Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Цели: познакомить с письменным приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, при однозначном частном; развивать умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; моде­лировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение четвертого пропорционального; составлять ал­горитм выполнения вычислений; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Устный счет

— Сравните величины.

2м2см 0 22см 2кг2г О 2002г

2 км 2 м О 202 м 2 т 2 ц О 220 ц

2 дм 2 см О 22 см 2 т 2 кг О 202 кг

Задание на смекалку

(Работа в парах.)

— Начертите данные фигуры, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя дважды по одной и той же линии.

Самоопределение к деятельности

— Разделите 480 на 60. На какие множители нужно разложить число 60? (6-10.)

— На какое число сначала удобнее разделить 480? (480:10:6 = = 8.)

— Этот пример можно записать столбиком.

— А сейчас разделите столбиком 499 на 60.

- Сравните остаток и делитель. (19 < 60.)

- Чем похожи оба примера? Чем они отличаются? (В обоих примерах делитель — круглое число, но в первом случае деление выполнено без остатка, а во втором — с остатком.)

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, с остатком и без остатка.)

IV. Работа по теме урока

Составление алгоритма деления

(Учащиеся выделяют опорные слова, учитель записывает.)

Алгоритм деления на круглое число при однозначном частном

1. Делим.

2. Умножаем.

3. Вычитаем.

4. Сравниваем остаток с делителем.

5. Читаем ответ.

Работа по учебнику

— Проверим, правильно ли мы составили алгоритм. Прочи­тайте текст рядом с красной чертой на с. 29.

№ 102 (с. 29).(Устное выполнение по алгоритму.)

№103 (с. 29).(Первые два примера - коллективно, с комментированием у доски, остальные — самостоятельно. Проверка, самооценка.)

№104 (с. 29).(Самостоятельное выполнение. Четыре ученика по очереди работают на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,(Махи руками на себя.)

Закачалось деревцо.(Наклоны.)

Ветер тише, тише, тише,(Присесть.)

Деревцо все выше, выше.(Встать на носочки, потянуться вверх.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№ 105 (с. 29).(Учащиеся под руководством учителя выполняют чертеж к за­даче, затем самостоятельно записывают решение и ответ. Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)

Решение: 9 • (500 : 100) = 45 (л). Ответ: на 500 км пути потребуется 45 л бензина. Дополнительное задание: записать решение задачи выражени­ем, если расход изменится на 2 л на 100 км.

№ 107 (с. 29).

- Прочитайте задачу.

— Что значит «третья часть длины»? (Длину реки делим на 3 ча­сти и берем одну часть.)

- С какой средней скоростью двигались туристы?

— Как узнать расстояние, которое преодолевали туристы за один день?

- Что можно найти, зная общее расстояние и расстояние, преодолеваемое ежедневно? (Количество дней, или время в пути.)

— Запишите решение задачи. Решение

1) 3690: 3 = 1230 (км) - прошли туристы;

2) 6 • 5 = 30 (км) - проходили туристы ежедневно;

3) 1230 : 30 = 41 (д.).

Ответ: туристы были в пути 41 день.

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 29). Взаимопроверка.) Ответ: 8 (ост. 300).

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- С каким новым вычислительным приемом вы познакоми­лись сегодня на уроке?

- Что надо помнить об остатке при делении?

- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 106, 108 (с. 29).

__________________________________________

Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Цели: познакомить с письменным приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном две цифры; совершен­ствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; моде­лировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; планировать и контролировать свои действия; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Работа над задачами

(Учитель читает задачи, учащиеся выбирают решение среди записанных на доске.)

50-10 10 + 50 50:10 50+10

• В наше время размах крыльев у стрекоз 10 см, а в камен­ноугольный период он был на 50 см больше. Какой размах крыльев был у стрекоз в каменноугольный период?

• Килограмм грейпфрута стоит 50 руб., а килограмм яблок на 10 руб. дешевле. Сколько стоит килограмм яблок?

• Обезьяна может прожить 50 лет, а попугай - 10 лет. Во сколь­ко раз продолжительность жизни обезьяны больше?

• Обхват ствола векового дуба 10 м, а баобаба - 50 м. На сколько метров баобаб толще дуба?

• На аэродроме 50 вертолетов и 10 самолетов. Сколько еди­ниц техники на аэродроме?

Наши рекомендации