Тема: Приём письменного деления многозначного числа на однозначное.
Цели: познакомить с письменным приемом деления многозначного числа на однозначное; развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении нового материала; прививать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевои и умственной форме; различать способ и результат действия; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
у 1. Индивидуальная работа у доски
— Выполни умножение столбиком.
45 600 • 7 27 778 000 • 3
100 478-5 3 040 500 • 8
- Прочитай выражение и найди его значение. 700 000 - (65 020 • 5 + 40) + 80
— Выполни деление с остатком устно.
65:2 89 : 6 73 : 6
37 : 4 98 : 5
Устный счет
— Какое число пропущено?
450 + 370 = 1000 -О(180)
800 : 4= 5 • □ (40)
58-3 = 100 + П(74)
□ + □ = 400 • 4 (Любые варианты чисел, дающих в сумме 1600)
Круговые примеры
Геометрический материал
— Найдите сторону прямоугольника, площадь которого
360 м2, а длина другой стороны 30 м. (Проверка индивидуальной работы у доски.)
III. Самоопределение к деятельности
— Разложите число 645 на удобные слагаемые и разделите его на 5. (645:5 = (500 + 100 + 45).-5 = 500:5 +100:5 + 45:5 = = 100 + 20 + 9 = 129.)
— Разделите 645 на 5 письменно по алгоритму.
— Разделите число 65 892 на 3. Рационально ли в данном случае раскладывать делимое на удобные слагаемые? (Нет, число очень большое, можно запутаться в вычислениях.)
— Как вы будете решать пример? (Можно выполнить деление столбиком, но мы еще не умеем делить многозначные числа столбиком.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с приемом письменного деления многозначного числа на однозначное.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Объясните, как решен первый пример на с. 82.
- Кто хочет объяснить, как выполнено деление многозначного числа на однозначное?
(Объясняет желающий ученик.)
— Прочитайте объяснение ниже.
№372 (с. 82). (Первый пример - коллективно, с хоровым проговариванием, остальные - с комментированием у доски.)
№373 (с. 82). (Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим чертежом.) (Проверка, объяснение разных способов решения задачи, самооценка.)
№374 (с. 82).
- Прочитайте условие задачи.
- Какой вопрос можно поставить к этому условию? (Сколько пшена продали? Сколько пшена осталось продать?)
- Выберите для себя вопрос, составьте схематический чертеж и решите задачу.
Решение: 280 : 7 • 2 = 80 (кг). Ответ: продали 80 кг пшена.
Решение
1) 280: 7 • 2 = 80 (кг) - пшена продали;
2) 280 - 80 = 200 (кг). Ответ: осталось 200 кг пшена. (Проверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
По дорожке шли, шли, (Шаги на месте.)
Много камешков нашли.
Присели, собрали, (Присесть, затем встать.)
Дальше пошли. (Шаги на месте.)
VI. Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 16 (с. 70). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Как вы закончили схему? (Записали, что 3 части - это 12 тарелок.)
- Что узнали в первом действии? (Сколько тарелок составляют одну часть: 12:3 = 4(т.).)
- Как вы узнали, сколько тарелок на столе? (4-4= 16 (т.).)
№17 (с. 70). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Какую рамку вы закрасили? Обоснуйте свой ответ. (Со словом «да». Периметр квадратной рамки 7-4 = 28 (см), а прямоугольной -9-3 = 27(см). 7- 4 < 9-3.)
№18 (с. 70). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
Решение: 1 • 6 - 30 = 12.
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 82). Самопроверка.) Ответ: 1122.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- У кого есть вопросы? Кому нужна помощь?
Домашнее задание
Учебник: № 375 (первый столбик) (с. 82). Рабочая тетрадь: № 19, 20 (с. 71).
_____________________________
Тема: Приём письменного деления на однозначное число. Решение задач.
Цели:познакомить с приемом деления многозначного числа на однозначное, когда первая цифра в делимом меньше делителя; развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении нового материала; прививать познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты:учащиеся научатся выполнять деление многозначного числа на однозначное, когда первая цифра в делимом меньше делителя; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; различать способ и результат действия; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа у доски
— Выполни деление столбиком. 65 493 : 3 50 832 : 9
— Реши уравнения. 7689-х = 560: 7 4532 +у
Устный счет
— Заполните таблицу.
Множитель | ||||||||
Множитель | А | |||||||
Произведение | 36 000 |
Блицтурнир
(Учитель читает задачи, учащиеся называют выражения для их решения.)
• У Оли х конфет. Пятую часть всех конфет она дала подруге. Сколько конфет Оля дала подруге? (х: 5.)
• Оля и Лена шли навстречу друг другу. Оля прошла а км, а Лена - Ъ км. Какое расстояние было между девочками первоначально? (а + Ь.)
• Лене 5 лет, это на у лет больше, чем Кате. Сколько лет Кате?
(5-У.)
• На сколько число с больше, чем число b?(c — b.)
• Сколько конфет у Леши, если седьмая часть его конфет равна у? (у 7.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)