Цепи пожарной сигнализации и управление пожаротушением
Контроль за состоянием машинного помещения в пожарном отношении осуществляется с помощью датчиков пожара, сигнальных ламп и звонков. Горящая зеленым светом сигнальная лампа ЛС 11 «контроль 1-го дизеля» находящаяся на пульте машиниста говорит о работоспособности цепи датчиков пожара.
Лампа ЛС 11 получает питание по цепи: 15-й провод, автомат А 24, диод Д 31, датчики пожара ДП 1 – ДП 10, провод 27Н, лампа ЛС 11 «контроль-1го дизеля», 30-й провод.
По этой же цепи получает питание параллельно включенная лампе ЛС 11 катушка реле датчиков пожара дизельного помещения РДП 2, размыкающий контакт которого находится в цепи звонка СП, сигнализирующего о пожаре. По 27-му проводу, который «крестится» с проводом 28 получает питание лампа ЛС 12 «контроль 2-го дизеля» на пульте управления второго моторного вагона.
В случае пожара в головном моторном вагоне срабатывает один из датчиков ДП 1 – ДП 10 (перегорает), при этом теряет питание сигнальная лампа ЛС 11 этого вагона, лампа ЛС 12 хвостового моторного вагона и катушка РДП 2. Контакт РДП 2 замыкается и создает цепь питания звукового сигнала пожара СП по цепи: 15-й провод, автомат А 24, диод Д 31, звонок СП, провод 15ЩА, размыкающий контакт РДП 2, 30-й провод.
Убедившись в наличии пожара в машинном помещении, машинист должен включить тумблер «Тушение пожара 1–ого дизельного помещения». При этом получает питание электропневматический вентиль ЭВП пожарной установки по цепи: 15й провод, автомат А 24, диод Д 31, провод 15Щ, контакт тумблера «Тушение пожара 1-го дизельного помещения», провод 22, катушка вентиля ЭВП, 30-й провод. По проводу 22 через диод Д 25 получит питание катушка РОД и дизель остановится.
Одновременно по поездному проводу 82 на обоих моторных вагонах получат питание вентили закрытия люка ВЗЛ и катушка промежуточного реле пожара РПП. Вентиль ВЗЛ выпускает воздух из цилиндра открытия люка машинного помещения, и люк закрывается. А Контакт РПП размыкается в цепи управления наружными раздвижными дверями, снимая питание с вентилей дверей.
Огнегасящий состав, проходя по трубопроводу пожаротушения, попадает в цилиндр, поршень которого, выдвигаясь, включает тумблер закрытия люка ТЗЛ и тумблер остановки дизеля ТОД. ТЗЛ размыкает свой размыкающий контакт в цепи катушки КТН, отключая электродвигатель, топливо прокачивающего насоса, а контакт ТОД замкнувшись, создает цепь питания катушки РОД, дублируя контакт тумблера «Тушение пожара 1-го дизельного помещения».
При необходимости тушение пожара можно осуществить при помощи тумблера тушения пожара ТТП, находящегося в машинном помещении (схема работает, как и в первом случае).
Электрическая схема дизель - поезда предусматривает возможность дистанционного управления пожаротушением 2-го моторного вагона с пульта управления первого моторного вагона. Для этого необходимо включить на пульте управления тумблер «Тушение пожара 2-го дизельного помещения», в результате чего собирается цепь: 15-й провод, 1-го моторного вагона, автомат А 24, диод Д31, провод 15Щ, контакт тумблера «Тушение пожара 2-го дизельного помещения», 26-й провод, который на «крестится» с проводом 22, 22-й провод хвостового моторного вагона, катушка вентиля ЭВП , 30-й провод.
При включении тумблера «Тушение пожара» любого машинного помещения, происходят одинаковые защитные операции по обоим моторным вагонам, но огнетушители включаются только там, где произошел пожар.
Контроль за состоянием чердаков и шкафов моторного вагона в пожарном помещении осуществляется с помощью датчиков пожара ДП 12 – ДП 19, сигнальных ламп «контроль шкафов / чердаков» и реле датчиков пожара РДП1. Катушка РДП 1 получает питание по цепи: 15-й провод, автомат А 23, провод 15Ц, диод Д 12, провод 68, датчики пожара ДП 12 – ДП 19, катушка РДП 1, 30-й провод. Контакты РДП 1, размыкается в цепи питания сигнальных ламп «контроль шкафов / чердаков» ЛС 28, установленной на пульте управления и ЛС 21, установленной на стенке заднего шкафа в вагоне.
В случае пожара в чердачных помещениях моторного вагона срабатывает один из датчиков ДП 12 – ДП 19(перегорает), при этом теряет питание катушка РДП 1. Контакты РДП 1 замыкаются в цепи питания сигнальных ламп «контроль шкафов / чердаков» ЛС 28, установленной на пульте управления, ЛС 21, установленной на стенке заднего шкафа в вагоне и катушки реле РОВ. Контакты РОВ размыкаются, обесточивая цепи вентиляции вагонов.
Контроль за состоянием чердаков и шкафов прицепных вагонов в пожарном помещении осуществляется с помощью датчиков пожара ДП 2 – ДП 8, сигнальных ламп «контроль шкафов / чердаков» и реле датчиков пожара РДП.
В случае пожара в прицепном вагоне срабатывает один из датчиков ДП 2 – ДП 8, при этом теряет питание катушка РДП. Контакты РДП замыкаются в цепи питания сигнальной лампы «контроль шкафа / чердака» данного прицепного вагона, а также по поездному 67-му проводу через замкнутый контакт РДП получает питание лампа ЛС 28 «контроль шкафа / чердака» расположенная на пульте управления сигнализируя машинисту о возникновении пожара. По параллельной цепи получает питание катушка РОВ. Контакт РОВ размыкается, обесточивая цепи вентиляции вагонов.
В салоне моторного вагона установлен датчик пожара ДП 11, а в салонах прицепных вагонов датчик пожара ДП 1. Срабатывание одного из них приведет к потере питания катушек КВК данного вагона, в результате электрокалорифер и мотор вентилятор отопления отключится.