Менеджмент как вид наиболее рационального управления организацией.
Видом справедливого управления деловой организацией в современных условиях стал менеджмент, который задается главным вопросом о том, а как привлечь в фирмы, корпорацию свободного человека в качестве работника с тем, чтобы его работа в данной организации была выгодна этому работнику и одновременно приносила прибыль организации (фирме, корпорации, фабрике и т.д., как бы эта организация ни называлась).
Менеджмент, в силу данных причин, – это такой тип управления, в котором уровень рациональности, разумности регулирующих целенаправленных действий значительно возрастает по сравнению с другими, предшествующими ему, типами и видами управления.
Исторически управление прошло такие стадии «использования других людей», как:
- интердикция (подавление, запрещение)[18];
- инфлюация[19] (влияние), в первую очередь в виде суггестии[20], то есть внушения[21];
- рациональное регулирование совместных действий, совместного труда людей.
И к этому рациональному регулированию управление идет долгие годы: века, тысячелетия и даже миллионы лет.
У кого из нас есть хвост? Конечно, ни один человек не прячет сегодня в своих штанах собственный хвост, маленький или большой, оставшийся как атавизм эволюции, которую прошел наш предок за миллионы лет. Хвост давно исчез из нашего организма. Однако остаточек его в виде копчика у нас все же есть. Так вот, интердикция, инфлюация, суггестия – это сегодня не просто «остаток» из эволюции и истории человеческих отношений. Запрещение, подавление, внушение, обман – заметные факты социальных отношений современного общества. Нельзя не замечать эти факты. Они рядом и вместе с нами. Это не просто «остаток», «остаточек», «копчик» общественных отношений – это настоящий хвостище, который волочится-тянется за человечеством в его многолетней истории, ни как не желая «отваливаться» и «отсыхать».
Люди медленно и упорно ищут и находят все более рациональные способы построения собственных отношений и социальных действий, их регулирования, координации. «Регулирование силой», силовое регулирование все еще играет заметную роль в современном обществе. Наличие «силовых структур» в любом государстве и обществе постоянно подчеркивают телепередачи, другая печатная и электронная пресса, наш бытовой язык. Но люди борются с социальными атавизмами, оставленными эволюцией и историей.
Поэтому управление организацией сегодня проявляет себя также и прежде всего как «мотивация» деятельности индивидов[22]. Ее внешний вид – «стимулирование» деятельности и поведения людей.
Таким образом, через названные и некоторые другие понятия можно получить не только базовые или частные дефиниции управления, но и достаточно широкое представление о нем как явлении.
В своем оптимальном виде управление – это мотивированное действие или воздействие, это рациональная и искусная мотивация совместнойдеятельности людей для достижения определенных целей, выгодных всем объединившимся индивидам (в одинаковой или разной мере).
Управление, таким образом, – это социальный феномен, представляющий собой целенаправленное воздействие на общественные процессы, осуществляемое посредством специальных органов и организаций, призванных совершенствовать целостность и структуру социальной системы[23].
Глава 2.
Самоорганизация и управление
Понятие самоорганизации.
Для нас привычно слово «организация». Теперь настала необходимость рассмотреть именно самоорганизацию в ее отношениях с управлением.
На бытовом уровне, то есть в нашей повседневной жизни, под словом «самоорганизация» мы понимаем свою собственную способность делать все правильно. Вовремя вставать, рассчитывать время, сочетать в жизни работу и отдых, умываться, чистить зубы и пр.
Научное понятие «самоорганизация» существенно отличается от бытового. Оно шире и глубже. В определенной мере это научное понятие включает в себя обыденное, бытовое. Но следует заметить, что делать утреннюю зарядку, означает не только самоорганизовываться, но прежде всего отдавать себе отчет, что мы делаем и зачем мы это делаем. Только потом утренняя гимнастика входит в привычку, становится условным рефлексом и потребностью нашего организма.
Однако самоорганизация (в соответствии с представлениями современной научной картины мира) существует во всей неживой и живой природе.
Выходит, что управление дополняет самоорганизацию?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо также, как мы сделали с управлением, определить понятие.
Самоорганизация отличается от процесса организации тем, что сущность процесса здесь объясняется уже природой самой системы (а не действием внешних факторов). То есть организация как система называется самоорганизующейся, если она без дополнительного воздействия извне, обретает определенную пространственную, временную или функциональную структуру.
Самоорганизацию как феномен, свойственный открытым системам, изучает синергетика.
Открытые системы, к которым относятся и все человеческие организации (даже если на первый взгляд они кажутся «закрытыми»), – это организации, активно взаимодействующие с внешней средой, обменивающиеся с ней веществом, энергией и/или информацией. Живой человек как открытая система тем отличается от восковой фигуры, копирующей его облик, что он дышит, двигается, пьет воду, питается, активно функционирует. Человек деятелен. Он «питается» окружающей средой. Человек тем более жизнеспособен, чем больше он деятелен и чем разумнее (для наращивания способности действовать) сочетает режим труда и отдыха. Восковая фигура этого же человека останется в большей сохранности в режиме с точностью до наоборот. Чем меньше она взаимодействует с внешней средой, чем лучше она изолирована от воздействия воздуха и механических воздействий, тем более длительное время способна она сохраняться. Восковая фигура – закрытая система, которая не способная к самоорганизации. Человек – открытая система, способная действовать спонтанно и самоорганизовываться. Человеческое общество (даже так называемое «закрытое», например, отделенные от цивилизации и веками устойчиво существующие племена Амазонии) – это также открытая организация и система, способная к самоорганизации.
Подчеркнем: самоорганизация – это свойство всех открытых систем. В отличие от управления, которое – свойство и феномен только человеческих систем.
Самоорганизация существует в живой и неживой природе, в живых системах и в системах неживой природы, как, например, в сложных процессах формирования нефти или каменного угля в недрах земной коры, в системных процессах движения планет и «жизни» Солнца как плазменного образования.
В человеческих объединениях, даже при всей управляемости этих объединений, доля самоорганизации весьма велика. Она ни как не меньше, чем даже доля современного управленческого регулирования. Ведь человек, как и другие животные, представляет собой биологический вид. «Объем» самоорганизации людей и взаимодействующих с ними систем оказывается даже значительно большим, чем мы обычно это себе представляем. Но исходная коллективная природа людей для выживания человека как биологического вида потребовала когда-то и требует также сегодня от человека чего-то еще, дополнительного – управления. Так человек создает (первоначально очень робкие) элементы рациональной координации усилий собратьев по виду – создает управление. При этом человек становиться еще и социальным индивидом, а не остается только биологическим видом в природном многообразии.