Виды случайности и «масштаб зрения».
Итак, случайность второго вида как бы «порождает» необходимость, а случайность первого вида добавляет элемент неопределенности, неоднозначности в ход развития и тем самым способствует самовыстраиванию и самодостраиванию необходимости, диссипативной структуры в конкретном ее виде. Распределение и разделение на эти два вида случайности определяется не изнутри их самих, а извне – то есть самой системой, вернее, соответствующим этапом ее самоорганизации.
Таким образом, случайность как форма выражения необходимости сменяется «порождающей», «воспламеняющей» случайностью. Взрывные, катастрофические процессы были известны человеку, вообще говоря, давно, будучи элементами его обыденного, жизненно-практического опыта. Скажем, человек, путешествующий по горам, и тысячелетия назад на основе своего эмпирического опыта знал, что горная лавина может обрушиться внезапно, чуть ли не от дуновения ветра или неудачно сделанного шага. Не является абсолютно новым и понимание того, что различные социальные катаклизмы часто являются следствием последней капли напряженности, последнего случайного события, перевешивающего чашу весов в ту или иную сторону. Это типичный пример малой причины больших исторических событий.
Одна и та же случайность может, однако, предстать и в первом, и во втором виде в зависимости от масштаба зрения, в котором она наблюдается. Если, к примеру, снежная лавина сходит в горах Осетии, как это было осенью 2002 года, и погибают десятки людей, то это – трагическая случайность, о которой рассказывается в выпусках новостей и которая оставляет глубокую рану в сердцах близких и родных погибших. Организации МЧС предпринимают усилия для восстановления дорог и жилищ пострадавших. Но в ином масштабе зрения снежные лавины предстают для исследователей-метеорологов, которые знают, что они образуются с завидной периодичностью, и потому метеорологи изучают условия и вероятность их периодического схождения с гор.
Если драматическим образом перестает существовать один из коммерческих вузов как не выдержавший конкуренции с другими по предлагаемым им формам обучения и специальностям, а другой вуз становится лидером в наборе студентов и подготовке специалистов данного профиля, то в анализе ситуации положение одного из них предстает как драма, другого – как успех. Но рейтинговые колебания вузов в целом – обычная статистика в другом масштабе зрения. Но конкретного руководителя очевидно совсем не устроит общая статистика неудачников, и в анализе своего положения он четко руководствуется параметрами нужного для организации обучения масштаба зрения.
Такова роль случайности в «гремучей смеси» с необходимостью.
Итак, в решающие моменты бытия (в точках бифуркации, как говорит синергетика) перед человеком, как правило, открываются несколько дорог. Причем, далеко не всегда мы достаточно четко осознаем, когда именно совершается этот поворот, фиксирующийся в конечном итоге в принятии конкретного решения или просто и вдруг обрушивающийся спонтанной лавиной жизненных удач или, увы, и наоборот, неприятностей и потерь. Без сомнения, поворот, за которым следует поток социальных побед, приносящих ощущения настоящего счастья и собственной полноценности, в этом случае несравненно приятнее. И потому руководителю, да и обычному человеку очень важно вовремя понять, нащупать и почувствовать будущие очертания такого поворота, как бы ни был труден его поиск, и попытаться направить течение событий в желаемое русло.
Синергетическое знание, заглядывающее в природу бытия глубже, чем предшествующие ему иные научные и мировоззренческие концепции – уже шаг к успеху в настоящем и будущем.
Итак, синергетика заново открывает случайность как элемент мира. Случайность играет особую творческую, созидательную роль в процессах самоорганизации, которые являются преобладающими в обществе и разнообразных сферах его жизнедеятельности.
Случайность и новое.
Ученые издавна связывали природу случайности с возможностью возникновения нового в природе и обществе. В существовании случайного они видели один из возможных выходов из парадокса развития. Иначе говоря, поиск ответа на вопрос, как вообще возможно возникновение нового в этом мире, приводил к пониманию того, как именно благодаря случайности рождается новое. Эта проблема развертывается в целый «куст» сложных вопросов. Здесь и вопрос качественного скачка, и проблема эмерджентности, т.е. непредсказуемости и относительной необусловленности возникновения нового качества, рождения его сразу, вдруг и как некоего целого, а не по частям, не фрагментарно.
Идея о спектре структур-аттракторов открытой нелинейной среды позволяет дополнительно прояснить место случайности в эволюции мира. Какие именно структурные конфигурации, пути эволюции могут быть в принципе реализованы в нем – это определяется собственными свойствами сред и систем, в том числе характером их нелинейности.
Случайность же определяет возможные «блуждания» по полю путей развития. Она проявляет, высвечивает, обнаруживает всякий раз лишь один из возможных путей эволюции, лишь одну структуру-аттрактор. В состоянии неустойчивости (вблизи точки бифуркации или момента обострения, момента максимального развития сложной структуры) именно случайность определяет то, какая из спектра возможных относительно устойчивых структур возникает в данный момент.
Случайность может приводить к новому макроскопическому состоянию, к новой макроструктуре, т.е. к структуре, несоизмеримой по своей величине с самой вызвавшей ее случайностью. Последствия действия такой случайности могут быть катастрофическими для предыдущей макроструктуры: она перестраивается коренным образом или даже полностью разрушается, а на ее месте из случайностей вырастает новая структура. Теперь мы знаем, когда и как это происходит. В тех случаях, когда случайное воздействие резонансно, то есть своевременно и уместно, правильно пространственно организовано, когда оно согласуется с процессом и формой самоструктуризации данной системы. Система чувствительна к случайностям именно в точках бифуркации.
Таким образом, мы пришли к важному пониманию: случайность есть творческое, конструктивное начало нашего мира. Случайность строит мир, в котором мы живем.
Выводы.