Тема 1. Финансовый менеджмент в системе управления организацией

Тема 1. Финансовый менеджмент в системе управления организацией

Цель лекции: раскрыть сущность финансового менеджмента, его роль в системе управления организацией, основные концепции финансового менеджмента и особенности финансового механизма управления организацией.

Основные вопросы:

1.1. Сущность, предмет и структура, принципы финансового менеджмента.

1.2. Цели и задачи финансового менеджмента.

1.3. Базовые концепции финансового менеджмента.

1.4. Роль, функции и приемы финансового менеджера.

1.5. Финансовый механизм управления организацией.

Цели и задачи финансового менеджмента

Процесс финансового менеджмента нацелен на:

- выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

- максимизацию рыночной стоимости предприятия;

- приемлемые темпы роста экономического потенциала предприятия;

- рост объемов реализации;

- максимизацию прибыли;

- минимизацию расходов;

- укрепление финансовой устойчивости;

- повышение ликвидности;

- обеспечение рентабельной деятельности;

- стимулирование экономического развития;

- укрепление социальной миссии (ответственности).

Главная цель финансового менеджмента - обеспечение максими­зации благосостояния собственников фирмы (пайщиков, ак­ционеров) в текущем и перспективном периоде. Эта цель находит конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что и является реализацией конечных фи­нансовых интересов его владельцев.

В процессе реализации главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач:

1. Обеспечение формирования необходимого объема финансо­вых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в перспективе.

2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформи­рованного объема финансовых ресурсов по основным направ­лениям деятельности организации.

3. Оптимизация денежного оборота.

4. Обеспечение максимизации прибыли при приемлемом уровне финансового риска.

5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при не­обходимом уровне прибыли.

6. Обеспечение постоянного финансового равновесия организа­ции в процессе её развития посредством поддержания высоко­го уровня финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей.

Все перечисленные задачи тесно связаны между собой. Их решение воз­можно в результате анализа альтернативных решений, учитывающих компромисс между требованиями рентабельности, финансовой ус­тойчивости и ликвидности.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: субъек­та и объекта управления.

Субъект управления в финансовой системе предприятия - группа людей, имеющих специальную финансовую под­готовку; которые с помощью различных форм и методов осу­ществляют эффективное управление финансами предприятия.

Объект управления - совокупность капитала, финансовых ресурсов, условий для осуществления их оборота, а также финансовые отношения, возникающие в процессе движения финансовых ресурсов и кругооборота капитала.

Приемы финансового менеджера

Для осуществления функции финансовый менеджер пользуется определёнными приёмами:

1. Приёмы; направленные ни перевод денежных средств, кото­рые связаны с расчетами за поставки товаров, работы, услуги.

2. Приёмы используемый в случае перемещения капитала для его прироста. Это инвестиционные сделки, включающие сред­несрочные и долгосрочные вложения капитала.

3. Приёмы, носящие спекулятивный характер (спекулятивные операции). Это краткосрочные сделки по получению прибыли в виде разницы в курсах покупки и продажи, разницы в процентах по взятым кредитам и выданным кредитам.

4. Приёмы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход. Зависит от приемов управления движением капитала, преследующих цель со­хранения покупательной способности денег в условиях риска.

Финансовые механизмы управления операционной

Прибылью организации

Деятельность предприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами отдельных видов ресурсов. По своему характеру эти затраты подраз­деляются на два основных вида - текущие и долговремен­ные.

Текущие затраты предприятия - совокупность выраженных в денежной форме затрат живого и овеществленного труда на осуществление текущей торгово-хозяйственной деятельности, которые по натураль­но-вещественному составу характеризуют потребленную часть материальных, нематериальных, трудовых и финансовых ре­сурсов.

Текущие затраты торгового предприятия связаны с ре­шаемыми им тактическими задачами - закупкой товаров, их транспор­тированием, хранением и реализацией; обслуживанием ма­териально-технической базы; содержанием персонала; об­служиванием полученных кредитов и т.п.

Долговременные (или инвестиционные) затраты связаны с решаемыми торговым предприятием стратегическими за­дачами - строительством, реконструкцией и приобрете­нием новых помещений; покупкой машин, механизмов и оборудования; нематериальных активов; формированием портфеля ценных бумаг.

С общим понятием текущих затрат пред­приятия связаны два понятия этих затрат - се­бестоимость реализованных товаров и издержки обра­щения.

Себестоимость реализованных товаров - суммарная стоимость реализованных в определенном периоде товарных запасов предприятия, а также транспортно-заготовительных затрат, приходящихся на реализованные товары.

Издержки обращения - выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на осуществление процесса реализации товаров и оказание торговых услуг покупателям. Это себестоимость услуг предприятия по доведению товаров от производителя до покупателя и их реализации. В состав издержек обращения входят операционные затраты торгового предприятия по реализации товаров, транспортно-заготовительные затраты, проценты за кредит.


Признаки классификации текущих затрат торгового предприятия Виды текущих затрат предприятия по соответствующим признакам классификации  
1.Характер отражения в учете 1. Бухгалтерские затраты 2. Экономические затраты
2. Подотрасль торговой дея­тельности 1. Затраты по розничной торговле 2. Затраты по оптовой тор­говле 3.Затраты по оптово-посреднической торговле
3. Направления хозяйствен­ной деятельности   1. Затраты по операцион­ной деятельности 2. Затраты по инвестици­онной деятельности 3. Затраты по финансовой деятельности  
4. Вид хозяйственных опе­раций   1. Затраты по реализации товаров (издержки) 2. Затраты по реализации других видов активов 3. Затраты по внереализа­ционным операциям
5. Возможность отнесения на конкретные результаты торговой деятельности 1. Прямые затраты 2. Непрямые затраты  
6. Степень эластичности к объему продаж 1. Переменные затраты 2. Постоянные затраты  
7. Экономические элементы   1. Материальные затраты 2. Затраты на оплату труда 3. Отчисления на социаль­ные Мероприятия 4. Амортизация 5. Другие операционные затраты
8. Конкретные статьи затрат по направлениям деятель­ности и объектам расходов Номенклатура статей за­трат по направлениям хозяйственной деятель­ности и объектам расходов в торговле устанавлива­ется соответствующими нормативными актами правительства
9. Однородность затрат 1. Простые затраты 2. Комплексные затраты
10. Рассматриваемый период формирования 1. Затраты отчетного периода 2. Затраты будущих пери­одов
11. Степень целесообраз­ности понесенных затрат 1. Результативные затраты 2. Нерезультативные затра­ты

1. Бухгалтерские затраты характеризу­ют полный объем понесенных текущих расходов предприятия, которые отражаются его бухгалтерским учетом. Экономические (или внутренние) затраты характери­зуют объем тех понесенных текущих расходов торгового предприятия, которые его бухгалтерским учетом не отражаются, а оцениваются по альтернативной стоимости.

2. Затраты по розничной, оптовой,оптово-посреднической торговле.

3. Затраты по операционной, инвестиционной, финансовой деятельности.

4. Затраты по реализации товаров (издержки обращения), затраты по реализации других видов активов, затраты по внереализационным операциям.

5. Прямые затраты - текущие расходы, которые в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному результату торговой деятель­ности (например, потери конкретного товара от естествен­ной убыли прямо относятся на результат его реализации). Непрямые затраты - теку­щие расходы, которые в связи с комплексностью их осу­ществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и тре­буют предварительного распределения (например, расходы на перевозку партии товаров, состоящей из нескольких то­варных групп, при их распределении по группам реализу­емых товаров).

6. Переменные затраты зависят от изменения объема товарооборота предприятия. При этом степень такой за­висимости различна. Она может носить пропорциональный характер (при котором сумма переменных затрат отдель­ных видов растет или сокращается пропорционально росту или снижению объема товарооборота, например, потери товаров от естественной убыли); дегрессивный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет меньшими темпами, чем возрастает объем товарооборота, например, расходы на рекламу при эффективном ее осу­ществлении); прогрессивный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет более высоки­ми темпами, чем увеличивается объем товарооборота, на­пример, расходы на заработную плату продавцов при сдельно-премиальной системе оплаты труда).

7. Постоянные затраты не зависят от изменения объема товарооборота. В составе затрат выделяются абсолютно постоянные затраты (например, расходы на аренду торговых помещений) и условно постоянные затраты (например, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Рассматривая постоянные затраты, следует иметь в виду, что они являются таковыми только в коротком периоде деятельности торгового предприятия. В длительном периоде его деятельности все виды текущих затрат подвержены изменению.

8. Материальные затраты (стоимость израсходованных (потребленных) в процессе операцион­ной деятельности материалов и комплектующих изделий некапитального характера, топливно-смазочных материалов, строительных материалов и запасных частей для проведения текущего ремонта основ­ных средств и других внеоборотных активов, тары и тарных ма­териалов, товаров для собственного использования или отобранных для оценки каче­ства и некоторые другие аналогичные текущие материаль­ные расходы. • Затраты на оплату труда. • Отчисления на социальные мероприятия. • Амортизация. • Другие операционные затраты (все прочие виды текущих операционных затрат предприятия).

9. По конкретным статьям затрат в разрезе направле­ний деятельности и объектов расходов нормативными актами утверждается единая учетная их номенклатура для пред­приятий различных отраслей, отражающая специфику их деятельности.

10. Простые затраты характеризуются однородным содержанием, в основе которого лежит определенный их элемент - амортизация, затраты на оплату труда и т.п. Комплексные затраты включают текущие расходы предприятия с различной экономической при­родой - затраты на хранение, подсортировку, обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров; затраты на осуществление маркетинговых мероприятий и т.п.

11. Затраты отчетного периода - расходы предприятия, относящиеся к от­четному периоду, в котором они осуществлены. Затраты будущих периодов - текущие расходы, которые осуществ­лены в отчетном периоде, но относятся к будущим перио­дам (например, внесенная вперед арендная плата).

12. Результативные затраты - текущие расходы, которые способствовали результативному осуществлению торгово-производственного или торгово-хозяйственного процесса предприятия. Нерезультативные затраты – текущие расходы, которые связаны с обслуживанием неиспользуемой части трудовых, материальных и финансо­вых ресурсов предприятия (например, выплата заработной платы работникам, выполняющим общественные обязанности; амортизационные отчисления по неиспользу­емому оборудованию; выплата процентов за кредит, сред­ства которого в отчетном периоде не использовались и т.п.).

Текущие затраты характеризу­ются следующими показателями:

а) Абсолютной суммой текущих затрат - показатель дает представление об объеме понесенных текущих расхо­дов предприятия в определенном периоде, но не позволяет судить об их эффективности;

б) Коэффициентом (или уровнем) затратоемкости деятельности - определяется как отношение общей суммы текущих затрат предприятия к объему его товарооборота, выраженное в процентах. Частным показа­телем затратоемкости предприятия выступает показатель уровня его издержкоемкости (отношение общей издержек обращения к объему товарооборота, выраженное в процентах).

в) Коэффициентом (или уровнем) затратоотдачи торговой деятельности - является обратным по отношению к коэффициенту затратоемкости торговой деятельности - характеризует объем торгового предприятия, приходящийся на единицу понесенных им текущих затрат в определенном периоде. Частным показателем затратоотдачи выступает показатель уровня издержкоемкости предприятия (сумма товарооборота на единицу издержек обращения предприятия).

г) Коэффициент (или уровень) рентабельности текущих затрат - определяется как отношение суммы валовой или чистой прибыли к сумме текущих затрат в определенном периоде, выраженное в процентах. Частным показателем рентабельности текущих затрат выступает показатель уровня рентабельности издержек обращения (отношение суммы валовой или чистой прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения предприятия).

Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей организации, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли. Эта зависимость носит название «Эффект производственного рычага». Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли. Валовая маржа - разницу между выручкой от реализации и переменными затратами.

Сила воздействия операционного рычага = Валовая маржа/ Прибыль

Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связан­ного с данной фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Чем больше доля постоянных затрат в общей величине издержек, тем сильнее сила воздействия производственного левериджа и наоборот. Такая закономерность действует в условиях роста выручки от реализации. При ее снижении сила воздействия рычага возрастает вне зависимости от доли постоянных затрат гораздо быстрее.

Эффективное управление текущими затратами невозможно без определения Порога рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты и наоборот. Не представляют трудностей и графические способы определе­ния порога рентабельности. Первый из способов основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализа­ции. Второй графический способ определения порога рентабельности базируется на равенстве выручки и суммарных затрат при достижении порога рентабельности. Результатом будет пороговое значение физического объема производства.

Разница между достигнутой фактической вы­ручкой от реализации и порогом рентабельности и составляет за­пас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реали­зации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвид­ных средств.

Стратегия управления текущими затратами сводится к определению:

Ø Суммарных текущих затрат, необходимых для выпуска определенного объема продукции;

Ø Оптимального соотношения между постоянными и переменными затратами;

Ø Запаса финансовой прочности;

Ø Сроков окупаемости текущих затрат организации.

Необходимо также учитывать связанные с предприятием риски, которые имеют два основных источ­ника:

1. Неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, цен сырья и энергии, не всегда имеющаяся возможность уло­житься себестоимостью в цену реализации и обеспечить нор­мальную массу, норму и динамику прибыли, само действие опе­рационного рычага, сила которого предопределяет степень гиб­кости предприятия - все это вместе взятое генерирует предприни­мательский риск - риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.

2. Неустойчивость финансовых условий кредитования, неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств, по существу, само действие финансового рычага генерирует финансовый риск.

Операционный рычаг воздействует своей силой на нетто-результат эксплуатации инвестиций (прибыль до уплаты процентов за кредит и налога), а финансовый рычаг - на сумму чистой прибыли предприятия, уровень чистой рентабельности его собственных средств и величину чистой прибыли в расчете на каждую обыкновенную акцию. Возрастание процентов за кредит при наращивании эффекта финансового рычага утяжеляет постоянные затраты предприятия и оказывает повышательное воздействие на силу операционного рычага. При этом растет не только финансовый, но и предпринимательский риск

Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздейст­вия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и вы­ручки приводят ко все более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле со­пряженного эффекта операционного и финансового рычагов

Уровень сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов = Сила воздействия операционного рычага* сила воздействия финансового рычага

Показывает на сколько процентов изменяется чистая прибыль при изменении объема продаж (выручки от реализации) на один процент. Сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губитель­ным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций и чистой прибыли.

Теории дивидендной политики

В теории важное значение имеет ответ на вопрос о влиянии изменений в дивидендной политики на рыночную стоимость предприятия. Существуют два подхода в решении ключевого вопроса дивидендной политики.

1) выбор дивидендной политики не влияет на цены акций предприятия и его рыночную стоимость.

Дивидендная политика рассматривается только как решение о финансировании, в результате которого вели­чина дивидендного выхода изменяется от 0 до 100% в соответствии с колебаниями числа приемлемых для пред­приятия инвестиционных проектов. Пассивная роль дивидендной политики в механизме управления прибы­лью и собственным капиталом полностью снимает воп­рос об оптимизации размера дивидендного выхода.

2) выбор дивидендной политики влияет на цены акций организации и ее рыночную стоимость:

а) Максимизирует рыночную стоимость при высоком значении показателя дивидендных выплат (традиционная теория).

б) Максимизирует рыночную стоимость при низком (или нулевом) значении показателя дивиден­дного выхода (радикальная теория).

I. В рамках первой концепции Ф.Модильян и М.Миллер разработали теорию иррелевантности дивидендов. При обосновании своей позиции авторы использовали допущения: отсутствие налогообложения, расходов по выпуску акций и трансакционных издер­жек; независимость инвестиционной политики от политики выплаты дивидендов, наличие асимметричной информации у инвесторов и менеджеров. В условиях совершенных рынков капитала инвесторам безразличен выбор между дивидендами и до­ходом от прироста капитала и они могут принимать решения по направлению полученного дохода на реинвестирование в акти­вы, либо на потребление в зависимости от своих предпочтений.

С учетом принятых допущений была доказана независимость цены акция и рыночной стоимо­сти предприятия от дивидендной политики. Ф. Модильян М. Миллер утверждали, что благосостояние соб­ственников предприятия и рыночная стоимость предпри­ятия определяются не пропорцией распределения прибыли, а размером формируемой прибыли.

Недостаток данной теории - это нереальность исход­ных условий, на которых она базируется.

II. а) Основные теоретические разработки в рамках традиционного направления были выполнены М. Гордо­ном и Дж. Линтнером. В своей теории предпочтительности дивидендов (теория «синицы в руках») они обратили внимание на необходимость учета фактора риска при принятии решений по поводу распределения прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций. По их мне­нию, тип поведения инвесторов определяется тем, что они более заинтересованы в получении менее рискованных текущих дивидендных выплат по сравнению с доходом от прироста капитала в будущем. Инвесторы придерживаются принципа «лучше синица в руках, чем журавль в небе»:

В модели Гордона (Теоретическая стоимость акции = ожидаемый дивиденд/ (приемлемая доходность – ожидаемый темп прироста дивидендов) дивидендная доходность менее рискованная часть, чем капитализиро­ванная доходность в силу обстоятельств:

- прирост ожидаемой доходности вследствие увели­чения курсовой стоимости акции менее прогнозируем, чем дивиденд;

- инвесторы менее информированы, чем менеджеры об инвестиционных возможностях и о доходности инвестиционных проектов;

- большее влияния инвесторов на оп­ределение размера дивиденда, чем на установление цены акции.

Инвесторов, предпочитающих дивидендные выплаты, удовлетворяет меньшая норма дохода на инве­стированный капитал, что приводит к росту ры­ночной оценки акционерного капитала. В случае невып­латы дивидендов приемлемая для инвесторов норма до­хода повышается, а рыночная оценка акционерного капитала снижается.

Так как ожидаемая общая доходность ак­ций растет по мере снижения удельного веса ди­видендов в прибыли и возрастания риска инвесторов, пред­приятия должны устанавливать высокий удельный вес дивидендных выплат в прибыли и предлагать высокую дивидендную доходность в целях максимизации своей сто­имости.

По мнению оппонентов данной теории, большинство инвесторов получен­ные дивиденды вновь реинвестируют в акции своего или другого предприятия, т.е. для них рискованность денежных потоков предприятия в долгосрочном периоде определяется риском деятельно­сти предприятия, а не типом его дивидендной политики. Таким образом, фактор риска нельзя использовать в пользу выбора той или иной ди­видендной политики.

В рамках второго направления Р. Лиценбергером и К. Рамасвами разработана теория налоговой дифференциации. Они называют минимизацию нало­гообложения доходов инвесторов – главным фактором, влияющим на цену акции и рыночную стоимость организации. Они исходили из того, что всегда существуют различия в налогообложении доходов акционеров. Налоговые удер­жания с прироста капитала в результате налоговых льгот на реинвестируемую прибыль, действия фактора времен­ной стоимости денег при отсрочке момента уплаты нало­гов на доход от прироста капитала, преимуществ по налоговым ставкам, практически всегда ниже, чем нало­говые выплаты по текущим дивидендным доходам акци­онеров. Инвесторы отдадут предпочтение доходу от прироста капитала.

Таким образом, дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат для уменьшения налогообложения совокупного дохода собственника в целях максимизации рыночной стоимости организации. Данная теория не учитывает интересы мелких собственников. По их мнению, предпочтения этой группы акционеров снижают спрос на акции с низкой ди­видендной доходностью и рыночная цена акций падает.

Рассмотренные теории предлагают противоре­чивые рекомендации по формированию дивидендной политики. В связи с этим на практике выбор оптимальной политики выпла­ты дивидендов затруднен.

Этапы дивидендной политики

Дивидендная политика ак­ционерного общества формируется по этапам:

1. Оценка факторов, определяющих формирование дивидендной политики

2. Выбор типа дивидендной политики

3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики

4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию

5. Оценка эффективности дивидендной политики

1. Оценка основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики. Факторы подразделяют на группы:

Факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации.

- стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях акционерная компания вынуждена больше средств ин­вестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

- необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных фондов и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);

- степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные проекты требуют бысрой реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансо­вых ресурсов в эти периоды).

Факторы, характеризующие возможности формирования фи­нансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:

- достаточность резервов собственного капитала, сформиро­ванных в предшествующем периоде;

- стоимость привлечения акционерного капи­тала;

- стоимость привлечения заемного капитала;

- доступность кредитов на финансовом рынке;

- уровень кредитоспособности акционерного общества.

Факторы, связанные с объективными ограничениями.

- уровень налогообложения дивидендов;

- уровень налогообложения имущества предприятий;

- достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

- фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рен­табельности собственного капитала.

Прочие факторы.

- конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эф­фективность капитализации прибыли значительно возрастает);

- уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

- неотложность платежей по ранее полученным кредитам (под­держание платежеспособности является более приоритетной зада­чей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

2. Выбор типа дивидендной политики – с учетом финансовой стратегии общества, оценки отдельных факторов.

3. Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики преду­сматривает:

На 1 этапе из суммы чистой прибыли вычитаются фор­мируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие фонды, предусмотренные уставом общества. „Очищенная" сумма чистой прибыли - „дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.

На 2 этапе оставшаяся часть чистой прибыли распреде­ляется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной поли­тики, то главная задача - формирование фонда производственного развития и наоборот.

На 3 этапе фонд пот­ребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд пот­ребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удов­летворение их социальных нужд). Основа распределения - тип дивидендной политики и обязательства акцио­нерного общества по коллективному трудовому договору.

4. Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию:

УДВпа = (ФДВ – ВП)/ Кпа,

где УДВпа — уровень дивидендных выплат на одну акцию;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соот­ветствии с избранным типом дивидендной политики;

ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегирован­ных акций (по предусматриваемому их уровню);

Кпа — количество простых акций, эмитированных акционер­ным обществом.

5. Оценка эффектности дивидендной политики акционерного общества основывается на использовании следующих показателей:

а) коэффициент дивидендных выплат.

Кдв = ФДВ/ЧП или ДА/Чпа,

где Кдв - коэффициент дивидендных выплат;

ФДВ- фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;

ДА — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;

ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции.

Кц/д = Рца/Да,

где Кц/д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;

РЦа — рыночная цена одной акции;

Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.

При оценке эффективности дивидендной политики могут быть ис­пользованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.

Деятельности организации

Цель лекции: раскрыть особенности управления инвестициями, научить применять методы оценки инвестиционных проектов для обоснования управленческих решений, оценивать эффективность инвестиционной политики организации

Основные вопросы:

1. Содержание инвестиционной деятельности и классификация инвестиций.

2. Сущность, цель и задачи управления инвестициями организации.

3. Оперативное управление процессом реального инвестирования капитала.

4. Оперативное управление портфелем финансовых инвестиций.

Содержание инвестиционной деятельности и

Классификация инвестиций

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова "invest", что означает «вкладывать». В соответствии с Феде­ральным законом «Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вло­жений» № 39-ФЗ инвестиции — это денеж­ные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оцен­ку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) дости­жения иного полезного эффекта.

Функции инвестиций:

§ обеспечение реализации политики расширенного воспро­изводства;

§ ускорение научно-технического прогресса, повышение ка­чества и конкурентоспособности продукции;

§ обеспечение структурной перестройки общественного про­изводства и сбалансированного развития отраслей экономики;

§ создание необходимой сырьевой базы промышленности;

§ конверсия военно-промышленного комплекса;

§ обеспечение обороноспособности государства;

§ обеспечение решения социальных задач.

Для учета, анализа и планирования инвестиции классифи­цируются по следующим признакам.

По объектам вложения капитала различают реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции (капиталовложения) - это вложе­ние капитала в реальные активы (материальные и нематери­альные), связанное с осуществлением операционной деятель­ности экономических субъектов, а также решением их соци­ально-экономических проблем.

Финансовые инвестиции - вложение капитала в различ­ные финансовые инструменты (активы) с целью извлечения прибыли.

По характеру участия организации в инвестиционном процессе выделяют прямые и косвенные инвестиции.

Прямые инвестиции предполагают непосредственное уча­стие инвестора в выборе объекта для вложения капитала.

Косвенные инвестиции подразумевают участие в процес­се выбора объекта инвестирования посредника, инвестицион­ного фонда или финансового посредника.

В зависимости от формы собственности инвестируемых средств различают частные и государственные инвестиции.

Частные инвестиции характеризуют вложения средств фи­зических лиц и предпринимательских организаций негосудар­ственных форм собственности-

Государственные инвестиции - это вложения средств го­сударственных предприятий, а также средств государственного бюджета разных его уровней и государственных внебюджет­ных фондов.

По региональной принадлежности инвесторов выделя­ют национальные (внутренние) и иностранные инвестиции.

Национальные инвестиции характеризуют вложения ка­питала резидентами (юридическими и физическими лицами) данной страны в объекты (инструменты) инвестирования на ее территории.

Иностранные инвестиции - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на тер­ритории России в виде объектов гражданских прав, принад­лежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих де­нежную оценку исключительных прав на результаты интеллек­туальной деятельности, а также услуг и информации и др.

С позиций финансов организации инвестиции представля­ют собой вложение капитала в объекты производственно-хо­зяйственной деятельности предприятия с целью его увеличе­ния и получения на этой основе прибыли и (или) достижения социального эффекта.

Инвестиции в отдельно взятое предприятие (организацию) призваны обеспечить:

§ расширение предпринимательской деятельно­сти;

§ повышение технического уровня производства; недопущение чрезмерного морального и физического из­носа основных фондов;

§ диверсификацию деятельности за счет освоения новых об­ластей бизнеса;

§ решение социальных задач стоящих перед предприятием.

Инвестиционная деятельность организации (предприятия) представляет собой комплекс практических действий по вло­жению его капитала в различные объекты инвестиционной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Объектами данной деятельности являются: вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды производственного и непроизводственного назначения, а также оборотные активы во всех отраслях народного хо­зяйства;

§ ценные бумаги;

§ вклады юридических и физических лиц в банках;

§ научно-техническая продукция и другие объекты собствен­нос

Наши рекомендации