Тема: «Игровой комплект «ПЕРТРА»
Тема: «Игровой комплект «ПЕРТРА»,
как средство психолого - педагогического развития и коррекции сенсорно – перцептивного компонента в структуре интеллекта и в обучении овладения знаниями и умениями навыками письма, математики и конструирования с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».
Игровой комплект «ПЕРТРА», как средство психолого - педагогического развития и коррекции сенсорно – перцептивного компонента в структуре интеллекта с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях обучения и воспитания в сиротском учреждении – важный компонент на коррекционно – развивающих занятиях.
Любая информация поступает к человеку через органычувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т.д.).
В процесс восприятия всегда включены также двигательные компоненты (сенсомоторные компоненты) – ощупывание предметов и движение глаз при исследовании конкретных предметов, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т.д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приучением его к исследовательской деятельности, обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.
Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов наборов «Пертра» вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность.
Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи у детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Развитие тактильного восприятия напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными по форме деталями. Такая работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - дефектологом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма.
При работе с образцом какого-либо узора формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно изучать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный, алгоритм действий.
Работа с любым набором игровых средств должна начинаться с исследования каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин — рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.
Очень важный этап работы - сравнение фигур по размеру, форме, цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой классификации (например, по цвету), постепенно усложняя условия отбора (сочетание нескольких признаков у одной фигуры).
Полезно предлагать задания на развитие тактильного восприятия и анализа, например:
• отобрать на ощупь (с завязанными глазами) детали заданной формы;
• определить на ощупь форму фигуры;
• сравнить фигуры по размеру на ощупь (способом наложения).
Доска-основа
Доска-основа представляет собой деревянное игровое поле с 28 отверстиями, расположенными друг под другом в 4 ряда по 7 отверстий в каждом. Используется для игры со всеми деталями «Пертра»: отверстия по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей любой детали.
На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять узоры, созданные товарищами, или составлять их зеркальное изображение. Для этого нужно разделить пространство доски пополам (горизонтально, вертикально, по диагонали – в зависимости от задания) деревянными палочками, прилагаемыми к доске, или брусочками из набора
3. Основу можно располагать на большом столе или прямо на ковровом покрытии, на полу.
Набор игровых средств 1.
Занятия с набором способствуют развитию:
• содружественных движений глаз и руки, правой и левой рук;
• силы и координации движений пальцев;
• пространственнойориентации.
В набор входят:
• комплект пластин с фигурными или прямыми пазами налицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне;
• машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками;
• фигурки людей со штырьками и без штырьков.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. Начинать работу лучше без использования фигур людей и машинок, прослеживая путь по построенной дороге сначала взглядом, а затем сопровождая их движение:
• указательным пальцем правой руки;
• указательным пальцем левой руки;
• делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы сначала правой, а потом и левой руки (похоже на движение ног воображаемого человечка);
• одновременно двигаясь указательными пальцами обеих рук в одну сторону а) друг за другом «гуськом» с минимальным промежутком между пальцами и б) друг за другом «гуськом», но со значительным промежутком между пальцами);
• одновременно двигаясь указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги и т.д.
2. Когда ребенок освоит одновременное движение двумя руками навстречу друг другу, можно предложить построить дорогу таким образом, чтобы из разных ее концов правая и левая руки двигались сначала навстречу друг другу, затем в противоположные стороны. На протяжении всего пути, до встречи пальцев обеих рук, направление их движения может несколько раз меняться.
3. Затем можно предложить организовать движение по улицам с использованием человечков, машин или бусин подходящего диаметра из набора игровых средств.
4. Работа может строиться по аналогичному плану.
Можно построить лабиринт из элементов дороги и попытаться пройти его с помощью машинок, человечков или бусин.
5. Теперь можно предложить игрокам с закрытыми глазами «пройти» дорогу указательным пальцем (или любым другим). После этого каждому игроку нужно на листе бумаги нарисовать карандашом только что пройденную дорогу (на первом этапе лучше предлагать несложную дорогу в виде волнистой линии, пунктира и т.д.).
Варианты коллективной игры
Количество деталей набора «Пертра» позволяет организовать одновременную игру нескольких детей. Игроки могут играть каждый за себя, а могут разбиваться на команды.
1. Двое игроков строят четыре дороги (отрезки улиц), соединяющиеся в центре круга (площади). Каждый выбирает по два человечка и ставит на противоположные (по горизонтали или вертикали) стороны улицы, в начало каждой дороги. По сигналу каждый игрок берет в левую и правую руки по одному своему человечку. Он передвигает их по улицам одновременно. Начинают игру дети тоже одновременно. Ребенку нужно провести двоих своих человечков в центральный круг быстрее своего соперника. Таким образом, получается, что все зависит от точности и быстроты движений игрока: если любой из человечков сбивается со своей улицы, игрок должен вернуть обоих своих человечков на исходную позицию и начать все сначала.
Вариант. Можно построить лабиринт, в котором только четыре улицы приведут человечков к центру города. Тогда необходимо будет понять, по каким улицам вести своих человечков.
2. Один игрок строит дорогу, а второму нужно проехать по ней на машине, а затем на листе бумаги карандашом нарисовать эту дорогу.
Набор игровых средств 2
Занятия с набором способствуют формированию:
• представлений о геометрических формах, цвете и размере, симметрии;
• представлений о симметрии и отработке навыка создания симметричных узоров;
• способности к классификации;
• понимания пространственных отношений («лево - право», «вверх - вниз»).
Занятия с набором способствуют развитию:
• математических навыков и умений (усвоение понятий «больше-меньше», «столько же», отработка состава числа и т.д.);
• умения различать геометрические формы, предметы по цвету
и размеру;
• пространственной ориентации.
В набор входят:
• маленькие квадраты, в центре одних изображен квадрат, других - треугольник или круг различных цветов, оборотная сторона одноцветная;
• равнобедренные треугольники;
• равнобедренные прямоугольные треугольники;
• большие квадраты;
• прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне большого квадрата;
• прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата;
• деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.
Все геометрические фигуры сделаны из дерева, цвета - синий, красный, зеленый, желтый.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. Педагог выкладывает фигуры на доске-основе, дает задания и задает вопросы ребенку: «Какая фигура выложена на доске? Какого она цвета? Выложи под моей фигурой такую, же.
Доложи к ней еще одну такую же. Сколько у тебя получилось фигур? Сколько у меня? У кого больше? На сколько? Сколько фигур у нас вместе?»
2. Учитель - дефектолог выбирает любую деталь, передает ее игроку, глаза которого завязаны. Ребенку нужно угадать на ощупь, какая фигура у него в руках. Можно предложить вопрос: «Как ты узнал, что это треугольник?» (Нащупал три угла, круг — углов нет и т.д.)
3. Учитель - дефектолог задает вопрос и дает задание: «Какая фигура находится на доске?» (Квадрат). «Используя любые другие фигуры (кроме квадрата), собери такую же фигуру».
4. Доска-основа разделена на 2 части (по вертикали). На правой части доски-основы собран узор. Задание: собрать такой же узор на левой части доски.
Варианты: симметрия может быть горизонтальной, диагональной, зеркальной.
5. А вот упражнения на развитие математических навыков:
«Выложи на доске-основе три зеленых треугольника. Под ними положи столько красных. Чем отличаются фигуры в двух рядах? Что у них общего? Сколько всего фигур в двух рядах? Что нужно сделать, чтобы в первом ряду треугольников стало меньше? Сколько треугольников можно убрать?»
На доске-основе учитель - дефектолог выкладывает фигуры (треугольники, квадраты, круги). Задание: разделить фигуры на несколько групп. Вопросы: «По каким признакам ты разделил фигуры? Сколько фигур у тебя в первой группе? Во второй? В третьей?.. В какой группе фигур больше? В какой меньше? Подумай, как можно разделить фигуры каждой группы?» (Имеется ввиду разделение фигур одной формы по цвету или размеру.)
Варианты коллективных игр
1. Игроки делятся на команды, по два-три человека в каждой. Первая команда собирает узор из разных геометрических фигур, вторая команда должна составить зеркально симметричный узор на второй половине доски. Выполнив задание, команды меняются ролями.
2. Играют две команды. Доска-основа разделена на две части. Каждая команда на своей части доски составляет узор из определенного количества деталей (формы деталей не оговариваются). Затем к доске подходят по одному игроку от каждой команды. Глаза этих игроков завязаны. Их задача – разбирая узор команды соперника, классифицировать фигуры по форме на ощупь. После того как игроки команд справятся с заданием, команды проверяют результаты. Вариант: разбирает узор вся команда, ребята по одному подходят к доске противника.
Набор игровых средств 3
Занятия с набором способствуют развитию:
• представлений о форме, размере, цвете;
• умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий (можно только посмотрев, «на глазок» сказать, что одна фигура больше другой, а можно использовать прием наложения одной фигуры на другую, чтобы понять какая больше);
• способности к классификации;
• пространственной ориентации, пониманию пространственных отношений.
Занятия с набором способствуют формированию:
• представления о симметрии, навыка создания симметричных узоров;
• содружественных движений глаз и руки;
• содружественных движений пальцев правой и левой рук.
В набор входят:
• бусины разных цветов, размеров и форм;
• деревянные стержни разной длины, кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней;
• шнуры.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. На основной доске выложен ряд любых фигур. Нужно отобрать предметы такого же цвета, формы, размера, выложить их во второй ряд доски-основы (можно нанизывать предметы на шнур).
2. На доске-основе (или на шнуре) бусины разного размера и цвета. Требуется составить узор в обратной последовательности: та бусина, которая в образце была первой, должна стать последней.
3. Рассмотреть узор. Назвать, из каких деталей он составлен. Выложить новый узор, предложенный учителем - дефектологом.
4. Построить пирамидку по словесной инструкции (указывается цвет фигур, размер; принцип построения - убывающая или возрастающая пирамидка).
5. Построить на доске-основе узор, симметричный данному (симметрия может быть зеркальной).
6. Придумать и составить собственный узор; назвать, из каких деталей он состоит.
7. Предметы одной формы выставлены в порядке уменьшения или увеличения размера. Игроку предлагается продолжить цепочку предметов.
8. Перед ребенком две бусины разного размера, имеющие отверстия одного диаметра. Ответить на вопросы: «Что общего между двумя предметами? Чем они отличаются?»
9. Нанизать на шнур фигуры по словесной инструкции учителя - дефектолога.
10. Доска-основа разделена на две части. На левой части доски в отверстия вставлены стержни различной высоты. На стержни нанизаны бусины разных размеров и цвета. Задача игрока - составить такой же узор на правой части доски.
11.Доска-основа разделена на две части. На левой части доски в отверстия вставлены стержни различной высоты. Стержни обвиты шнуром. Игроку нужно на правой части доски расположить стержни в таком же порядке, а затем повторить узор спомощьюеще одного шнура.
12. На шнур нанизаны бусины разных цветов, формы и размеров. Игрок должен повторить цветовой узор, нанизывая бусины того же цвета, но другой формы. Вариант: нужно сохранить форму, изменив цвет бусин.
Варианты коллективной игры
1. Учитель - дефектолог готовит плакат (лист бумаги), на котором в любом порядке нарисованы разные бусины, под каждой из которых указан ее порядковый номер.
Команды должны собрать узор, нанизав бусины в нужной последовательности на шнуры. Начинается игра одновременно. Один игрок команды нанизывает за один ход одну бусину и передает шнур следующему игроку.
2. Игроки делятся на две команды, по два человека в каждой. Игроки одной команды садятся спиной друг к другу, у одного из них завязаны глаза. Перед ним лежит шнур с нанизанными на него бусинами разной формы. Перед вторым игроком лежит свободный шнур и комплект бусин разной формы, но одного цвета. Игрок с завязанными глазами снимает первую бусину со шнура, ощупывает ее форму своему напарнику. Второй игрок выбирает среди свободных бусин такую же и нанизывает ее на свой шнур. Вариант: у второго игрока команды глаза тоже завязаны, и онна ощупь пытается определить названную напарником бусину и нанизать ее на шнур.
Набор игровых средств 4
Занятия с набором способствуют развитию:
• представлений о геометрических формах;
• умения различать геометрические формы;
• пространственной ориентации и понимания пространственных отношений.
Занятия с набором способствуют формированию:
• кинестетического образа разных геометрическихформ;
• навыка скоординированных движений пальцев.
В набор входят:
• деревянные шаблоны разных геометрических форм;
• деревянные пластины с штырем для крепленияна основнойдоске;
• воротца с большими и малыми отверстиями;
• резинки с пробками на конце.
Основное назначение этого набора - дополнениек остальнымнаборам.
Вариант индивидуального игрового упражнения
Изучается трансформация геометрических объектов. На доске-основе выкладываются: квадрат из прямоугольников, квадрат из двух треугольников, круг изсекторов.
Набор игровых средств 5
Занятия с набором способствуют:
•знакомству с видами крепежных деталей и способами их соединения.
В комплект входят:
• деревянные и пластмассовые шайбы, шестеренки, крепежные - платы с отверстиями одинакового диаметра;
•деревянные пластины – направляющие с прямым желобом и различными волнообразными желобами.
Детали этого набора могут служить главным образом как дополнительный (вспомогательный) материал к остальным наборам.
Набор игровых средств 6
Занятия с набором способствуют развитию:
• содружественных движений глаз и руки;
и формированию:
• навыка владения карандашом;
• навыков письма.
В комплект входят:
• деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне;
• разноцветные фигурки машинок, ленты и стержень с магнитом. С этим набором можно выполнять упражнения, предлагаемые для Набора 1, усложняя их. Например, из пластин выкладывается дорога рисунком вверх. Ребенок «проходит» дорогу пальцем, затем проводит по ней машинку и наконец стальной шарик с помощью магнитного стержня.
Набор игровых средств 11
Занятия с набором способствуют развитию:
• дифференцированных хватательных движений;
• представлений о числе
и формированию:
•навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма;
• развитию навыков счета и классификации.
В комплект входят:
• доска-основа с 280 отверстиями (служит также крышкой для набора);
•деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе, короткие и длинные штыри;
• цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями;
• блоки, шнуры, резинки;
• стальные шарики.
При знакомстве с окружающиммиром развитие хватательных движений является для ребенка особенно важным.
Ребенку нужно накопить в памяти образцы хватательных движений, обрести достаточный опыт дозировки силы и модуляции направлений, нужных ему, чтобы уверенно выполнять мелкие манипуляции, необходимые для быстрого письма.
Для «хватания» имеет значение, прежде всего, действие сгиба. Разгибательное действие необходимо для охвата больших предметов. При занятиях с этим набором можно выполнять хватательные движения различных типов, работая с деталями цилиндрической, сферической и плоской формы.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
Боковой захват
Цилиндра.
Дозированные усилия с диском и шариком.
Тема: «Игровой комплект «ПЕРТРА»,
как средство психолого - педагогического развития и коррекции сенсорно – перцептивного компонента в структуре интеллекта и в обучении овладения знаниями и умениями навыками письма, математики и конструирования с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».
Игровой комплект «ПЕРТРА», как средство психолого - педагогического развития и коррекции сенсорно – перцептивного компонента в структуре интеллекта с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях обучения и воспитания в сиротском учреждении – важный компонент на коррекционно – развивающих занятиях.
Любая информация поступает к человеку через органычувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т.д.).
В процесс восприятия всегда включены также двигательные компоненты (сенсомоторные компоненты) – ощупывание предметов и движение глаз при исследовании конкретных предметов, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т.д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приучением его к исследовательской деятельности, обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.
Благодаря разнообразию деталей, «Пертра» всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов наборов «Пертра» вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность.
Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи у детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Развитие тактильного восприятия напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляций с разнообразными по форме деталями. Такая работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем - дефектологом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма.
При работе с образцом какого-либо узора формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно изучать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный, алгоритм действий.
Работа с любым набором игровых средств должна начинаться с исследования каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин — рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.
Очень важный этап работы - сравнение фигур по размеру, форме, цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой классификации (например, по цвету), постепенно усложняя условия отбора (сочетание нескольких признаков у одной фигуры).
Полезно предлагать задания на развитие тактильного восприятия и анализа, например:
• отобрать на ощупь (с завязанными глазами) детали заданной формы;
• определить на ощупь форму фигуры;
• сравнить фигуры по размеру на ощупь (способом наложения).
Доска-основа
Доска-основа представляет собой деревянное игровое поле с 28 отверстиями, расположенными друг под другом в 4 ряда по 7 отверстий в каждом. Используется для игры со всеми деталями «Пертра»: отверстия по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей любой детали.
На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять узоры, созданные товарищами, или составлять их зеркальное изображение. Для этого нужно разделить пространство доски пополам (горизонтально, вертикально, по диагонали – в зависимости от задания) деревянными палочками, прилагаемыми к доске, или брусочками из набора
3. Основу можно располагать на большом столе или прямо на ковровом покрытии, на полу.
Набор игровых средств 1.
Занятия с набором способствуют развитию:
• содружественных движений глаз и руки, правой и левой рук;
• силы и координации движений пальцев;
• пространственнойориентации.
В набор входят:
• комплект пластин с фигурными или прямыми пазами налицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне;
• машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками;
• фигурки людей со штырьками и без штырьков.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. Начинать работу лучше без использования фигур людей и машинок, прослеживая путь по построенной дороге сначала взглядом, а затем сопровождая их движение:
• указательным пальцем правой руки;
• указательным пальцем левой руки;
• делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы сначала правой, а потом и левой руки (похоже на движение ног воображаемого человечка);
• одновременно двигаясь указательными пальцами обеих рук в одну сторону а) друг за другом «гуськом» с минимальным промежутком между пальцами и б) друг за другом «гуськом», но со значительным промежутком между пальцами);
• одновременно двигаясь указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги и т.д.
2. Когда ребенок освоит одновременное движение двумя руками навстречу друг другу, можно предложить построить дорогу таким образом, чтобы из разных ее концов правая и левая руки двигались сначала навстречу друг другу, затем в противоположные стороны. На протяжении всего пути, до встречи пальцев обеих рук, направление их движения может несколько раз меняться.
3. Затем можно предложить организовать движение по улицам с использованием человечков, машин или бусин подходящего диаметра из набора игровых средств.
4. Работа может строиться по аналогичному плану.
Можно построить лабиринт из элементов дороги и попытаться пройти его с помощью машинок, человечков или бусин.
5. Теперь можно предложить игрокам с закрытыми глазами «пройти» дорогу указательным пальцем (или любым другим). После этого каждому игроку нужно на листе бумаги нарисовать карандашом только что пройденную дорогу (на первом этапе лучше предлагать несложную дорогу в виде волнистой линии, пунктира и т.д.).
Варианты коллективной игры
Количество деталей набора «Пертра» позволяет организовать одновременную игру нескольких детей. Игроки могут играть каждый за себя, а могут разбиваться на команды.
1. Двое игроков строят четыре дороги (отрезки улиц), соединяющиеся в центре круга (площади). Каждый выбирает по два человечка и ставит на противоположные (по горизонтали или вертикали) стороны улицы, в начало каждой дороги. По сигналу каждый игрок берет в левую и правую руки по одному своему человечку. Он передвигает их по улицам одновременно. Начинают игру дети тоже одновременно. Ребенку нужно провести двоих своих человечков в центральный круг быстрее своего соперника. Таким образом, получается, что все зависит от точности и быстроты движений игрока: если любой из человечков сбивается со своей улицы, игрок должен вернуть обоих своих человечков на исходную позицию и начать все сначала.
Вариант. Можно построить лабиринт, в котором только четыре улицы приведут человечков к центру города. Тогда необходимо будет понять, по каким улицам вести своих человечков.
2. Один игрок строит дорогу, а второму нужно проехать по ней на машине, а затем на листе бумаги карандашом нарисовать эту дорогу.
Набор игровых средств 2
Занятия с набором способствуют формированию:
• представлений о геометрических формах, цвете и размере, симметрии;
• представлений о симметрии и отработке навыка создания симметричных узоров;
• способности к классификации;
• понимания пространственных отношений («лево - право», «вверх - вниз»).
Занятия с набором способствуют развитию:
• математических навыков и умений (усвоение понятий «больше-меньше», «столько же», отработка состава числа и т.д.);
• умения различать геометрические формы, предметы по цвету
и размеру;
• пространственной ориентации.
В набор входят:
• маленькие квадраты, в центре одних изображен квадрат, других - треугольник или круг различных цветов, оборотная сторона одноцветная;
• равнобедренные треугольники;
• равнобедренные прямоугольные треугольники;
• большие квадраты;
• прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне большого квадрата;
• прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата;
• деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.
Все геометрические фигуры сделаны из дерева, цвета - синий, красный, зеленый, желтый.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. Педагог выкладывает фигуры на доске-основе, дает задания и задает вопросы ребенку: «Какая фигура выложена на доске? Какого она цвета? Выложи под моей фигурой такую, же.
Доложи к ней еще одну такую же. Сколько у тебя получилось фигур? Сколько у меня? У кого больше? На сколько? Сколько фигур у нас вместе?»
2. Учитель - дефектолог выбирает любую деталь, передает ее игроку, глаза которого завязаны. Ребенку нужно угадать на ощупь, какая фигура у него в руках. Можно предложить вопрос: «Как ты узнал, что это треугольник?» (Нащупал три угла, круг — углов нет и т.д.)
3. Учитель - дефектолог задает вопрос и дает задание: «Какая фигура находится на доске?» (Квадрат). «Используя любые другие фигуры (кроме квадрата), собери такую же фигуру».
4. Доска-основа разделена на 2 части (по вертикали). На правой части доски-основы собран узор. Задание: собрать такой же узор на левой части доски.
Варианты: симметрия может быть горизонтальной, диагональной, зеркальной.
5. А вот упражнения на развитие математических навыков:
«Выложи на доске-основе три зеленых треугольника. Под ними положи столько красных. Чем отличаются фигуры в двух рядах? Что у них общего? Сколько всего фигур в двух рядах? Что нужно сделать, чтобы в первом ряду треугольников стало меньше? Сколько треугольников можно убрать?»
На доске-основе учитель - дефектолог выкладывает фигуры (треугольники, квадраты, круги). Задание: разделить фигуры на несколько групп. Вопросы: «По каким признакам ты разделил фигуры? Сколько фигур у тебя в первой группе? Во второй? В третьей?.. В какой группе фигур больше? В какой меньше? Подумай, как можно разделить фигуры каждой группы?» (Имеется ввиду разделение фигур одной формы по цвету или размеру.)
Варианты коллективных игр
1. Игроки делятся на команды, по два-три человека в каждой. Первая команда собирает узор из разных геометрических фигур, вторая команда должна составить зеркально симметричный узор на второй половине доски. Выполнив задание, команды меняются ролями.
2. Играют две команды. Доска-основа разделена на две части. Каждая команда на своей части доски составляет узор из определенного количества деталей (формы деталей не оговариваются). Затем к доске подходят по одному игроку от каждой команды. Глаза этих игроков завязаны. Их задача – разбирая узор команды соперника, классифицировать фигуры по форме на ощупь. После того как игроки команд справятся с заданием, команды проверяют результаты. Вариант: разбирает узор вся команда, ребята по одному подходят к доске противника.
Набор игровых средств 3
Занятия с набором способствуют развитию:
• представлений о форме, размере, цвете;
• умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий (можно только посмотрев, «на глазок» сказать, что одна фигура больше другой, а можно использовать прием наложения одной фигуры на другую, чтобы понять какая больше);
• способности к классификации;
• пространственной ориентации, пониманию пространственных отношений.
Занятия с набором способствуют формированию:
• представления о симметрии, навыка создания симметричных узоров;
• содружественных движений глаз и руки;
• содружественных движений пальцев правой и левой рук.
В набор входят:
• бусины разных цветов, размеров и форм;
• деревянные стержни разной длины, кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней;
• шнуры.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
1. На основной доске выложен ряд любых фигур. Нужно отобрать предметы такого же цвета, формы, размера, выложить их во второй ряд доски-основы (можно нанизывать предметы на шнур).
2. На доске-основе (или на шнуре) бусины разного размера и цвета. Требуется составить узор в обратной последовательности: та бусина, которая в образце была первой, должна стать последней.
3. Рассмотреть узор. Назв