Особенности обучения детей дошкольного возраста элементам математики
Обучение и развитие детей
Формирование личности ребенка и его умственное развитие совершаются в процессе разнообразных видов деятельности.
С первых дней жизни ребенка окружают люди, которые воздействуют на его развитие, и с которыми он устанавливает эмоциональный контакт. Окружают ребенка и многочисленные вещи, обладающие различными свойствами и качествами. Исследования показывают, что уже младенец располагает весьма большими возможностями для знакомства с окружающей средой и анализа воспринимаемых объектов. Это обеспечивает его приспособление к постоянно изменяющимся компонентам деятельности (например, в ситуации кормления).
В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей с раннего возраста начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметного мира — цвете, форме, величине, о пространственном расположении предметов, об их количестве, а также об отношениях людей (к самому ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и т. д.). Постепенно накапливается сенсорный опыт, который явится основой формирования элементарных математических представлений и первых понятий.
Возникает вопрос: следует ли предоставить ребенку возможность развиваться самопроизвольно или необходимо руководить процессом познания им окружающего мира?
Проблема обучения и развития во многих странах до сих пор остается нерешенной. И не случайно по этой проблеме развернулись весьма оживленные прения на XVIII Международном конгрессе психологов (1966). Чем же это было обусловлено?
До недавнего времени буржуазная педагогика стояла на позициях спонтанного развития детей. Как правило, жестко определялись возрастные возможности детей и строго в соответствии с ними разрабатывались школьные программы. Но бурный рост науки и техники вскрыл ограниченность и несовершенство этих программ. Необходимо было повысить уровень школьного образования, а это значит, пересмотреть и возможности детей на разных возрастных этапах.
Развитие детей дошкольного возраста всегда рассматривалось в буржуазной педагогике как спонтанный процесс, и необходимость строгих программ для этого возраста отрицалась. Но
такие взгляды пришли в противоречие с требованиями общества, и во многих странах началось широкое экспериментирование прежде всего по содержанию образования. В результате этих экспериментов ученые единодушно пришли к выводу, что познавательные возможности детей, включая и детей дошкольного возраста, значительно шире, чем предполагалось ранее.
Но возник новый вопрос: как наиболее рационально использовать эти возможности. Надо было рассмотреть по-новому проблему обучения и развития.
Советская психология и педагогика, опираясь на марксистско-ленинское учение, рассматривают развитие как процесс усвоения общественно- исторического опыта человечества.
Овладение знаниями, выработанными человечеством, способствует перестройке всех психических функций, поднимает ребенка на новую ступень развития. Отсюда следует вывод — обучение должно идти вп-ереди развития. В обучении необходимо всегда ориентироваться не на то, что способен уже делать сам ребенок, а на то, что он может сделать при помощи взрослых, под их руководством.
Известный советский психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что надо ориентироваться всегда «на зону ближайшего развития». Он писал: «...мы можем учесть не только законченный уже на сегодняшний день процесс развития, не только уже завершенные его циклы, не только проделанные уже процессы созревания, но и те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления, которые только созревают, только развиваются» ].
Обучение тем самым ведет развитие, является источником развития.
Этот взгляд советских психологов и педагогов противостоит взглядам представителей других направлений, например, -американского психолога Э. Торндайка, отождествляющего обучение и развитие, и взглядам швейцарского психолога Ж. Пиаже, разрывающего оба эти процесса, считающего, что обучение .не влияет на спонтанный ход развития.
Почему -нельзя отождествлять обучение и развитие? Это неправомерно делать уже потому, что каждый из этих взаимосвязанных процессов имеет свои закономерности. «Было бы величайшей ошибкой предполагать, — пишет Л. С. Выготский, — что'эти'внешние законы строения учебного процесса совершенно совпадают с внутренними законами строения тех процессов развития, которые вызываются к жизни обучением»2. Между первым знакомством и овладением знанием проходит сравнительно много времени. «Ребенок раньше овладевает известными навы-
ками по данному предмету, чем сознательно и произвольно научается применять их» '. В период от незнания к знанию совершается внутренний психический процесс, т. е. происходит развитие.
Но быстрый рост науки и техники поставил и еще одну проблему перед педагогикой: школьные программы неизбежно будут отставать от быстрого развития науки — они не могут столь быстро перестраиваться. Поэтому учащиеся должны научиться самостоятельно добывать знания как в процессе учения, так и после окончания школы. Они должны приучиться следить за развитием науки и техники. Следовательно, в процессе обучения с ранних лет важно не только сообщать готовые знания, но и развивать умственные способности детей. Отсюда вытекает вывод о необходимости использования развивающих методов обучения, способствующих формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, сериация и мн. др., а также развитию познавательных интересов, наблюдения, речи.
Однако не следует забывать, что мышление может плодотворно развиваться лишь на основе усвоения знаний. «...И если нет последних, то нет и основы для развития мышления, и последнее не может созреть в должной мере» 2,— писал один из виднейших советских психологов П. П. Блонский.
Известно, что готовые знания могут усваиваться ребенком путем запоминания, без глубокого осмысливания. Вот почему в советской педагогике и психологии подчеркивается необходимость осознанного их усвоения.
Знания, усвоенные лишь памятью, поверхностны и не используются в жизни. Ученик, усвоивший знания лишь на память, всегда бывает готов отвечать, так как он не подвергает их сомнению. Обычно такой ученик бывает крайне удивлен, когда при ответе обнаруживаются пробелы. Если же знания усвоены осознанно учащимся, он перед ответом подвергает их самопроверке. Вот что пишет по этому поводу П. П. Блонский: «Усвоение без проверки — простая безотчетно происходящая работа памяти; усвоение, контролируемое самопроверкой,— память, работающая под контролем мышления» 3.
Стало быть, руководя развитием в процессе обучения, необходимо добиваться, чтобы внимание учащихся было обращено не только на содержание усваиваемого материала, но и на способы выполнения.
Задача педагога — организовать деятельность детей, ибо только в деятельности совершается развитие ребенка. Когда перед ребенком ставится та или иная задача, у него появляется потребность ее решить. Но он может это сделать, лишь усвоив новые способы действия, поведения, мышления. И возникает противоречие между необходимостью и возможностями, между известным и неизвестным. Это противоречие и является движущей силой развития.
Таким образом через деятельность, направляемую педагогом, обучение влияет на психическое развитие ребенка.
Проблеме умственного развития детей за последние десятилетия посвящено много исследований.
Особый интерес для методики обучения детей элементам математики представляют исследования, проводимые в Научно-исследовательском институте психологии УССР под руководством Г. С. Костюка. Эти исследования показали, что в условиях обучения дети дошкольного возраста достигают более высоких, чем обычно, уровней различения признаков объектов (цвета, формы, величины). Успешно овладевают дети и операцией сериации, усваивая при этом относительность величины каждого элемента в ряду (больше предыдущего и меньше последующего). Этот принцип относительности переносится детьми и на другие модальности (количество, звуки и др.).
В условиях обучения у детей пяти-шести лет успешно формируется понятие числа; количество абстрагируется от всех других пространственно-качественных признаков объектов. Развивается способность видеть и устанавливать соподчинение подмножеств и множеств, подклассов и классов, доказывать истинность своих суждений и умозаключений. Дети быстрее переходят от конкретного к абстрактному, понятийному мышлению; у них вырабатываются мыслительные операции, необходимые для овладения научными понятиями.
Все психологические исследования, проведенные в Советском Союзе, убеждают, что в процессе обучения происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка. «Обучение не только ускоряет переходы детей от низших к высшим структурам интеллектуальной деятельности. Оно является необходимым условием их образования. Новые структуры при этом не просто привносятся извне, они вырабатываются в процессе обучения из ранее сложившихся структур по образцам, воплощенным в усваиваемом учащимися общественном опыте. Внешняя стимуляция в этом процессе всегда действует через внутреннюю активность учащихся» ',— пишет Г. С. Костюк.
Итак, исследования советских психологов убедительно доказывают ведущую роль обучения в развитии детей. Важно при этом, чтобы методика обучения была тщательно разработана и обеспечивала не только сообщение знаний, но и совершенствование мыслительных операций.