V. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 66).
– Сравните произведения. Чем они похожи? Чем отличаются? (Во всех выражениях первый множитель одинаковый – 98765, а второй множитель – однозначное число, причем этот множитель уменьшается на один.)
Цель этого задания – показать учащимся возможность различных способов для вычисления значений выражений.
– Как можно найти значение этих произведений разными способами? (Например, сначала вычислить значение произведения 98765 · 4, а затем к результату прибавить 98765, тогда получим значение выражения 98765 · 5.)
– Как можно вычислить значения произведения 98765 · 9? (Если сложить значения произведений 98765 · 4 и 98765 · 5, то получим значение выражения 98765 · 9.)
– Кто может предложить другой вариант? (Вычислить значение выражения 98 765 · 10. А затем из полученного результата вычесть 98765, получим значение произведения 98765 · 9.)
В ы в о д: последовательно вычитая из результата число 98765, будем получать значения произведений 98765 · 8; 98765 · 7; 98765 · 6 и т. д.
– Кто может предложить другой вариант?
О т в е т: можно вначале вычислить значение произведения 98765 · 4 и, пользуясь полученным результатом, узнать значение выражения 98765 · 7, то есть прибавить 98765.
Далее к значению выражения 98765 · 7 прибавить 98765, получим значение произведения 98765 · 8 и т. д.
– Прочитайте вариант, который предлагает Маша. (Чтение рассуждения Маши на с. 22.)
– Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Значение произведений можно найти различными способами.)
– Запишите в тетради наиболее понравившийся вам способ.
2. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
– Выпишите в первый столбик примеры, в которых в произведении будет столько цифр, сколько их в первом множителе, а во второй – те, в которых цифр будет больше. Что вы заметили? Сделайте вывод.
– Выполните умножение в столбик.
П р о в е р к а:
– Запишите значения произведений в порядке убывания.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 68 (а, б).
– Расставьте порядок выполнения действий в выражении и вычислите значения выражений.
Двое учащихся выполняют задание на закрытой части доски.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 69.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется найти?
– Рассмотрите схему, она поможет вам решить задачу:
– С а м о с т о я т е л ь н о запишите решение задачи по действиям с пояснением.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
– Выберите выражение, которое является решением задачи:
а) 14273 – 3876 · 3 б) 14273 – 3876 · 2
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 70.
– Сравните различные формы записи многозначных чисел:
7 · 1000 + 6 · 100 + 4 7000 + 600 + 4 | 8 · 1000 + 8 · 10 + 8 8000 + 80 + 8 |
– Как записаны числа?
– Сравните выражения, не вычисляя их значений.
VII. Итог урока.
Домашнее задание:№ 67, 68 (в, г); тетрадь с печатной основой № 1 (задания № 45, 46).
У р о к 19.
УМНОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ, ОКАНЧИВАЮЩИХСЯ НУЛЯМИ
Цели: познакомить учащихся с алгоритмом умножения на однозначное число в случае, когда первый множитель оканчивается одним или несколькими нулями; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а ч а № 67:
а) б) в)
– Выберите схему, которая соответствует условию задачи.
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Придумайте такой второй множитель, чтобы выполнялись следующие условия:
2. Используя данные равенства, найдите значения произведений.
327 · 5 = 1637 327 · 4 = 327 · 6 = | 3007 · 4 = 12028 3008 · 4 = 3007 · 3 = |
3. Подумайте: >, < или = ?
97 · 9 … 97 · 90 56 · 8 … 506 · 8 | 970 · 90 … 9700 · 90 5060 · 8 … 5060 · 80 |
IV. Подготовка к восприятию нового материала.
Р е ш е н и е п р и м е р о в на классной доске и в тетрадях с развернутой записью.
60 · 4 = 6 дес. · 4 = 24 дес. = 240
900 · 6 = 9 сот. · 6 = 54 сот. = 5400
8000 · 9 = 8 тыс. · 9 = 72 тыс. = 72000
По ходу решения ученики дают пояснения: 900 – это 9 сот. Умножили на 6, получили 54 сот.; 54 сот. – это 5400 и т. д.