Состав научных студенческих работ
1.1. Состав научных студенческих работ определяет выпускающая кафедра, исходя из вида работы, её цели и задач. Содержание конкретных научных студенческих работ определяется соответствующим положением, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
1.2. Научные студенческие работы оформляются в виде сброшюрованного документа и прилагаемых к нему дополнительных материалов.
1.3. Вид дополнительных материалов и их оформление определяют выпускающая кафедра.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА НАУЧНЫХ
СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ
2.1. Рекомендуемый объем научных студенческих работ:
- выпускная квалификационная работа 50-60 страниц печатного текста;
- курсовая работа (проект) 25-30 страниц;
- отчет по практике 25-30 страниц;
- реферат 10-15 страниц.
В иных случаях объём определяется научным руководителем. Приложения в это число страниц не включаются.
2.2. Научные студенческие работы оформляются на листах стандартной белой бумаги формата по ГОСТ 9327 А4 (297 × 297 мм) с использованием компьютера.
2.3. Основные требования к компьютерному набору.
Набор текста осуществляется в редакторе MS WORD[1].
Текст должен быть напечатан на одной стороне листа через 1,5 межстрочного интервала шрифтом Times New Roman размера 14 пт., цвет текста черный.
Следует использовать размеры полей в параметрах страницы левое 3,0 см, правое 1,5 см, верхнее и нижнее 2,0 см.
При наборе текстового материала следует использовать двухстороннее выравнивание и автоматическую расстановку переносов слов (кроме заголовков, названий таблиц и рисунков). Абзацы в тексте начинаются отступом 12,5-1,27 см, выполняемым с помощью клавиши табулятора (автонастройки по умолчанию). Опечатки, описки, необработанные сканированные изображения не допускаются.
Страницы нумеруются в нарастающем порядке арабскими цифрами. Номера страниц указываются арабскими цифрами в нижней части страницы по центру без каких-либо символов. Страницы работы нумеруются все, включая титульный лист, оглавление и приложения, но на титульном листе нумерация не указывается. Бланк задания, аннотация брошюруются вместе с текстом работы, но в нумерацию не включаются.
СТРУКТУРА НАУЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ
3.1. Структурными элементами научной студенческой работы являются:
- титульный лист;
- задание на проектирование (проведение исследования);
- реферат (аннотация);
- оглавление;
- введение;
- основная часть: Глава 1, Глава 2 (для дипломных проектов ещё и Глава 3);
- заключение;
- библиографический список;
- приложения, в том числе, перечень сокращении, условных обозначений символов единиц, терминов.
3.2. Наименования всех структурных элементов, кроме титульного листа и основной части, служат заголовками структурных элементов работы. Основная часть научной работы, как правило, разбивается на две или три главы, которым присваиваются порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой.
Например,
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО АНАЛИЗА;
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ ООО «ОРЛАНДО».
Структурным элементам номера не присваиваются. Заголовки глав выполняются полужирным шрифтом (Ctrl+B), прописными буквами, без переносов с выравниванием по центру без отступа. Каждый новая глава начинается с новой страницы. Так же начинаются введение, заключение, библиографический список, приложения. Расстояние между главой и следующим за ней текстом составляет один полуторный интервал.
Главы основной части могут быть разделены на пункты. Пункты имеют собственные заголовки. Заголовки пунктов выполняются без отступа и печатаются строчными буквами. Пункты размещаются в тексте без разрыва страницы. Заголовки пунктов следует выполнять полужирным шрифтом (Ctrl+B) и отделять от основного текста одним полуторным интервалами сверху и снизу. Шрифт заголовков одного уровня рубрикации должен быть единым по всему тексту.
Заголовки глав и пунктов по возможности следует делать краткими. Не следует использовать заголовок, состоящий из нескольких предложений. Не допускается подчеркивание заголовков и переносы в словах заголовка.
Если глава имеет только один пункт то нумеровать первый (и единственный) пункт не следует.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Титульный лист
На титульном листе должны быть указаны следующие:
- учебное заведение;
- кафедра, ответственная за выполнение научной студенческой работы;
- допуск заведующего кафедрой с указанием даты (только для выпускных квалификационных работ (проектов);
- автор (фамилия имя отчество, полностью в именительном падеже);
- название работы (без слова «тема»);
- вид материала (курсовая работа (проект), выпускная квалификационная работа, отчет о производственной практике, отчет по преддипломной практике, реферат и пр.);
- наименование учебной дисциплины (только для курсовых работ (проектов) и рефератов);
- специальность (080507.65 – Менеджмент организации);
- специализация (080507.65-11 – Производственный менеджмент; 080507.65-22 – Гостиничный сервис и туризм);
- форма обучения: очная, очно-заочная или заочная (только для курсовых работ (проектов) и рефератов);
- научный руководитель: фамилия и инициалы преподавателя, ученая степень, научное звание;
- нормоконтроль: фамилия и инициалы преподавателя, ученая степень, научное звание (только для выпускных квалификационных работ (проектов);
- место и год выполнения проекта (прохождения практики).
Студент должен поставить свою подпись на титульном листе, а научный руководитель свою, а также дату передачи работы на проверку.
Задание на курсовой (дипломный) проект или прохождение практики
4.2.1. Задание на курсовой проект содержит тему проекта, его структуру, зависящую от конкретной учебной дисциплины и рекомендуемую в соответствующих методических указаниях к курсовому проектированию, рекомендуемые преподавателем литературные источники, срок сдачи курсового проекта на проверку, дату выдачи задания в соответствии с установленным в методических указаниях графиком работы над проектом.
4.2.2. Задание на выпускную квалификационную работу (дипломный проект), кроме темы проекта, даты выдачи задания и сроков сдачи проекта на проверку, содержит перечень подлежащих разработке вопросов, исходные данные к проекту (например, курсовой проект студента по тoй же тематике, отчеты о производственной и преддипломной практике, планово-отчетную и организационную документацию базовой организации, научную литературу), перечень листов графического материала, иллюстрирующих проектную разработку и её эффективность. Задание на выпускную квалификационную работу (дипломный проект) подлежит утверждению заведующим выпускающей кафедрой.
4.2.3. Задание на отчет о практике содержит наименование организации прохождения практики, типовую структуру отчета (перечень вопросов, подлежащих обследованию), дату утверждения задания и срок представления отчета на проверку. Состав отчета о преддипломной практике несколько шире, чем о производственной, что связано с необходимостью окончательно выявить стоящую перед организацией проблему, пути ее решения, конкретный предмет проектирования и сформулировать тему дипломного проекта. Структура отчета в процессе его подготовки может быть подкорректирована с учетом особенностей базовой организации.
4.2.4. Задание должно быть, подписано выдавшим его преподавателем и студентом, принявшим его на исполнение. Под подписью следует проставлять соответствующую дату. Без даты подпись юридически не имеет силы.
Аннотация
4.3.1. Структурным элементом научных работ является аннотация, выполняемый в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-2001 и учитывающий специфику учебного процесса.
Аннотация должна содержать:
- текст аннотации;
- сведения об объеме отчета, количестве рисунков, таблиц, приложений, использованных источников;
- перечень ключевых слов;
- перевод предыдущих пунктов на английский язык.
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются прописными буквами в строку через запятые.
4.3.2. Текст аннотации должен отражать:
- Объект исследования (базовая организация);
- Цель исследования;
- Элементы системы управления исследуемого объекта: субъект управления, объект управления, предмет управления;
- Основные организационно-экономические противоречия (выявленные проблемы, слабые стороны, узкие места);
- Выявленные проблемы, слабые стороны, узкие места;
- Рекомендуемые пути совершенствования деятельности организации;
- Выбранные способы их решения;
- Предмет проектирования;
- Результат проекта, выносимый на защиту;
- Эффективность проектного решения.
Оглавление
4.4.1. Оглавление включает все составные части документа, идущие после него, в т. ч. введение, главы, пункты (если таковые имеются и у них есть наименование), заключение, библиографический список использованных источников, приложения с их названиями.
4.4.2. Оглавление должно быть вынесено на отдельную страницу (несколько страниц), как и любой другой структурный элемент научной работы.
4.4.3. Оглавление пояснительной записки или отчета может быть сверстано автоматически при использовании для печати средств редактора Microsoft Word с помощью функции «Вставка», «Оглавление и указатели … », «Оглавление» с параметрами «Показать номера страниц», «Номера страниц по правому краю», «Заполнитель … ».
Введение
4.5.1. Во введении курсового и дипломного проекта, студенческой научной работы:
- обосновывается выбор темы и ее актуальность;
- определяются объект и предмет исследования, формулируется цель, определяются задачи и методы исследования;
- описывается новизна и практическая значимость исследуемой проблемы;
- даётся краткая характеристика основного содержания.
4.5.2. Во введении отчета о практике:
- дается краткая характеристика деятельности организации;
- определяется объект и предмет исследования, формулируется цель, определяются задачи и методы анализа системы управления организацией;
- определяется план исследования и кратко характеризуется содержание квалификационной работы.
4.5.3. Объем введения к дипломному проекту не должен превышать пяти страниц, к курсовому проекту и отчету по практике двух страниц.
4.5.4. Специфические требования к введению для курсовых проектов по конкретным дисциплинам должны быть уточнены научным руководителем.
Основная часть
4.7.1. Часть общих правил оформления текстовой части документа (введения, основной части, заключения) была описана в пп. 1.1.2 и 1.1.4
4.7.2. Правила рубрикации (разделения на разделы) основной части приведены в пп. 1.2.2-1.2.6, нумерации страниц – в п. 1.2.7.
Сокращения русских слов и словосочетаний производится по ГОСТ 7.12-93. Так, стандартом допускается пользоваться общепринятыми сокращениями, например, и так далее – и т.д., год (годы) – г. (гг.), пункт (пункты) – п. (пп.).
Примеры общеупотребительных сокращений приведены в пункте 4.
Применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, пунктуации, а также соответствующими государственными стандартами, не допускается.
Сокращения типа «т.д.», «с.г.» записываются без пробела. Сокращения типа «и др.» ставятся только в конце предложения, в середине предложения их нужно записывать полностью или в скобках.
4.7.4. Единицы физических величин приводятся по ГОСТ 8.417.
Запрещается применять сокращенные или условные обозначения единиц измерения (в том числе денежных), если они употребляются без цифр, за исключением использования сокращений в таблицах и расшифровках формул.
В конце общеупотребительных сокращений (кг, т, км, м) точка не ставится.
4.7.5. Фамилии, названия учреждений, организаций, предприятий, название изделий и другие имена собственные в документе приводятся на языке оригинала. Не допускается транскрипция имен собственных или их перевод на русский язык. Рекомендуется названия учреждений, организаций, предприятий оформлять только прописными буквами.
4.7.6. К частому нарушению правил компьютерного набора относится отбивка знаков препинания от предыдущего текста, что может вызвать их перенос, на следующую стоку (отбивать от текста знаки следует «неразрывным» пробелом (Ctrl+Shift+<пробел>), исключающим растяжку и разрыв при переносе). Также следует отбивать от цифр знаки процента, градусы, минуты, секунды, килограммы и т.п. Одним «неразрывным» пробелом цифры отбиваются от № и §. Дефис пробелами не отбивается. Тире отбивается пробелами с двух сторон, за исключением сочетаний, имеющих смысл «от» и «до» (1941-1945 гг.).
4.7.7. Письменному деловому общению свойствен неличный характер изложения текста, т. е. употребление глаголов от первого и второго лица не рекомендуется, а глаголы от третьего лица употребляются в неопределенно-личном значении: «Нами установлено … », но не «Мы установили … ».
Язык изложения используется сухой, без эмоциональности и превосходных степеней.
Каждый используемый термин, не связанный однозначно с определенным понятием в современной научной литературе, должен быть обязательно раскрыт и пояснён.
4 7.8. Иллюстрации.
4.7.8.1. Иллюстрации (чертежи графики, схемы блок-схемы, диаграммы, рисунки, распечатки экранных форм, фотографии) объединяются единым названием «рисунок». Характер иллюстрации может быть указан в ее названии (например, «БЛОК-СХЕМА АЛГОРИТМА»; «ФОТОГРАФИЯ СТАНКА», «ДИАГРАММА ДОХОДОВ»). Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице, располагая симметрично по ширине страницы.
4.7.8.2. Иллюстрация обозначается словом «Рис. с номером», которое помещают непосредственно под иллюстрацией. Иллюстрации должны иметь название, которое размещают слова «Рис. Номер Тире», без точки в конце. При необходимости под названием иллюстрации помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Шрифт подрисуночного текста Time New Roman 12 пт.
Например.
Рис. 1.5 – ГРАФИК ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА 2010 ГОД
На рис. 1.5: А – производственные затраты;
Б – непроизводственные затраты.
4.7.8.3. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах одной главы. Так, номер рисунка будет составным: номер раздела и, через точку, порядковый номер рисунка в нем (например, «Рис. 2.1»). Точка после номера рисунка не ставится. Перенос слов не допустим, используйте для разрыв строк (Shift+Enter).
Например.
Рис. 2.17 – РОСТ СОВОКУПНОГО ДОХОДА ООО
«РОСТСЕЛЬХОЗБАНК» (2009-2012 гг.)
4.7.8.4. Если в документе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует, но слово «Рис. » и название рисунка должно быть указано.
4.7.8.5. По мере возможности, иллюстрацию следует размещать на одной странице без переноса. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные приводят на каждой странице и под ними указывают «Рис. __, лист ___, листов ___».
4.7.8.6. На все иллюстрации в тексте должны быть даны ссылки. Первую ссылку на иллюстрацию дают по типу «приведена на рис. 1.2», (рис. 1.2). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают с сокращенным словом «смотри», например, «см. рис. 1.2» Если повторная ссылка удалена от рисунка, например, дается в другой главе, целесообразно также указывать номер страницы, где приведен рисунок (см. рис. 1.7, с. 56).
4.7.8.7. Место расположения и шрифт названий рисунков должны быть едиными по всему текстовому документу. Названия выравниваются по центру без отступа.
4.7.8.8. Шрифт слова «Рис.», его номер и название должны быть таким же, как и шрифт основного текста, т.е., 14 пт., но выполнены прописными буквами, межстрочный интервал рекомендуется одинарным.
В оформлении текста полей рисунка рекомендуется использовать номера шрифтов 10-14 пт.
4.7.8.9 Иллюстрации вместе с их названиями и подрисуночными надписями должны быть отделены снизу и сверху от основного текста междустрочным интервалом 12 пт. Рекомендуется оформить слова «Рис.», его номер и название специальным стилем редактора Word.
4.7.9. Таблицы.
4.7.9.1 Цифровой материал, а также многомерный текстовой материал с перечислениями должен оформляться в виде таблиц.
Допускается для наглядности при формировании таблиц может быть использована заливка ячеек строк граф (функция «Формат», «Границы и заливка», «Заливка». Word предусматривает автоматическое формирование ряда таблиц стандартной структуры. Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф, составляющие одно целое с подзаголовками со строчных.
Допускается более мелкий шрифт текста в таблице, чем основной текст, и меньший межстрочный интервал.
4.7.9.2. Таблицу следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
4.7.9.3. Таблица, как правило, должна иметь заголовок, выполняемый строчными буквами (кроме первой – заглавной), выравниваемый по центру, без точки в конце. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Шрифт заголовков всех таблиц в документе должен быть единым (при этом желательно, чтобы он совпадал со шрифтом названии рисунков). Номер шрифта заголовка и межстрочный интервал быть таким же, как и шрифт основного текста, т.е., 14 пт., но выполнены прописными буквами, межстрочный интервал рекомендуется одинарным.
4.7.9.4. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах главы. Номер таблицы будет составным: номер главы и, через точку порядковый номер таблицы в нем (например, «Таблица 2.1»). После номера таблицы ставится короткое тире, а затем название таблицы. Слово «Таблица», её номер и название располагается над таблицей по центру без отступа.
Например.
Таблица 1.4 – РОСТ ПРИБЫЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ А.И. СИДОРОВА
4.7.9.5. Если в документе только одна таблица, ее нумеровать не следует, но слово «Таблица» и название должны быть.
4.7.9.6. По мере возможности таблицу следует располагать на одной странице. Если же строки или графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые в зависимости от особенностей таблицы переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой. Если части таблицы размещаются рядом, в каждой части таблицы повторяют головку, при размещении частей одна под другой – повторяется боковик. Нумерационный и тематический заголовки таблицы указывают один раз над первой частью таблицы, а над последующими частями пишут «Продолжение табл. __» и «Окончание таблицы ___».
4.7.9.7. В боковике таблицы допускается графа «№ п.п.», в общем же случае для облегчения ссылок номер строки (показателя) может быть проставлен перед наименованием показателя (через точку). Также рекомендуется в редакторе Word установить автоматическую печать заголовка таблицы. В этом случае на каждой новой странице при её переносе на другую страницу заголовка будет повторяться.
4.7.9.8. Обычно в боковике таблицы размещаются показатели её подлежащего, т. е. наименования объектов или явлений, описываемых с помощью таблицы. В головке размещаются показатели сказуемого, т.е. характеристики объектов и явлений, относящихся к подлежащему.
4.7.9.9. Если цифровые данные в графах или строках таблицы выражены в разных единицах измерения, то их указывают, соответственно, в заголовках граф (в головке) или при наименованиях параметров в строках боковика (для чего может предусматриваться специальная графа «Единица измерения» или «Ед. изм.»). Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице измерения, ее сокращенное обозначение помещают над таблицей, например, в конце заголовка таблицы.
4.7.9.10. Точки в конце заголовков и подзаголовков граф, наименований, параметров в конце текста в ячейках текстовых таблиц не ставятся, Промежуточные знаки препинания в текстовых таблицах проставляются, в том числе, и точки между предложениями.
4.7.9.11. Если параметры одной графы имеют одинаковые значения в двух и более строках, то допускается объединение соответствующих ячеек данной графы в одну ячейку и проставление параметра один раз. То же относится и к одинаковым значениям параметра в одной строке.
4.7.9.12. Повторяющийся в строках графы текст можно заменять словами «То же». Ставить кавычки при повторении цифровых данных, марок, математических и иных символов не допускается.
4.7.9.13. Если цифровые и иные данные в ячейке не приводятся, то в ней ставится прочерк.
4.7.9.14. Если в ячейке проставляется диапазон значений, то между числами, ограничивающими диапазон, ставится тире.
4.7.9.15. Форматирование цифровых данных в графах должно обеспечивать расположение классов чисел строго один под другим (например, рубли под рублями, копейки под копейками).
4.7.9.16. Таблицы вместе с их реквизитами должны быть отделены снизу и сверху от основного текста пробелами (с одинарным междустрочным интервалом).
4.7.9.17. На все таблицы в тексте должны быть даны ссылки. Первую ссылку на иллюстрацию дают по типу «приведены в табл. 1.2», «(табл. 1.2)». Ссылки на ранее упомянутые таблицы дают с сокращенным словом «смотри», например, «см. табл. 1.2». Если повторная ссылка удалена от таблицы, например, дается в другом разделе, целесообразно также указывать номер страницы, где приведена таблица.
4.7.10. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. В этом случае рисунки и таблицы могут иметь как вертикальное, так и горизонтальное размещение. При горизонтальном размещении листа поле для подшивки оставляется сверху.
4.7.11. Перечисления.
4.7.11.1. Перечисления при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления (списки) могут быть маркированными или нумерованными (числами или буквами).
4.7.11.2. Маркированные списки с крупными текстовыми фрагментами, состоящими из нескольких предложений, целесообразно начинать с прописных букв и в конце фрагментов ставить точку.
При мелких, например, однострочных фрагментах перечислений, их следует начинать со строчной буквы и заканчивать точкой с запятой. Если фрагменты перечисления не имеют внутренних знаков пунктуации, например содержащие по одному слову или слову с определением, их можно разделять запятой.
Вид маркера может быть произвольным из числа предусмотренных редактором Word, но рекомендуется использовать короткое тире.
4.7.11.3. Аналогично в нумерованных списках при крупных текстовых фрагментах используются арабские цифры с точкой (1., 2. ) после которой текст начинается с прописной буквы и завершается точкой. При мелких фрагментах перечисления нумеруются порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой (например, 1), 2), 3) и т.д. ), начинаются со строчной буквы и разделяются точкой с запятой.
Использование римских цифр не допускается.
4.7.11.4. В буквенных списках в первом случае роль идентификатора в списке играют прописные буквы с точкой после них (А, Б, В и т.д, ), а во втором – строчные буквы со скобкой (например, а), б), в) и т.д.). Поскольку формирование списков на компьютере ведется автоматически в выбранном режиме, то не допускается в буквенных списках использовать латинский алфавит.
4.7.11.5. Следует избегать в пределах одного пункта или подпункта использование более одной группы перечислений. Но если этого избежать нельзя, то следует использовать различные формы идентификации списков, либо, используя только форму маркировки, применять для разных списков различные виды маркера.
4.7.12. Примечания и сноски.
4.7.12.1. Примечания и сноски следует помещать в документе при необходимости пояснения содержания текста таблицы или иллюстрации. Примечания и сноски, как правило, размещают под чертой в нижней части страницы непосредственно после пункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся и печатают с прописной буквы с абзационного отступа. Само слово «Примечание» не печатается.
4.7.12.2. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой.
4.7.12.3. Целесообразно примечание печатать более мелким шрифтом (например, 10–12 пт).
4.7.12.4. Если примечание относится к началу крупного текстового фрагмента (раздела, подраздела), занимающего несколько страниц, его следует давать в виде сноски к странице (функция «Вставка», «Сноска », «Обычная»).
4.7.12.5. В студенческих работах библиографические ссылки в виде сносок не оформляются.
4.7.13. Формулы, уравнения, математические и цифровые выражения в тексте.
4.7.13.1. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку с отделением от текста пробелами в один межстрочный интервал снизу и сверху. Если уравнение не умещается в одну строку, оно может быть перенесено на следующую строку после знаков равенства (=), сложения (+), вычитания (–), умножения (· или ×), деления (/ или ÷) или других математических знаков. Не допустимо использовать в качестве знака умножения звёздочку (*).
4.7.13.2. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
4.7.13.3. Для указания формул используйте редактор формул Microsoft Equation (Вставка; Объект) или встроенный редактор формул Word версии 2007 года и новее.
4.7.13.4. Все формулы (уравнения), если их в документе более одной, нумеруют арабскими цифрами в пределах текущей главы. В последнем случае, номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках. Допускается нумеровать только те формулы, на которые в тексте есть ссылки.
4.7.13.5. Ссылки в тексте на номер формулы дают в скобках, например, «в формуле (3.1)»
2.7.13.6. Запрещается употреблять по тексту (вне формул и уравнений) математические знаки без цифр, например, > (больше), ? (больше или равно, не меньше), < (меньше), ? (меньше или равно, не больше), = (равно), ? (не равно), ? (приблизительно равно), ? (тождественно), ~ (приблизительно), ? (сумма), ? (угол), ? (перпендикулярно) и т.д., а также, знаки № (номер), % (процент).
4.7.13.7. Запрещается использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Вместо математического знака следует писать слово «минус».
4.7.13.8. В тексте документа числа с размерностью следует писать цифрами, а без размерности словами, например «в сумме не более 1,5 млн. руб. », «прибыль повысилась в два раза». Если в тексте приводится ряд величин с одной и той же единицей измерения, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,5; 1,75; 2 м. Если в предложении используются простые числа не более двух раз, то числа пишутся словами «Рентабельность повысится в два - три раза». Если числа многозначные или их более двух, то числа пишутся цифрами «в 1,75 раз», «в 2, 3, а то и 10 раз».
4.7.13.9. В тексте документа перед обозначением параметра дают его пояснение, например, «Прибыль предприятия Ппр. составила … ».
4.7.14. Ссылки.
4.7.14.1. Библиографические ссылки на источники следует указывать порядковым номером перечня использованных источников, который представлен после заключения, в квадратных скобках, например, [31]. Не допускается приводить ссылки на источники в подстрочной сноске. Оформление ссылок в этом случае осуществляется по ГОСТ Р 7.0.5-2008, который впервые введен в действие с 1 января 2009 года.
4.7.14.2. Если по тексту приводится цитата, то в ссылке кроме номера источника по списку указывается номер страницы, откуда взята цитата, например, [31, с. 151]. При указании источника в подстрочном примечании (сноске), номер страницы дается после библиографического описания источника.
4.7.14.3. Ссылки на главы, разделы, пункты, подпункты, рисунки, таблицы, формулы и уравнения, перечисления (с цифровой или буквенной идентификацией), приложения следует делать с указанием их номеров например «в гл. 4», «в соответствии с п. 3.3», «по формуле (3)», «в уравнении (2)», «на рис. 1.8», «в табл. 3.1», «в приложении 6». При этом для обозначения глав, пунктов, рисунков, таблиц следует использовать только сокращения «разд.», «п.», «рис.», «табл.»
Если в документе один рисунок, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, то при ссылках следует писать « на рисунке», « в таблице», « по формуле», « в уравнении», « в приложении». При этом слова «рисунок» и «таблица» пишутся полностью.
Заключение
4.8.1. В заключительной части кратко формулируются основные полученные результаты, делаются выводы о степени достижения определенной во введении цели и поставленных задач, а также, где это возможно, даются практические рекомендации и оценка технико-экономической эффективности их внедрения или научной и социальной значимости работы.
4.8.2. Объем заключения в пояснительной записке к курсовому проекту, к отчету по практике 1–2 страницы, к выпускной квалификационной работе (дипломному проекту) до 5 страниц.
Библиографический список
4.9.1. Библиографический список использованных источников должен содержать сведения о всех источниках, использованных в процессе исследования, проектирования и составлении соответствующего текстового документа (пояснительной записки, отчета). Включение в список источников, которые студент не приводит в своей работе, не допустимо.
4.9.2. На каждый источник, в том числе и источников удаленного доступа [Электронный ресурс], в тексте должна быть ссылка. Если источник анализировался, например, при выборе метода решения задачи, но был отложен как не содержащий нужных материалов, а студент хочет отметить большое количество книг и статей, с которыми он ознакомился в своей работе, он может дать в тексте ссылку такого рода «В процессе выбора наиболее приемлемого метода решения поставленной задачи была проанализирована многочисленная литература по данной проблеме [5, 6, 8, 16, 20]. Подходящий метод был найден в [16]». Проект решения данной проблемы предложен А. В. Сидоровым [32, с. 23].
4.9.3. Список должен формироваться в только алфавитном порядке.
4.9.4. Список источников оформляется по ГОСТ Р 7.0.5-2008, на языке выходных данных: автор (ФИО); название источника, место издания: издательство, год издания, количество страниц (номер страниц, на которых приведены используемые данные).
Например.
24. Иванов А. У. Менеджмент количества. М.: Политес, 2010. С.43-47.
25. Кузнецов Ш. П. Рост политического напряжения [Электронный ресурс] // Обзор предпринимательства в России и СНГ. [2008-][2]. URL: http://www.bussines-ru.ru/library/kuznecov (дата обращения: 23.07.2012).
4.9.5. Библиографическая ссылка не оформляется при использовании неопубликованных данных, предоставленных учреждениями, организациями, предприятиями или частными лицами. Такие документы не имеют общедоступного доступа и никем не могут быть проверены. Их можно считать источниками ограниченного использования. Они должны быть указаны по тексту работы, но их название в библиографический список не включается.
Приложения
4.10.1. В приложения обычно выносятся организационные, плановые и бухгалтерские документы базовой организации, собранные в период прохождения практики и являющиеся основой проектирования, новые разработанные организационные документы (положения о подразделениях, должностные инструкции, логико-информационные схемы и т.д. ), листинги (распечатки) разработанных программ.
4.10.2. Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь содержательный заголовок, выполненный прописными буквами. Приложение располагается по центру, как и названия глав, прописными буквами печатается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», номер приложении, его название на следующей строке.
Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать порядковой нумерацией буквами кириллического алфавита.
Например.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ё
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ХОЛДИНГОМ «АСТВ»
4.10.3. При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения в соответствии с требованиями п. 1.2.3, 2.10.5. Имеющиеся в тексте приложения рисунки, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения в соответствии с требованиями пп. 2.7.8, 2.7.9 и 2.7.13.
4.10.4. Перечисления и примечания в тексте приложении нумеруют в соответствии с требованиями пп. 2.7.11 и 2.7.12. В качестве приложений нельзя использовать оригинальные документы официальные бланки, документы, имеющие самостоятельное значение. Допускается использовать только копии. Страницы, на которых размещено приложение, включаются в общую нумерацию страниц выпускной квалификационной работы, пояснительной записки, отчета по практике.
СОКРАЩЕНИЯ