного курса................................................ 308

«Экологическое сознание».................................................................. 308

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА..................................................... 310


Учебное издание

Наши рекомендации