Алгоритм деления двузначного числа на однозначное
1. Заменяем число ... суммой удобных слагаемых. Получаем выражение...
2. Делим каждое слагаемое на...
3. Складываем результаты...
Работа по учебнику
(Учащиеся устно объясняют решение примеров на с. 15, делают вывод.)
№ 1 (с. 15).
— Как заменить число 72 суммой разрядных или удобных слагаемых так, чтобы его можно было разделить на 4? (40и 32.)
— Запишите выражение и вычислите результат. (72 : 4 = = 40:4 + 32:4 = 10 + 8 = 18.)
(Аналогично разбираются остальные случаи.)
№2 (с. 15).
(Письменное выполнение с комментированием по цепочке по алгоритму.)
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя.)
Закачалось деревцо. (Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№3(с.15).
— Прочитайте задачу. Выделите слова для краткой записи. (Краткая запись составляется под руководством ученика.)
— Что значит «в 6 раз больше»? (Надо умножить на 6.)
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее.)
— Запишите решение и ответ задачи.
(Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 7 (с. 15).)
№ 6(с. 15).(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№55(1,2) (с. 23).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 54 (с. 22).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 15). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким новым вычислительным приемом мы познакомились сегодня на уроке?
— Как разделить двузначное число на однозначное?
— Какое открытие вы сделали?
— Кто хорошо понял тему?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 4, 5 (с. 15).
Урок 75. Делимое. Делитель
Цели:познакомить с правилами нахождения делимого и делителя на основе взаимосвязи компонентов действий; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать взаимосвязь умножения и деления при вычислениях; выполнять деление двузначного числа на однозначное; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Устный счет
Игра «Приведи корабли к причалу»
(Учитель показывает кораблик с примером, учащиеся - карточку с номером причала.)
Минутка для любознательных
- Используя четыре раза цифру 5 и знаки действий, запишите выражения со значениями 45 и 65. (55 - 5 - 5 = 45, 55 + 5 + + 5 = 65.)
- Петя дал младшему брату половину своих яблок и еще одно яблоко, после этого у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети? (2)
— Используя цифры 0,1,2, запишите все возможные двузначные числа, в записи которых цифры не повторяются. (10, 12, 20, 21.)
Работа над задачами
— Решите задачи.
• Мама купила 6 пирожных. Одну третью часть она раздала детям. Сколько детей у мамы, если каждый ребенок получил по одному пирожному?
• Крот дал Дюймовочке 12 зернышек. Она отнесла одну четвертую долю ласточке. Сколько зернышек Дюймовочка отнесла ласточке?
• За обедом детям раздали 9 кг яблок, что составило одну шестую часть запасов, имевшихся на складе. Сколько яблок было на складе столовой?
• Мама истратила на пальто дочке одну вторую длины имевшейся у нее тесьмы — 50 см. Какой длины была вся тесьма?
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите равенства.
24:6 = 4 6:2 = 3
24:4 = 6 3-2 = 6
— Прочитайте первое равенство математическим языком. (Делимое 24, делитель 6, частное 4.)
— Какого равенства не хватает в первом столбце? (6-4 = 24.)
— Как его получить из первого равенства? (Делитель 6 надо умножить на частное 4, и получится делимое 24.)
— Какого равенства не хватает во втором столбце? (6:3 = 2.)
— Как его получили? (Делимое 6разделили на частное 3 и получили делитель 2.)
— Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Находить неизвестное делимое, если известны частное и делитель, и неизвестный делитель, если известны делимое и частное.)
— Какие математические законы мы будем применять? (Законы о взаимосвязи деления и умножения.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.