Свойства отношений на множестве
Пусть R - некоторое бинарное отношение на множестве X, а х, у, z любые его элементы. Если элемент х находится в отношении R с элементом у, то пишут xRy.
1. Отношение R на множестве X называется рефлексивным, если каждый элемент множества находится в этом отношении с самим собой.
R —рефлексивно на X <=> xRx для любого x? X
Если отношение R рефлексивно, то в каждой вершине графа имеется петля. Например, отношения равенства и параллельности для отрезков являются рефлексивными, а отношение перпендикулярности и «длиннее» не являются рефлексивными. Это отражают графы на рисунке 42.
2. Отношение R на множестве X называется симметричным, если из того, что элемент х находится в данном отношении с элементом у, следует, что элемент у находится в этом же отношении с элементом х.
R — симметрично на Х (хЯу =>у Rx)
Граф симметричного отношения содержит парные стрелки, идущие в противоположных направлениях. Отношения параллельности, перпендикулярности и равенства для отрезков обладают симметричностью, а отношение «длиннее» - не является симметричным (рис. 42).
3. Отношение R на множестве X называется антисимметричным, если для различных элементов х и у из множества X из того, что элемент х находится в данном отношении с элементом у, следует, что элемент у в этом отношении с элементом х не находится.
R — антисимметрично на Х« (xRy и xy ≠ yRx)
Замечание: черта сверху обозначает отрицание высказывания.
На графе антисимметричного отношения две точки может соединять только одна стрелка. Примером такого отношения является отношение «длиннее» для отрезков (рис. 42). Отношения параллельности, перпендикулярности и равенства не являются антисимметричными. Существуют отношения, не являющиеся ни симметричными, ни антисимметричными, например отношение «быть братом» (рис. 40).
4. Отношение R на множестве X называется транзитивным, если из того, что элемент х находится в данном отношении с элементом у и элемент у находится в этом же отношении с элементом z, следует, что элемент х находится в данном отношении с элементом Z
R - транзитивно на A≠ (xRy и yRz=> xRz)
На графах отношений «длиннее», параллельности и равенства на рисунке 42 можно заметить, что если стрелка идет от первого элемента ко второму и от второго к третьему, то обязательно есть стрелка, идущая от первого элемента к третьему. Эти отношения являются транзитивными. Перпендикулярность отрезков не обладает свойством транзитивности.
Существуют и другие свойства отношений между элементами одного множества, которые мы не рассматриваем.
Одно и то же отношение может обладать несколькими свойствами. Так, например, на множестве отрезков отношение «равно» — рефлексивно, симметрично, транзитивно; отношение «больше» — антисимметрично и транзитивно.
Если отношение на множестве X рефлексивно, симметрично и транзитивно, то оно является отношением эквивалентности на этом множестве. Такие отношения разбивают множество X на классы.
Данные отношения проявляются, например, при выполнении заданий: «Подбери полоски равные по длине и разложи по группам», «Разложи мячи так, чтобы в каждой коробке были мячи одного цвета». Отношения эквивалентности («быть равным по длине», «быть одного цвета») определяют в данном случае разбиение множеств полосок и мячей на классы.
Если отношение на множестве 1 транзитивно и антисимметрично, то оно называется отношением порядка на этом множестве.
Множество с заданным на нем отношением порядка называется упорядоченным множеством.
Например, выполняя задания: «Сравни полоски по ширине и разложи их от самой узкой до самой широкой», «Сравни числа и разложи числовые карточки по порядку», дети упорядочивают элементы множеств полосок и числовых карточек при помощи отношений порядка; «быть шире», «следовать за».
Вообще отношения эквивалентности и порядка играют большую роль в формировании у детей правильных представлений о классификации и упорядочении множеств. Кроме того, встречается много других отношений, которые не являются ни отношениями эквивалентности, ни отношениями порядка.
6. Что такое характеристическое свойство множества?
7. В каких отношениях могут находиться множества? Дайте пояснения каждому случаю и изобразите их при помощи кругов Эйлера.
8. Дайте определение подмножества. Приведите пример множеств, одно из которых является подмножеством другого. Запишите их отношение при помощи символов.
9. Дайте определение равных множеств. Приведите примеры двух равных множеств. Запишите их отношение при помощи символов.
10. Дайте определение пересечения двух множеств и изобразите его при помощи кругов Эйлера для каждого частного случая.
11. Дайте определение объединения двух множеств и изобразите его при помощи кругов Эйлера для каждого частного случая.
12. Дайте определение разности двух множеств и изобразите ее при помощи кругов Эйлера для каждого частного случая.
13. Дайте определение дополнения и изобразите его при помощи кругов Эйлера.
14. Что называется разбиением множества на классы? Назовите условия правильной классификации.
15. Что называется соответствием между двумя множествами? Назовите способы задания соответствий.
16. Какое соответствие называется взаимно однозначным?
17. Какие множества называют равномощными?
18. Какие множества называют равночисленными?
19. Назовите способы задания отношений на множестве.
20. Какое отношение на множестве называют рефлексивным?
21. Какое отношение на множестве называют симметричным?
22. Какое отношение на множестве называют антисимметричным?
23. Какое отношение на множестве называют транзитивным?
24. Дайте определение отношения эквивалентности.
25. Дайте определение отношения порядка.
26. Какое множество называют упорядоченным?
Задания для самостоятельной работы к теме №2
1.Придумайте примеры конечных и бесконечных множеств. Задайте их, указав характеристическое свойство и перечислив элементы, если это возможно. Приведите пример пустого множества.
2. Придумайте два множества, отношения между которыми изображены при помощи кругов Эйлера:
3. Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения между числовыми множествами (N, Z, Q, R.) и запишите их при помощи символов.
4. Придумайте три множества и изобразите их отношения при помощи кругов Эйлера.
5. Придумайте задания для дошкольников и для учащихся начальной школы, выполняя которые они, по сути дела, выполняют операции над множествами (объединение, пересечение, дополнение).
6. Придумайте задания для дошкольников и для учащихся начальной школы на установление соответствий между двумя множествами (взаимно однозначных и не являющихся таковыми).
7. Придумайте множество и задайте на нем отношения. Установите, какими свойствами они обладают (рефлексивностью, симметричностью, антисимметричностью, транзитивностью).
8. Придумайте задания для дошкольников и для учащихся начальной школы:
— на разбиение множества на классы,
— на упорядочение множества.
Выявите вид отношения, рассматриваемого на множестве, и сформулируйте его свойства.