Моделирование валогенераторных установок
Валогенератор (ВГ) является генератором отбора мощности от главного двигателя (ГД) (рис.2.26) и на его характеристики нагрузки и параметров дизеля ГД оказывает влияние гребной винт. Так как большая часть мощности ГД расходуется на движение судна, то переходные процессы частоты вращения ГД зависят в основном от момента сопротивления винта МВ. Вклад ВГ в переходный процесс невелик.
Контур САР напряжения ВГ ничем не отличается от САР напряжения генераторов судовой электростанции. Контур САР частоты в части математического описания объекта управления – валогенератора – имеет существенные отличия. Уравнение динамики ГД имеет вид:
(2.136)
Момент, развиваемый винтом в воде, определяется по формуле:
(2.137)
где КМ – безразмерный коэффициент момента, ρ – плотность воды, ωВ – частота вращения винта, D – диаметр винта.
При постоянной частоте вращения винта регулируемого шага, момент сопротивления на валу главного двигателя равен сумме моментов сопротивления валогенератора и винта. При изменении мощности винта регулируемого шага под действием эксплуатационных факторов, необходимо так же изменить мощность ГД для сохранения неизменной частоты вращения ВГ. Изменение момента сопротивления винта, при неизменных оборотах, приводит к такому же изменению мощности. Отнесём изменение момента сопротивления винта к изменению коэффициента KМ.
На величину момента МВ и, соответственно, значение коэффициента КМ оказывают влияние:
- эксплуатационные факторы;
- штормовое плавание;
- крутильные колебания валопровода, соединяющий винт с редуктором пропульсивной установки.
Перечень эксплуатационных факторов и степень их влияния (в %) на момент МВ при фиксированной поступи винта приведены в табл.2.4.
Таблица 2.4 - Влияние эксплуатационных факторов на момент винта
Эксплуатационные факторы, влияющие на момент сопротивления винта | Максимальное изменение момента ΔМВ, % |
1. Состояние поверхности винта | +36 |
2. Состояние поверхности корпуса | +50 |
3. Глубина фарватера | +45 |
4. Осадка судна | +6,6 |
5. Ветроволновая обстановка | +80 |
6. Сопротивление трала | +80 |
7. Ледовая обстановка | +70 |
8. Плотность воды | +30 |
Среднее значение влияния всех факторов ΔМВ.ср | +50 |
Изменение ΔКМ в зависимости от относительной поступи определяется выражением:
где λКП=0,8 – конструктивная относительная поступь винта;
- шаговое отношение, изменяющееся в диапазоне 0,6...1,2;
- конструктивное шаговое отношение;
γ=0,9…1,2 – конструктивный коэффициент.
С учётом эксплуатационных факторов ΔКМ изменяется в пределах:
Для винта регулируемого шага ΔKМ.ср=0,035. Тогда относительное изменение КМ:
(2.138)
Уравнение, учитывающее характер изменения момента сопротивления гребного винта в штормовых условиях, имеет вид:
(2.139)
где ω0 – номинальная частота вращения винта, ΩС – частота качки судна,
γа и та – коэффициенты, значения которых зависят от эксплуатационных факторов, причем γа=2,7...45,3=2,7·(1...16,8) и та=0,8...1,1.
Периодически изменяющийся крутящий момент в системе "двигатель - валопровод - винт" является источником крутильных колебаний судового валопровода. Это обусловлено неравномерным образованием механической энергии в поршневом двигателе и неравномерным полем скоростей набегающего на винт потока воды. Эти колебания максимальны при резонансных числах оборотов, когда переменные напряжения кручения могут достигать больших значений.
Крутильные колебания валопровода характеризуются моментом скручивания ΔМскр и моментом от внутренних сил сопротивления ΔМвс, возникающих как результат взаимодействия между частями колебательно-крутильной системы при относительном повороте сечений. Эти моменты рассчитываются по формулам:
(2.140)
Уравнение динамики САР частотой ГД с подсоединенным к нему валогенератором имеет вид:
(2.141)
Уравнение динамики механизма изменения шага винта (МИШ):
(2.142)
где TS=3 с – постоянная времени сервомотора МИШ; ΔH – текущее изменение шага винта; ΔHзад – заданное изменение шага винта.
Модель САР частоты ВГ с электрическим регулятором описывается системой уравнений:
(2.143)
Вопросы для самоконтроля
1. Что общего и какие отличия имеются в САР генераторами судовой электростанции и валогенератором?
2. Какое влияние на вращающий момент ГД оказывают эксплуатационые факторы?
3. Как учитываются в работе ГД штормовые условия плавания?
4. Как учитываются в работе ГД крутильные колебания валопровода?
5. Уравнения каких механизмов и объектов учитываются в модели САР частоты ВГ?
Литература [1-9]